Начала ли Европа прозревать, и о том, что в действительно думают чехи о ситуации в Республиках, Украине.ру рассказала автор фотографий Кристина Мельникова.

— Кристина, расскажи о выставке. Из каких работ она состоит, где была открыта, сколько продлится? Кто был на открытии и как прошло открытие выставки?

— Выставка открылась в галерее Futura на улице Политических заключенных, 9, в Праге, и продлится она до конца текущего года. Выставку открывала депутат Европейского парламента и председатель Коммунистической партии Чехии и Моравии Катерина Конечна, которая вместе с фоторедактором газеты Halo noviny Романом Блашко организовала это мероприятие.

На выставке представлены мои фотографии, снятые за годы работы в Донбассе и во время 44-дневной войны в НКР. Они входили в мои текстовые репортажи, поэтому, конечно же, требовали контекста и пояснений. Поэтому я регулярно встречалась с людьми и рассказывала им истории героев тех или иных работ. Во время открытия выставки Катерина Конечна сказала, что всегда боролась против диктата военно-политических союзов и, как политик, искала пути к миру.

Катерина обратила внимание на нехватку правдивой информации о Донбассе в чешских средствах массовой информации, поблагодарила за то, что я показала жителям Чехии, как близко от них идет война и как тонка грань между войной и миром, между жизнью и смертью. А Роман Блашко заявил, что чувствует личную ответственность за жителей Донбасса, поскольку они ведут борьбу с фашизмом, поддерживаемым американским империализмом, который угрожает в том числе и Чехии.

На следующий день после открытия выставки я встречалась в чешском Сенате с сенатором Ярословом Доубравой, который поздравил меня с открытием выставки и вручил письмо с благодарностью. Он в свое время выступал против бомбардировок Югославии, был в этой стране в ее тяжелые годы, а в 2014 году ездил в Донбасс и даже написал книгу о своих впечатлениях.

Было очень приятно не только внимание к Донбассу, к моей работе, но и знакомство с этими людьми. Это потрясающие люди, которые не боятся идти против течения и в условиях гегемонии русофобской прозападной повестки пытаются узнавать и доносить альтернативную информацию. Я на протяжении этого года опубликовала несколько интервью с жителями Донбасса в издании Halo noviny. И предполагалось, что мы полетим в Прагу вместе с моими героями, Ольгой Сидоренко и Светланой Симбирцевой, жившими долгое время на линии фронта. Однако у них возникли трудности с документами, и чтобы не отказываться от идеи полностью, было решено провести выставку моих работ.

Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада
Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада
Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада
Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада
Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада
Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада
Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада
Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада
Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада
Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада
Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада
Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада
Кристина Мельникова о том, как правда о Донбассе пробивает официоз Запада

— При помощи какой техники ты делала фотографии? Кто изображён на фото и по какому принципу они отбирались?

— Сони Альфа 7 II. В 2017 году я купила этот на тот момент передовой фотоаппарат в кредит из соображений идейных и честолюбивых, делать фото и дополнять ими свои тексты. Ни одно из этих фото я не продала, не заработав на них ни гроша, а после публикации фотографий архивы не хранила, не надеясь, что когда-либо будет возможна выставка, потому что не видела заинтересованности в них. Увы, так пропало немало теперь уже ценных с исторической точки зрения фото.
Например, несколько поездок к Пятнашке на передовую, которая уже разбита и недоступна для съемок. Раньше я тоже писала о Донбассе, но тогда мы ездили с моим другом и фотографом Рамилем Сафиным. Фото в выходивших до 2017 года текстах принадлежали ему. Как я уже объяснила, архивов стройных не было, системы тоже. Потому что я не занималась фотопроектами, я дополняла свои тексты. Я собрала все наиболее важные для меня уцелевшие фотографии, и мы вместе с Романом Блашко отбирали их, руководствуясь исключительно соображениями эстетическими и смысловыми. Никакого цензурирования и запретных тем не было.

— Кристина, как вообще так вышло, что выставка стала возможна в Европе? Мы же прекрасно знаем европейское отношение к проблеме Донбасса и тут такой прорыв информационной блокады.

— Меня пригласили. Выставка состоялась в пику антироссийской истерии, которую навязывают Чехии, а также во время очередного обострения в Донбассе. Для меня это было очень важно, потому что ты находишься не в комфортной для себя идеальной среде, а в ситуации, когда тебя могут ждать неожиданные сюрпризы. Так, местная либеральная журналистка назвала меня террористкой, сославшись на украинский «Миротворец» и содержащуюся там информацию, напомнив, что в Чехии за пропаганду терроризма предусмотрено уголовное наказание. Но это было маргинальное мнение. Среди тех, кто пришел на выставку, и тех, с кем мне довелось пообщаться в нескольких городах в чешских регионах (я была в трех городах помимо Праги), я видела желание выслушать меня, видела благодарность. Ко мне подходили люди и говорили, что чтут память освободивших Прагу воинов Красной армии и их подвиг вопреки официальной повестке. Причем молодые люди тоже приходили на встречи. Так, ко мне подошла юная девочка Паулина в городе Кромержиж и рассказала, что в школе им говорят, что страдания жителей Донбасса — это кремлевская пропаганда, а все фотографии и сюжеты оттуда — поддельные.

И я понимаю, насколько на самом деле важно было то, что мы делали общими усилиями. Причем в регионах Чехии мои выступления длились по несколько часов (я рассказывала о своем журналистском опыте и мы на проекторе показывали фото с моими комментариями и работой переводчика, все это было достаточно долго), но никто не уходил, все заинтересованно слушали. Для людей это был как глоток чистого воздуха, потому что официоз и так называемый мейнстрим твердит им прямо противоположное.