В блиндаже одного из подразделений Крымского мотострелкового полка группировки войск «Днепр» завязалась по-настоящему дружеская беседа. Бойцы рассказывают о себе, о своем жизненном пути и о планах на будущее. Кто-то вспоминает первые боевые задачи, другие, улыбаясь, объясняют, почему бегающему под ногами четвероногому защитнику дали кличку «Булат», а третьи говорят о родном доме и любимых семьях. Неожиданно командир с позывным «Призрак» прерывает оживленный разговор и спокойно говорит: «Поговорите с «Разведкой». Ему точно есть о чем рассказать». Как известно, с командирами не спорят…
Стрелок с позывным «Разведка» сидит немного в стороне, больше слушает, чем говорит. Не перебивает, только иногда кивает, соглашаясь с боевыми товарищами. Когда разговор коснулся его лично, сначала попытался было отмахнуться, мол, ничего особенного, нечего мне рассказать. Потом все-таки продолжил: про службу в девяностые, про частичную мобилизацию, про выполнение боевых задач на островах Днепра, про оставшиеся «за ленточкой» любимое дело и родную Феодосию.
Позывной «Разведка» у него появился еще со службы по призыву в специальном подразделении, куда он попал в конце девяностых. Тогда-то, по его словам, и научился главному – держать слово, работать в команде и не бросать СВОих. О том, что спустя много лет снова придется брать оружие в руки, он тогда, конечно, не думал…
Служить по призыву ему довелось в киевском полку специального назначения «Барс», входившем в состав внутренних войск Украины. В то время это было уважаемое подразделение, попасть туда считалось престижным.
– Тогда у нас все по-другому было, – вспоминает «Разведка». – Подразделение еще держало традиции советского спецназа. Не было злобы, не было нацизма, не было этой ненависти. Внутри воинского коллектива не делили людей по происхождению или взглядам. Все говорили по-русски, а главное, команды звучали на русском.
Напомним о том, что бригада «Барс» в 2014 году противостояла вооруженным радикалам и сторонникам майдана в дни государственного переворота в Киеве, в результате которого к власти в Украине пришли украинские националисты и неофашисты. После незаконного захвата власти бандеровским режимом подразделение было расформировано. Его преобразовали в оперативную бригаду нацгвардии, на смену ветеранам подразделения набрали неонацистов и бандитов. В таком изуродованном виде некогда престижное подразделение, в котором некогда служил мой собеседник, было направлено для участия в карательной операции против мирного населения Донбасса.
– Это уже было совсем не тот «Барс», в котором мы служили, – говорит он. – Для меня, как для бывшего военнослужащего этого подразделения, это стало тяжелым ударом и личной болью. Мы тогда выполняли свои обязанности честно. Без ненависти, без лжи, без бандеровской идеологии. Тяжело поверить, что все так изменилось. На мой взгляд, в 2014 году крымчане и севастопольцы приняли единственно верное решение и вместе с полуостровом вернулись в Россию.
Военнослужащий признается, когда началась специальная военная операция, он не мог оставаться в стороне. Следил за новостями, переживал за мирных жителей, подвергающихся обстрелам преступным киевским режимом, переживал за Россию, за будущее. Эти мысли не отпускали его. Поэтому, когда объявили частичную мобилизацию, «Разведка» уже был к этому готов – морально и внутренне.
Осенью 2022 года мой собеседник не стал ждать, когда придет повестка. Говорит, что несколько дней до объявления частичной мобилизации все прокручивал в голове, много думал, не находил себе места, а потом просто пошел в военкомат сам.
«Чего тянуть?» – объясняет он спокойно, будто речь идет о самой обычной поездке по его любимому Крыму, а не о дороге на передовую.
Он привык отвечать за свои поступки и не перекладывать выбор на обстоятельства, поэтому тогда решил: «Кто если не я? Мы одна страна, один народ, в стороне никто не должен оставаться».
Через некоторое время «Разведка» отправился на один из полигонов Крыма, где началась тщательная боевая подготовка перед отправкой «за ленту». Там, по его словам, пришлось вспоминать все заново, чему когда-то учили в армии – стрельбу, работу с оружием, метание гранат, тактику действий, взаимодействие в группе. Отдельно и тщательно осваивали навыки тактической медицины. Учились правильно накладывать жгуты, делать перевязки, оказывать первую помощь под огнем. Все понимали, что такая практика может спасти жизнь. Позже он не раз вспоминал эти занятия, когда приходилось спасать раненых товарищей под вражескими обстрелами.
– Первый день на передовой прошел ровно, – вспоминает «Разведка». – Приехали, заняли позиции, начали копать окопы. Уже на следующий день пошли на боевое дежурство.
Самым тяжелым испытанием для него стал выход на один из островов Днепра. Когда объявили набор добровольцев, он долго не раздумывал и вызвался первым. Группу из четырех военнослужащих отправили на остров с задачей удерживать позицию и не допустить высадки противника.
– Высадились и почти сразу поняли, что за нами следят, – вспоминает опытный боец. – Минут через сорок над нами уже висели вражеские «птички». Начались сбросы. Сначала ранило одного, потом второго. Вражеские дроны не уходили – кружили днем и ночью, не давая поднять голову. Мне все время как будто везло. Я ходил к парням, помогал, перевязывал, «обезболы» делал. Под обстрелами, под постоянным гулом беспилотников вытаскивал раненых, старался поддержать каждого. Неонацисты пытались пробраться на остров, но мы им этого не позволили. Удерживали участок до конца, несмотря ни на что.
Особенно тяжело пришлось боевому товарищу с позывным «Колобок». Тот получил серьезные ранения. «Разведка» вынес его под минометным огнем, дотащил до укрытия, оказал первую помощь, не отходил от него. В это время сам получил осколочные ранения ноги, но сначала даже не почувствовал, для него было важнее оказать помощь товарищу.
Четыре дня отважная группа находилась на острове без эвакуации.
– Из-за плохой погоды наш катер подойти не мог. Дождь, мокрый снег, холод, сырость, постоянное напряжение. Дождь и непогода хоть и частично спасали от вражеских дронов, но противник продолжал напоминать о себе, – вспоминает собеседник.
На четвертые сутки погода немного улучшилась, и к утру смог подойти катер. Уже во время эвакуации их снова обнаружил беспилотник. Начался обстрел, но боец смог уйти от удара и вывести лодку. Раненых доставили в госпиталь.
За проявленное мужество и героизм военнослужащий одного из подразделений мотострелкового полка группировки войск «Днепр» с позывным «Разведка» отмечен государственной наградой – медалью «За отвагу».
Когда разговор в блиндаже уже подходил к концу, он на минуту задумался и потом спокойно добавил:
– Вся моя жизнь прошла в Феодосии. Там дом, семья, друзья, работа. Все свое. Там и Русскую весну встретил – с радостью и с верой в лучшее будущее. Тогда было чувство, что все наконец-то встало на свои места. Мы просто вернулись домой.
До начала специальной военной операции он много лет работал экскурсоводом. Возил людей по всему Крыму – по дворцам, горам, побережью, пещерам, морским маршрутам. Знал полуостров не по картам и путеводителям, а по личному опыту. Для него это было не просто работой – он действительно жил этим делом.
О своих любимых местах говорит с особым теплом. На первое место ставит Ай-Петри – горная вершина в Крымских горах. Говорит, оттуда весь Крым виден как на ладони. Вторыми называет Балаклаву и Севастополь – города с особой историей и характером. Третье место – пещеры Кизил-Коба (Красная пещера) и Мраморная, которые всегда производили сильное впечатление на людей, которые бывали там на экскурсиях.
– После ранения бегать и работать в прежнем темпе мне уже будет сложно, – завершает «Разведка». – Но желание вернуться к экскурсиям никуда не ушло. Я не привык сдаваться. Когда мы победим, я снова буду водить группы, показывать Крым и делиться тем, что хорошо знаю и люблю.
Виктор ВОРОНОВ, группировка войск «Днепр»
Фото автора
Источник: vk.com