Чем дольше сербский лидер уклоняется от прямых и однозначных ответов на поставленные Москвой наболевшие вопросы, тем более определенным становится ощущение того, что для себя он уже все решил
Министерство иностранных дел России, от имени своего официального представителя Марии Захаровой, в очередной раз напомнило властям Сербии о категорической неприемлемости ситуации, при которой российские солдаты «будут поражены или убиты сербскими вооружениями, боеприпасами, снарядами». Представитель МИД РФ допустила, что соответствующие заявления лидера Сербии могли быть искажены в СМИ. И подчеркнула, что в этом случае «должны быть какие-то разъяснения, данные по линии пресс-службы президента Сербии».
7.11.25:
«Вопрос: В интервью немецкому журналу Cicero Президент Сербии А.Вучич предложил продать весь объем сербского производства боеприпасов Европейскому Союзу. На вопрос журналиста, могут ли эти боеприпасы быть использованы на Украине, он ответил, что покупатели могут делать с ними все, что захотят. Как Москва это может прокомментировать?
Ответ М.Захаровой: Когда читаю все эти интервью президента Сербии, задаюсь вопросом, точно ли там один Президент А.Вучич? Такое ощущение, что интервью дают какие-то разные люди. Одни интервью, заявления мы слышим, когда он находится в Москве. Другие заявления слышим, когда он дает интервью, находясь в других географических точках. Говорю только про публичную сферу. Не знаю, может быть, что-то переврали в средствах массовой информации, но тогда должны быть какие-то разъяснения, данные по линии пресс-службы президента Сербии. Вы уточните, все ли правильно процитировали в этом интервью.
Честно говоря, неоднократно, в том числе на высшем уровне, получали от руководства Сербии заверения, что экспорт боеприпасов сербского производства находится под строгим контролем и эту продукцию не будут поставлять на Украину, чтобы Киев не мог использовать ее против наших военнослужащих.
Просто напомню, что это военнослужащие, которые принадлежат тем вооруженным силам, которые неоднократно исторически и в наши современные времена приходили на помощь как раз дружескому сербскому народу.
Отказываюсь даже обсуждать не только возможность, а вообще тему того, что российские солдаты, которые отдавали свое сердце во всех смыслах этого слова, отдавая свою жизнь или признаваясь в любви и верности сербским братьям, будут поражены или убиты сербскими вооружениями, боеприпасами, снарядами. И что это будет сделано не по какой-то адской случайности или дикому стечению обстоятельств, а так или иначе с элементами намеренности и продуманности. Отказываюсь даже думать об этом. Считаю, что это не должно произойти никогда. Исходим из того, что Белград будет неукоснительно придерживаться данных обещаний.
Есть такая формулировка (не знаю, как вы переведете это на сербский язык) «данные нам обещания». Но в данном случае не хочу использовать местоимение «нам». Эти обещания даны не только конкретным людям, конкретной стране. Эти обещания были даны президентом независимого, суверенного государства, избранного народом. Они не были даны адресно кому-то, они были продекларированы как позиция законно избранного президента, выражающего волю своего народа».
Напомним, что поводом для столь жесткой и адресной реакции МИД РФ стало недавнееинтервью президента Сербии Вучича немецкому изданию «Cicero», в котором он, фактически, отказался от своей прежней позиции, которая сводилась к недопустимости поставок сербского оружия киевскому режиму.
30 октября 2025 г.:
« – Мы никогда никого в Европе не подвергали опасности. Напротив, наши склады полны боеприпасов, и мы производим больше, особенно минометных снарядов. Мы производим больше боеприпасов, чем Франция. Хотя я не хочу, чтобы меня считали человеком, который постоянно снабжает воюющие стороны боеприпасами, боеприпасы необходимы в Европе. Поэтому я предложил нашим друзьям из ЕС заключить с нами договор купли-продажи и забрать все, что у нас есть. Это было бы феноменальным вкладом, который мы могли бы внести в европейскую безопасность.
– И тогда эти боеприпасы можно было бы использовать на Украине?
- Покупатели могут делать с ним все, что захотят. Нам просто нужен долгосрочный контракт, чтобы мы могли планировать. Я всегда говорил, что Сербия нейтральна в военном отношении. Но мы абсолютно готовы сотрудничать с европейскими армиями. Мы уже сейчас активно сотрудничаем в военном отношении с нашими европейскими друзьями в Африке, Азии и на других континентах, и мы готовы наращивать наше присутствие вместе с европейскими силами.
– И что стало с вашим предложением о поставках боеприпасов в ЕС?
- Я все еще жду окончательного ответа».
«Фокус», однако, в том, что для переправки сербского оружия на Украину никаких «окончательных ответов» со стороны ЕС в принципе не требуется. В странах Евросоюза полным-полно посреднических фирм, которые, по первому же свистку сверху, с удовольствием возьмут на себя функции «прокладок» при таких операциях, освободив брюссельских политиков от какой-либо ответственности.
Таким образом, недоумение российского МИД вполне обосновано. Президент Сербии дал отмашку возобновлению поставок киевскому режиму, пусть и окольными путями, сербского оружия, которое в начале СВО уже применялось «ВСУ» против России.
Особую остроту нынешней ситуации придает тот факт, что западная военная поддержка киевского режима в последние месяцы стал существенно меньше. И в том случае, если массированные поставки сербского оружия на Украину станут фактом, притом что сам Вучич признает: «Мы производим больше боеприпасов, чем Франция», это может стать очень серьезным фактором, влияющим на ход и длительность украинской войны. А это уже не просто коммерческая сделка, но очень большая политика, в которой Сербия объективно пытается играть важную и, увы, антироссийскую роль.
Ответная реакция Белграда на обращение Мария Захаровой была как многословной, так и малосодержательной, в чем вы сами можете убедиться.
«МИД Сербии ответил Марии Захаровой на обвинения в непоследовательной позиции Вучича: «Госпожа Захарова не в первый раз использует риторику, не отражающую духа отношений между нашими странами и народами».
В министерстве иностранных дел Сербии выразили недоумение по поводу высказывания официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, заявившей, что выступления президента Сербии Александра Вучича в публичной сфере о передаче снарядов Украине противоречивы.
«Вы знаете, когда я читаю все эти интервью президента Сербии, я задаюсь вопросом, точно там есть один президент Вучич, потому что такое впечатление, что интервью дают какие-то разные люди. Одни заявления мы слышим, когда он находится в Москве, другие заявления мы слышим, когда он дает интервью, находясь в других географических точках», – отметила Мария Захарова.
В заявлении МИД Сербии по этому поводу указано, что Сербия – суверенное и независимое государство, принимающее решения исключительно в соответствии со своими национальными интересами.
«Мы ожидаем признания этого факта со стороны представителей дружественных стран, а также официальных представителей их институтов.
Напоминаем госпоже Захаровой, что благодаря президенту Александру Вучичу Сербия – единственная страна в Европе, за пределами СНГ, которая не ввела санкции против Российской Федерации. Это решение далось нелегко, но оно было принято, исходя из убеждения, что историческая дружба не должна быть нарушена под давлением. Сербия также, несмотря на крайне сложную международную обстановку, поддерживала открытые каналы сотрудничества с Российской Федерацией, включая регулярные прямые авиарейсы в ряд российских городов, что свидетельствует о ее последовательной и независимой политике», – говорится в сообщении.
В ведомстве подчеркивают, что Сербия не поставляет оружие и военную технику сторонам конфликта и строго и последовательно соблюдает международные нормы и правила Организации Объединенных Наций.
«Также не следует забывать, что именно по рекомендации президента Вучича процедуры выдачи разрешений на экспорт оружия были подняты до уровня принятия решений Советом национальной безопасности, чтобы гарантировать, что ни одна пуля, произведенная в Сербии, не окажется в районах, затронутых конфликтом.
И хотя Сербия остается верной своим принципам и обязательствам, стоит напомнить, что с декабря 2021 года наша страна не открыла ни одной главы в процессе вступления в Европейский союз, хотя могла бы. Примечательно и, конечно же, не случайно, что эта дата совпадает с началом войны на Украине.
Госпожа Захарова не впервые использует риторику, не отражающую духа отношений, существующих между нашими странами и народами. Сербия не приемлет оскорбления и не принимает их как стиль общения между друзьями», – заключено в заявлении МИД Сербии».
Справедливости ради стоит отметить, что Россия никогда не ставила под сомнение тот факт, что «Сербия – суверенное и независимое государство, принимающее решения исключительно в соответствии со своими национальными интересами». Более того, на протяжении всей многовековой истории наших отношений с Сербией, Россия, как никто другой в этом мире многое делала для того, чтобы сербский народ сохранял и укреплял свои суверенитет и независимость. И белградская дипломатия поступила бы очень мудро и достойно, если бы не стала напоминать об этом России.
Тем более, что к сути затронутого вопроса это никак не относится.
Впрочем, и все остальное в этой декларации можно вполне обоснованно охарактеризовать как проявление нежелания вести разговор по существу дела и развеять те опасения и недоумения, которые породило в Москве интервью Вучича немецкому изданию.
Однако МИД Сербии инстанция подчиненная и потому трудно было ожидать от нее чего-то действительно нового и принципиально значимого. Поэтому вопросы остались и необходимость личной реакции первого лица Сербии стала вполне очевидной. И она последовала.
Прежде всего, отметим, что Мария Захарова не блогер, но официальный представитель министерства иностранных дел России. И уже только по этой причине нет оснований сводить данную тему только к ее личным высказываниям. Пытаясь, тем самым, купировать ее остроту.
Что же касается всего остального, то оригинал перед вами и вы сами можете убедиться, что сербский лидер к ответам по существу поставленных вопросов расположен не был. А поскольку речь идет об очень серьезных вещах, переводить тему на выяснение личных отношений равнозначно нежеланию обсуждать ее в принципе.
А из этого следует, что определенные решения в отношении поставок оружия конечному получателю в Киеве властями Сербии приняты и они, явным образом, противоречат интересам России. Ибо если дело обстояло иначе, у г?на Вучича не было бы повода наводить тень на плетень и уходить от ответа на прямые вопросы российской стороны.
Кстати, ровно такие же вопросы задают сегодня и в парламенте Сербии, где точно также не понимают, что эта страна может выиграть от такой двурушнической политики своего руководства.
Таким образом, вопросы есть. И они поступают с разных сторон. Нет на них только вразумительных ответов, которые позволили бы России и Сербии и впредь строить свои отношения на прочных, всесторонних и взаимовыгодных основах. А карточный домик на зыбучем песке Россию точно не интересует.
Юрий Селиванов
Источник: vk.com