Русско-польское противостояние за влияние в Восточной Европе продолжалось к тому времени веками. Польша и Литва во время недавней Ливонской войны не только разгромили царские войска, но и объединились в личную унию (Речь Посполитая), которая стала активно интересоваться возможностью дальнейшей экспансии на восток. Такой случай представился в начале XVII века, когда объявился якобы царевич лжеДмитрий, считавшийся мёртвым, вознамерившийся свергнуть правившего тогда царя Бориса Годунова, права которого на трон оставались крайне спорными. Поляки оказали ему поддержку, а после гибели самозванца, намереваясь захватить ослабевшее царство, начали войну против русского-шведского союза, силы которого были разгромлены (особенно болезненным стало поражение при Клушино, 1610).
Царь Василий Шуйский попал в плен, после долгой осады пал Смоленск, Москву без боя заняли польские войска, а затем последовало фактическое выдвижение польского королевича Владислава в качестве нового русского царя, признанного самыми влиятельными московскими боярами, в 1610 году даже созвавших полноценный Земский Собор (де-факто Семибоярщина), который и выбрал этого кандидата на царский престол. В целом, это всё могло поставить крест на русской государственности, но данные события вызвали широкое возмущение русского населения всех слоёв: было собрано Первое антипольское ополчение в 1611 году, при попытке освобождения столицы разбитое; а затем Второе, возглавленное воеводой Дмитрием Пожарским и купцом Кузьмой Мининым, добившееся полного успеха, в ноябре 1612 году сначала разбив и блокировав поляков в московским Кремле, а затем принудив к позорной сдаче. Кстати, накануне решающей битвы на Девичьем поле москвичи подняли восстание против иноземцев, которое последние жёстко подавили.
Теперь всерьёз о воцарении Владислава никто не говорил, хоть он и оставался титулярным царём. Решением Земского собора в февраля 1613 года русским царём был избран молодой Михаил Романов, но поляки считали всё это нарушением их собственных прав на русскую корону, и королевич Владислав лично вёл многотысячную армию на Москву.
Увы, Смутное время с изгнанием поляков и даже избранием Романовых никуда не делось: в землях вокруг русской столицы бушевали и разбойничали конники-лисовчики, за которым безуспешно гонялся сам князь Пожарский, то и дело объявлялись новые самозванцы-престолонаследники, а наступление поляков русские войска сдерживали с огромным трудом. Большая ставка делалась на сдачу польского гарнизона Смоленска, находящегося в осаде с 1613 по 1617 годы, но после череды неудачных действий и подхода к полякам подкреплений от плана пришлось отказаться. Всё это время велись переговоры, но обе стороны сразу же выставили чрезмерно жестокие требования,
Наконец, после провала в 1618 году осады русской столицы 20-тысячным польским войском, план перемирия посольства воюющих стран обсудили и приняли в местечке Деулино под Москвой. Польша, силы которой всё ещё удерживали ряд русских городов и крепостей, первоначально затягивала принятие мира, например, требуя за отказ Владислава от царского титула Псков и захваченные в XV-XVI веках литовские земли. И Деулинское перемирие 11 декабря 1618 года было подписано.
Перемирие заключалось на 14 лет и 6 месяцев с 4 января 1619 года. Россия уступала Речи Посполитой Смоленск, Рославль, Трубчевск, Дорогобуж, Белую, Серпейск, Новгород-Северский, Чернигов, Монастырский с окрестными землями, а Речь Посполитая возвращала России города: Козельск, Вязьма, Мещовск, Мосальск. В связи с потерей территорий русский царь лишался титулов правителя ливонского, смоленского и черниговского, но зато и Владислав официально обещал не злоумышлять никаких действий по захвату царского трона (хотя и де-факто так и не отказывался от царского титула, чем ещё долго досаждал Русскому царству). Кроме того, оговаривались пункты по обмену пленными и выводу своих войск из чужих земель, а также отдельно прописывалось возвращение русской стороне иконы святого Николая, захваченной в Можайске.
Окончательным миром это соглашение не стало, поляки предпринимали огромное число провокаций, включая скрытые претензии на русский трон, а Михаил Фёдорович не забывал о мечтах вернуть под свою руку Смоленщину. Русско-польская война 1632—1634 годов так и не решила накопленных противоречий сторон (большую часть из них решит уже только русско-польская война 1654—1667 годов, начатая при Алексее Тишайшем).
Тем не менее, в 1618 году Русское государство было разорено и обескровлено, а этот договор, де-факто ставивший конец на затянувшейся Смуте, был чрезвычайно нужен. И потому Деулинский мир уместно называть успешным не только для поляков, получивших новые территории.
Источник: vk.com