Уволиться с хорошей должности в Люксембурге и, не зная языка, отправиться в зону боевых действий – на столь авантюрный шаг веб-разработчик Кристель Ноэн решилась еще восемь лет назад. В Донбассе с нуля основала международное СМИ, купила дом, завела хозяйство. И несколько раз чуть не погибла. О том, почему она покинула благополучную Европу и что обрела в воюющем Донецке, – в материале РИА Новости.
ТОТАЛЬНАЯ ЛОЖЬ
Кристель жила в Бельгии, но работала в соседнем Люксембурге, в крупной IT-компании.
"В 2014-м я быстро поняла, что западные медиа не говорят правду о Майдане, – вспоминает она. – Например, французские СМИ утверждали, что революцию на Украине организовали мирные студенты и пенсионерки. Я же на альтернативных ресурсах видела толпы неонацистов с цепями и коктейлями Молотова, которыми они забрасывали бойцов "Беркута".
За этими событиями Кристель внимательно следила, больше доверяя репортажам независимых журналистов – прежде всего американца Патрика Ланкастера и британца Грэма Филлипса.
Затем, уже в 2015-м, в Донецк приехал знакомый французский репортер. Кристель помогала ему с переводом на английский. А через пару месяцев еще один друг-соотечественник и вовсе ушел на фронт добровольцем.
"Меня же все чаще обвиняли в российской пропаганде, – продолжает француженка. – В итоге я решила увидеть все своими глазами. Сделала визу для себя и документы для моей собаки, села в машину и в конце марта 2016-го добралась до Донецка. Родные и друзья были против, но потом все же поддержали".
ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР
Кристель с детства сочиняла стихи и рассказы. Написала исторический роман, опубликовала. В Донецке устроилась в недавно созданное агентство новостей. Правда, русского совсем не знала. Зато владела английским.
"Времени на репетиторов не было, – теперь она говорит по-русски почти без акцента. – Очень помогла местный военкор Катя Катина. Она хорошо знала английский и первые два года сопровождала меня буквально во всех поездках".
После закрытия информагентства бывший веб-разработчик сделала собственный сайт "Донбасс инсайдер". Оценив потенциал мессенджера "Телеграм", открыла там канал. Дублировала публикации в соцсетях и на разных платформах, в том числе западных.
"После начала СВО все основные западные СМИ с удвоенной силой принялись врать людям, выставляя Россию агрессором, – продолжает Кристель. – Ни слова о восьмилетней войне в Донбассе, развязанной киевскими властями. Во Франции же после тотальной лжи местных журналистов о движении "Желтые жилеты" у некоторых постепенно открывались глаза, и мой ресурс читали все чаще".
Возникла идея объединить в одном СМИ всех независимых журналистов, работающих как в Донбассе, так и других горячих точках планеты.
"В июле мне предоставили возможность показать презентацию лично Владимиру Путину, – рассказывает француженка. – Ему очень понравилось, и мы сразу запустили процесс регистрации агентства International Reporters. Кроме того, открыли соответствующие каналы в "Телеграме", ВК и на других платформах.
Сейчас в новом медиа работают порядка десяти выходцев из Франции, Канады, Великобритании, Италии, Нидерландов. Есть собственные корреспонденты в Мали и Сирии.
"МЕНЯ ПЫТАЛИСЬ УБИТЬ"
Кристель не раз попадала в различные передряги. В начале 2022-го во время очередного мощного обстрела Петровского района погибла местная жительница. Ноэн с коллегой-земляком Лораном и сотрудником пресс-службы Народной милиции ДНР немедленно туда отправились.
"Когда мы подъехали к шахте имени Челюскинцев, сами попали под обстрел, – вспоминает репортер. – Укрылись в ближайшем магазине и просидели там несколько часов. Выйдя на улицу, увидели, что наш автомобиль уничтожили".
Разумеется, к тому моменту она уже фигурировала на пресловутом сайте "Миротворец". У ВСУ были все персональные данные Кристель, в том числе марка, цвет, номер и даже VIN-код ее "Рено Кангу".
"Мне кажется, беспилотник заметил мой автомобиль и вэсэушники просто попытались меня убить, потому что били из всего, что можно: минометов, пушек 155-го калибра и кассетных "Ураганов". Машину, конечно, жалко, ведь мы с ней многое прошли. Зато теперь я купила "Ниву" – на ней ездить по военным дорогам гораздо удобнее".
ДРУГОЙ ФОКУС
Сейчас на обстрелы Кристель выезжает нечасто – много административной работы. Кроме того, она собирает материалы о военных преступлениях киевского режима. Общается с беженцами из Артемовска (Бахмута), Авдеевки, Дзержинска (Торецка) и других городов.
Также, когда остается время, вместе с голландским журналистом Максом Ван дерр Верффом продолжает расследование крушения малайзийского "Боинга". Они занимаются этим уже почти десять лет.
"Еще постоянно снимаем и пишем на гражданские темы, чтобы люди понимали: Донбасс – это не только война, – добавляет француженка. – Здесь работают шахты, заводы, открываются выставки, есть театры и музеи. Это тоже очень важно. В частности, сделали документальный фильм о восстановлении Мариуполя".
А совсем недавно к журналистской и редакторской деятельности прибавилась еще одна забота – помощь европейцам, которые хотят переехать в Россию, получить визу и вид на жительство. Желающих, уверяет Кристель, все больше...!!
Источник: vk.com