Что означает «денацификация Украины» с учетом советского исторического опыта?
Я не историк, я занимаюсь геополитикой. Но есть определенные законы развития кризисов. Мне легендарный советский разведчик Павел Анатольевич Судоплатов рассказал очень подробно историю возникновения ОУН* (*организация, деятельность которой запрещена в РФ) и УПА* (*организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Важно понимать, что украинский национализм развился на территории, которая частично входила в состав Австро-Венгерской империи, а частично в состав Российской империи, куда в то время входила и Польша. ОУН* тогда имела другой характер — это была мечта о создании собственного независимого государства, в том понимании, которое возникло в Галицкой Руси, то есть на территории, входившей в Австро-Венгрию.
Этот цивилизационный, нормальный, достаточно мирный процесс изменила Первая мировая война. Солдаты и офицеры с Галицкой Руси служили в отрядах сечевых стрельцов Австро-Венгерской монархии. После окончания Первой мировой войны и заключения перемирия в Компьене костяк воевавших на стороне Австро-Венгерской империи жителей Галиции оказался в некоем вакууме, поскольку всю Европу охватили революционные волнения, которые привели к «краху четырёх империй».
Этот костяк и основал т. н. Западно-Украинскую Народную Республику (ЗУНР) в 1918 г. Таковая просуществовала примерно до 1920 г., когда по решению стран-победительниц вся Западная Украина как часть Австро-Венгерской империи была выделена в состав вновь создаваемой Польши во главе с Пилсудским. Туда вошли основная часть Польши, ранее входившая в состав Российской империи, и Галиция целиком.
Таким образом, ЗУНР просуществовала год с небольшим, а ее лидеры и составили основу украинского подполья на территории Речи Посполитой (РП). За 20 лет существования в составе РП эта часть Польши была самой беспокойной и мятежной. Там сформировалось то, что потом стало называться «территорией УПА»*, которая в форме ОУН* сначала находилась под руководством Коновальца, потом Мельника, и концу 1944 г. уже Бандеры и Шухевича.
На стороне немцев в период 1942–1944 гг. активно воевали значительные контингенты уроженцев Западной Украины, т.е. уже возник серьезный фундамент т. н. генетической памяти. С началом войны против СССР значительная часть актива УПА* и населения была привлечена в составе полицейских батальонов для борьбы с партизанским движением на территории Украины и Белоруссии, а в 1944 г. была сформирована дивизия СС «Галичина»*.
Впрочем, вскоре наступающими частями Красной армии «Галичина»* была разбита и пополнила подпольные ячейки и бандформирования. А остатки дивизии и полицейских батальонов вместе с отступающей немецкой армией ушли на территорию Рейха. Большая часть под ударами чекистских операций уже позже с боями прорывалась через территорию Польши и Чехословакии на территорию Западной Германии, тогдашняя обстановка это позволяла. Чехословацкие и польские формирования активно участвовали в борьбе с ними и понесли значительные потери.
- Как отнеслись к этому контингенту западные страны-победительницы?
Значительная часть сторонников Бандеры перебралась на Запад, в Канаду, принявшую их в силу нехватки рабочих рук. А 140 000 человек из тех, кто перешел в Западную Германию, приняли Соединенные Штаты по специальному решению Конгресса. Вот они и первые ветераны 1914?1918 гг.- т. н. первая волна украинских националистов, с началом Холодной войны составили тот вербовочный контингент, который сыграл очень большую роль в тех ресурсах, которые были использованы США, Великобританией и пр. против СССР и вплоть до новейшей истории.
Будем считать условно, что с 2004 года (первая «оранжевая революция»), воспользовавшись изменившейся ситуацией, уроженцы Западной Украины стали играть все большую и большую роль в украинской политике. Значительная часть окончивших ВУЗы в городах Центральной Украины «западенцев», как правило, там и оседала, а не возвращались обратно на Западную Украину. Среди них культивировалась устойчивая связь с предками, потомки которых уже давно прижились в Канаде и США.
- Значит ли это, что Россия опоздала с денацификацией?
Нынешняя ситуация и принятые решения, альтернативы которым абсолютно не существовало, привела к тому, что единственным из способов решения является не только демилитаризация, но и денацификация, особенно значительной части молодого поколения Украины.
- А это возможно, исходя из прежнего тяжелого опыта советского государства?
В 1938 году Судоплатов в Роттердаме по заданию Сталина ликвидировал Коновальца (уже тогда стало понятно, что через Коновальца и его организацию уже давно и опасно для СССР действует германская разведка, а сам он получал огромное финансирование — 2 миллиона рейхсмарок в год). В 1939 году была первая системная попытка ликвидировать структуру Коновальца — Мельника и ее влияние на население, но тогда органам не хватило для этого времени мирного периода.
К этому времени «территория» практически была несостоявшимся государством, которое после 1939 года вошло в состав СССР, и вместе с проблемами социального, экономического и прочего характера мы унаследовали сильнейшую систему подпольной организации ОУН*.
В тот период по ней были нанесены определенные удары. Большая часть работы заключалась в создании специальных частей госбезопасности, усиленных отрядами погранвойск и армейских подразделений. Но все же тогда основная борьба была сосредоточена на польском подполье — на выявлении жандармов, бывших офицеров-осадников.
Настоящая денацификация, ее второй этап, начался в августе 1944 года, когда советские войска вновь вступили на территорию Западной Украины. Дивизия СС «Галичина»* была разгромлена, разбежалась, и ее части сохранились в виде полицейских батальонов германской армии. И с 1944 года, примерно в течение восьми лет (аналогично периоду с 2014 по 2022 год) огромная машина госбезопасности при полной поддержке всего государства боролась с ОУН-УПА*.
И победа, причем довольно относительная, была достигнута весьма жесткими методами. Я по документам изучал историю этой борьбы, ведшейся с 1944 по 1947-1948 годы.Эти меры позволили свести, по возможности, к минимуму активность УПА*.
- Какие именно меры ?
По лесам было огромное количество схронов с оружием, и людей, которые, как сейчас «азовцы»*, не могли сдаться, потому что на них не распространялась никакая амнистия (хотя амнистий проводилось много). Система мер прежде всего имела целью отрезать пути снабжения БК.
Изымалось то оружие, которое осталось у населения (хотя тут были тонкости, поскольку многие держали оружие для обороны — ведь, помимо политического бандитизма, был и уголовный, и УПА* сочетала в себе оба вида). Обнаруживались схроны, выявлялись места концентрации бандподполья. И, самое главное, выявлялись связи с местным населением, с родственниками или с теми, с кем ранее были установлены контакты по местам проживания и т.д.
И, наконец, поскольку там система хуторская, то на каком-то этапе, года с 1949, проводилось укрупнение хозяйств, создание МТС и внедрение коллективного труда. В 1951 году отдали соответствующие приказы и стали собирать хуторян в колхозы. Колхозы позволяли собирать в большие трудовые коллективы отдельные населенные пункты. Раньше, кто из леса пришел на хутор, получил сало, горилку, и — обратно в лес.
А тут люди на виду, в коллективе. Эти технологии, насколько я знаю, сейчас извлекаются из архивов и изучаются (я много общался с П. А. Судоплатовым, который работал и по лидерам ОУН*, и по этой теме). Были меры, прилагаемые к конкретному району или даже населенному пункту. Речь шла о прерывании снабжения бандитов, в первую очередь, питанием.
С другой стороны, проводились амнистии. Иногда они тоже распространялись только на определенную местность. В итоге, в основном из-за отсутствия снабжения, большинство более-менее крупных формирований развалилось. Хотя банды внедряли своих людей в руководство сельских общин, колхозов, органов власти — этих лиц надо было выявлять агентурной работой и оперативными мероприятиями. И, конечно, просветительская работа с населением.
Из «центра» посылали учителей, других командированных — они, увы, понесли большие потери от рук УПА*. Но постепенно часть людей стала от неё отваливаться. Другую часть уничтожали. С хуторов люди бежали, люди стремились в крупные села, где была большая безопасность. Система заработала постепенно, одномоментно это невозможно. Но к началу 1950-х годов с организованными бандформированиями было покончено.
- А такая мера, как депортация ?
Это отдельный вопрос. Это была самая действенная мера. Депортация осуществлялась в случае выявления какого-либо содействия УПА*, хотя уличенные в этом всегда говорили, что делали это под угрозой. В основном, это касалось родственников членов организации. Им выносились небольшие сроки и проводилось выселение в Казахстан или на Колыму.
Это помогло подрубить корневую систему УПА*. Мера применялась не массово, как при коллективизации, а при наличии материалов, полученных в ходе наблюдения и последующей разработки. Но органы старались подвести под эту линию многих родственников тех, кто прятался в лесах. Всего, по данным архивных источников, были выселены несколько сот тысяч человек.
Потом в 1953 они были амнистированы, часть вернулась на Украину, а часть осталась. И уже во время хрущевской оттепели те бандеровцы, которые через Германию попали в составе перемещенных лиц во Францию, в Бельгию на шахты, а потом в США и в Канаду, сумели восстановить связи с западно-украинскими родственниками в СССР. Добрые родственники из Канады наезжали на Запад Украины толпами, привозили дефицитные подарки, говорилось, как «там» хорошо живут люди, и шла вербовка.
Это предтеча майдана. Старая идеология, наложенная на антисоветизм, снова возродилась. По этой линии, и с учетом имевшегося в СССР дефицита со стороны диаспор, было оказано сильное влияние. Это были семена того, что дало всходы сейчас. Потому что в основе любого явления — личность.
На момент российской спецоперации практически все местные административные органы были под контролем выходцев с Западной Украины или тех, кто в ходе обучения принял эту идеологию, был «нацифицирован».
Одним из первых «нацификацию» прошел Харьков. Это был «русский город», но работа с подростками через фанатские ультраправые структуры создала целое поколение упорных нацистов, которые сыграли роль карателей в подавлении прорусского движения в Одессе в 2014 году.
И тут большая вина Януковича, который, не желая, чтобы на нем была кровь, довел до большой крови. Майдан пришелся на тот момент, когда у нас были свои проблемы, и здесь в руководстве были лица, которые Майдану активно помогали.
- Советскими спецслужбами был ликвидирован Коновалец, а потом и Бандера. Это метод, или на сегодняшний день есть более эффективные способы решения корневой проблемы?
Методов много, потому что с развитием технологий и ростом их воздействия на психику не отдельных людей, а целых стран, изменяются возможности. Запад, его нынешняя поддержка бандеровщине и слом этой поддержки — это ключ. Важно учитывать, что Запад — это лоскутное одеяло при всей демонстрации его единства. А лоскутное одеяло долго не служит.
Малые лоскуты еще не ощутили всех последствий прерывания сырьевых поставок, поставок удобрений. Уровень проблем может стать сходным с тем, который был после второй мировой войны. Но у США больше нет ресурсов на новый план Маршала. По оценкам специалистов, их собственная инфраструктура находится в критическом состоянии. И так далее.
- Сейчас есть ресурсы для проведения нового этапа денацификации?
Сейчас надо готовить много народа для проведения первого этапа новой денацификации, призывать их из запаса. Организовывать комендатуры и соответствующую фильтрационную работу на освобожденных территориях. Такая работа, насколько я знаю, уже ведется. Есть фонд «Добровольцы Донбасса», есть товарищ Бородай, который в свое время возглавлял Донецкую республику, и людей готовят руководить освобожденной Новороссией. Современные технологии позволяют локализовать, блокировать активных сторонников бандеровцев, а зачистка должна проводиться жестко.
Далее, изучаются архивы, востребуются старые специалисты. Сейчас надо заменять «головы». И нынешняя денацификация будет проходить очень сложно. Нужно будет вырастить по крайней мере одно денацифицированное поколение, а то и два. А это — 25 лет.
При этом мы сейчас должны осмыслить, что произойдет с миром в результате успешного завершения российской спецоперации. Например, в Мариуполе нацистскому «Азову»*, по тем делам, которые они творили, нечего предложить, кроме смерти. «Азовцам»* на той территории, которая называлась Украиной, больше не будет места. С окончанием процесса уничтожения военной и правоохранительной системы нынешней Украины масса «нацифицированных» украинцев уйдет на Запад, в потоке беженцев.
Среди них есть озверевшие, отвоевавшие, проигравшие радикалы, считающие, что им все на Западе обязаны. Прежде всего, их пригреют ФРГ, Польша, Северная Европа. Структуры государственной безопасности там не в состоянии справиться с таким контингентом. И это не «халифат Европа» из прежнего потока, а европеоиды, которые знают, где лизнуть, и как куснуть систему, выстроенную европейцами. Это будет катастрофой для Запада, которая изменит и экономику, и геополитику.
И тогда его любовь к свободной и несчастной Украине, на которую навалился русский медведь, перейдет в ненависть. Это не предположение, это объективный закон психологии. И это предмет для тщательного исследования тех возможностей, которые с наименьшими потерями для нас и для нового государства или государств на территории Украины создадут денацифицированное пространство.
Для нас существует лишь один выход — выдавить всех желающих и нежелающих на Запад, в пределы стран НАТО, которые так болеют за новое поколение нацифицированных украинцев. Тогда результатом скорее всего будет и решение вопроса санкций, и восстановления нормальных отношений с большинством стран старой Европы.
- Как объяснить то, что поляки, которые хорошо знают, что такое «Волынская резня», поддерживают крайние радикальные силы?
Это легко объяснимо. Поляки привыкли находиться в ситуации выбора между меньшим и большим злом. Нас они сочли большим злом. Они с 1990-х годов снова погрузились в бредовую идею «Речи Посполитой от можа до можа». Над Украиной они задумали доминировать и продвигать через нее свое влияние. А сейчас они уже не могут дать задний ход.
Польша оказалась главным хабом по снабжению ВСУ вооружениями, которые поставляет Запад, все еще полагавший, что он получит свои запланированные деньги от включения Украины в зону своей экономической оккупации. А теперь они сами себя загнали в угол.
- На какой территории, по Вашей оценке, предстоит проводить денацификацию?
Мое личное мнение, что поначалу красная линия нами проводилась по восточной границе западных областей Украины. Об этом говорит характер ракетных ударов, которые поначалу наносились, и ряд других факторов. Сейчас, как я понимаю, красная линия проведена по западным границам нынешней Украины.
Источник: vk.com