Дебет и кредит СВО: промышленность новых территорий

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 


2025-12-18 10:59


Новости Новороссии

Секретономика Донбасса и Новороссии

Данный текст будет во много абстрактным и неконкретными, однако на то есть веские причины.

Предприятий различного профиля в Донбассе и Новороссии не просто сотни и тысячи, а десятки тысяч. На новых территориях зарегистрировано порядка 40 тыс. юридических лиц и свыше 120 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых около 90 тыс. приходится на индивидуальных предпринимателей.

Даже просто найти актуальную разбивку местных ИП на категории, отделив торговлю и сферу услуг от производства, невозможно — нет актуальных данных.

Ничуть не легче ситуация с крупными предприятиями.

Во-первых, непонятно, кого считать крупными и от какого критерия отталкиваться: площади, занятости, оборота и так далее. Во-вторых, открытого реестра заводов, фабрик и комбинатов в Донбассе и Новороссии нет. В ЛНР и ДНР, пока они были непризнанными, периодически выпускались каталоги предприятий с разбивкой на категории, однако даже беглые погружения в страницы таких сборников вызывали сомнения в работоспособности производств, особенно если они находились в непосредственной близости от аэропорта им. Прокофьева.

Во-вторых, при изучении чего-либо следует руководствоваться клятвой Гиппократа, даже если речь идёт о написании текста. В 2022–2024 годах было важно не навредить предприятию, засветив его в информационном пространстве, так как радость журналиста спустя короткое время может обернуться прилётом ракеты или снаряда в производственный цех. А глубокое погружение в реестры собственников с опубличиванием информации способно подвести кого-то под санкции.

Иван Лизан - РИА Новости, 1920, 08.10.2021
Иван Лизан: кто онПолитэкономист, глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050

Пиарщики любят приговаривать, что всё пиар кроме некролога, но деньги любят тишину. За время изучения новых территорий и бесед с многими промышленниками Донбасса и Новороссии, автор неоднократно сталкивался с отказом от беседы как со стороны ИП, так и со стороны представителей крупных предприятий. Главная проблема в том, что директора компаний зачастую не понимают зачем им беседовать с журналистами. Им не нужна медийность так как она способна лишь породить для них новые проблемы, но никак не поможет решить уже имеющиеся.

В качестве примера стоит привести крупного производителя майонезов и кетчупов из ДНР: их продукция отмечена наградами, производственные мощности загружены, а выход на новые рынки не планируется из-за высокой конкуренции за пределами республики. Зачем в таких условиях с кем-либо беседовать?

Поэтому нормой для Донбасса и Новороссии являются: отсутствие желания разговаривать с представителями СМИ, отсутствие сайтов, страниц в соцсетях, сотрудников, обладающих способностью внятно рассказывать о своих компаниях, а в ряде случаев и даже нежелание помогать тем, кто готов, не прося никаких денег, снять о заводе документальный фильм.

Критерии познания

Тем не менее, есть несколько индикаторов, которые позволяют понять, как обстоит дело с промышленностью на новых территориях.

Главный показатель — количество компаний-резидентов Свободной экономической зоны (СЭЗ). К середине лета 2025 года таковых насчитывалось 365 штук, и, можно предположить, что к концу 2025 года будет около 400. Автор не зря оперирует этим показателем так как вступление в СЭЗ процесс непростой и соответствующий статус выдают не всем.

Главное условие для получения статуса резидента — подписание инвестиционной декларации как документа, который формализирует между компанией и государством сделку. Суть её в том, что государство смягчает условия уплаты налогов для бизнеса в обмен на его обязательства по модернизации производства, увеличению объёмов выпуска готовой продукции, освоение новых переделов и увеличению количества занятых. Проще говоря, СЭЗ — это не акт благотворительности, а инструмент поддержки.

И вот те самые 365 подтверждённых к июню 2025 года резидентов СЭЗ обязались вложить в развитие предприятий 257 млрд рублей. К слову, именно из-за СЭЗ динамика уплаты юридическими лицами налога на прибыль не может служить индикатором развития бизнеса — у резидентов существенные льготы.

Дополнительный показатель — получение помощи (кредиты и гранты) от региональных Фондов развития промышленности.

К концу сентября 2025 года — за три года своей работы — Фонды развития промышленности ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей поддержали около 130 проектов, а предприятия получили 7,4 млрд рублей льготного финансирования.

Сведения ФРП важны так как фонды финансируют лишь те предприятия, которые стабильно работают, имеют планы развития и ищут средства под него. Поэтому ФРП выделяют средства преимущественно на закупку оборудования и возмещение части его стоимости, покрытие дефицита оборотных средств (критически важно при перезапуске производства), возмещение части расходов на подключение к коммунальной инфраструктуре, закупке оборудования для маркировки товаров и так далее.

Есть ещё несколько индикаторов успешности того или иного предприятия.

Во-первых, наличие наград. Яркий пример — мороженое "Королевское" от Луганского хладокомбината, которое стало финалистов в номинации "Продовольственные товары" на конкуре перспективных брендов "Сильные идеи для нового времени", и удостоилось похвалы от президента Путина после дегустации.

Во-вторых, наличие товаров в федеральных торговых сетях за пределами родного региона. Все уже знают о мелитопольской черешне, мелитопольских чугунных сковородах или сыровяленых колбасах (махан и курхан) из Макеевки.

В-третьих, экспорт продукции по линии региональных/республиканских Центров поддержки экспорта, которые помогает продвигать за пределами России несырьевой и неэнергетический экспорт. В частности, кондитерская продукция из ДНР поставляется в Китай.

Конкретные примеры

А теперь стоит перейти от общего к частному, то есть к конкретным предприятиям, которое не стесняются делиться своими успехами с общественностью.

Яркий пример успеха — Луганский завод трубопроводной арматуры "Маршал", который крепко стоял на ногах и до начала СВО, а после стал резидентом СЭЗ и наращивает объёмы производства. Хорошим примером является Луганский авиаремонтный завод: его перезапустили после присоединения ЛНР к России и подчинили "Ростеху". Удалось восстановить и железнодорожное машиностроение — перезапущен Стахановский вагоностроительный завод в ЛНР, который не работал с 2014 по 2022 годы, и в партнёрстве с УралВагонЗаводом и под управлением "Ростеха" СВЗ выпускает вагоны широкого модельного ряда.

Отлично идут дела у "Каранского карьера" — его запустили после почти 15 лет простоя и теперь карьер обеспечивает щебнем стройки не только в Донбассе, но и в других регионах России. Заметны успехи донецкого "Диорита", выпускающего холодильники Nord. Крепко стоит на ногах "Полы-Пак" из Луганска, выпускающий полимерные оболочки для колбасных изделий или донецкий торговый дом "Горняк", где выстроили холдинг с предприятиями пищепрома и ретейлом. Возобновлена работа мелитопольских машиностроительных заводов.

Список успешных предприятий можно продолжать ещё долго. Однако кроме историй успехов хватает и печальных историй. Хороших новостей нет из 15-км прифронтовой зоны в Херсонской области — стоит промышленность обеих Каховок. Нет новостей из Соледара и Артёмовска, крайне туманное будущее у Авдеевского коксохима, невероятно сложным будет возрождение химического кластера из Северодонецка, Лисичанска и Рубежного. Где-то нет нормальной жизни, а есть лишь выживание и ежедневная ликвидация прилётов, где-то фронт настолько близок, что ещё и разминирование не начиналось, а кое-где уже не осталось ни химиков, ни самих заводов, которым они могли бы понадобиться.

***

Заканчивать текст на минорной ноте у автора желания нет. Однако так уж устроена человеческая психика: она воспринимает как должное хорошее и всегда требует большего. Поэтому остаётся надеяться и верить в то, что многие предприятия, о которых сейчас нет никаких новостей, удастся восстановить после смещения линии фронта на Запад и об их продукции будут говорить по всей России.

О проблемах промышленного развития новых территорий РФ - в статье Ивана Лизана "Дебет и кредит СВО: промышленность новых территорий"


Источник: ukraina.ru