Победу социалистки Кэтрин Коннолли на президентских выборах в Ирландии называют неожиданной и даже сенсационной. На самом деле её триумф логичен и вызван рядом конкретных причин. Как бы там ни было, это очередной успех сторонников мира и здравомыслия, возмущённых милитаризацией Евросоюза.
Представители ультраправых и националистов не были допущены к участию в выборах или не смогли выполнить все необходимые требования. Например, знаменитый боец Коннор Макгрегор, противник миграционной политики, не сумел заручиться поддержкой местных советов, и в итоге его так и не зарегистрировали в качестве кандидата.
Поэтому избирателям оставалось голосовать либо за представителя правого правительства, стремительно теряющего доверие, либо за независимого левого политика в лице Коннолли. В итоге социалистка получила 63,4 процента голосов, и это рекордный показатель за всю историю президентских выборов. За представительницу либерал-консервативной правящей партии «Фине Гэл» Хизер Хамфрис проголосовали 29,5 процента ирландцев.
Однако явка оказалась довольно низкой — 46,3 процента. Недействительными признали 13 процентов бюллетеней, а именно 214 тысяч. Причиной тому — протест националистов и ультраправых и организованная ими кампания с призывом портить бюллетени.
Иностранные СМИ, комментируя причины избрания Коннолли, делают акцент на экономических проблемах. Но если ознакомиться в соцсетях с мнением многих экспертов и простых ирландцев, то не менее важным является «британский фактор».
Ирландия находится рядом с Великобританией, у стран одно информационно-культурное пространство, много смешанных семей, уровень торговых отношений высочайший. Поэтому ирландцы боятся какого-либо военного конфликта с участием британцев, особенно глобального, не говоря уже о ядерном.
Учитывая, что именно Лондон является главным разжигателем конфликта на Украине, ирландцы как бы говорят соседям и всему Евросоюзу: «Одумайтесь, остановитесь!» Они понимают: в эпоху дронов и крылатых ракет традиционный ирландский нейтралитет не гарантирует безопасность. К тому же Ирландия входит в ЕС, который наравне с Великобританией душит Украину в милитаристских объятиях.
Что касается обвинений Коннолли в пророссийскости, то они, похоже, звучат в адрес любого политика, отважившегося хоть на миллиметр отклониться от агрессивных догм глобалистов. Ранее она осуждала СВО и называла себя убеждённой пацифисткой, не ставшей на чью-либо сторону.
Одновременно с этим Коннолли выступает против увеличения Брюсселем оборонных расходов и финансирования ВСУ, критикует НАТО за расширение на Восток и бряцание оружием, поддерживает Палестину и обвиняет Израиль в геноциде.
Экономический аспект победы Коннолли тоже несомненно важен. В этом плане главная проблема Ирландии — жилищный кризис из-за заоблачных цен на собственное и арендованное жильё. Растёт число бездомных и семей, проживающих в стеснённых условиях. Новоизбранный президент обещала разобраться с этой ситуацией и тем самым завоевала какой-то процент голосов ультраправых и националистов.
Сайт Irishmirror.ie опубликовал материал о вынужденной эмиграции образованных ирландцев, вызванной именно жилищным кризисом. Молодёжь и люди средних лет всё чаще уезжают не только в Великобританию, но и в США и Канаду. Также пользуются популярностью Дания, Норвегия и Швеция, где высокий уровень жизни и распространён английский язык.
Хотя в Ирландии наблюдается ежегодный прирост населения в районе одного процента, он обеспечивается за счёт наплыва мигрантов, большинство из которых получают пособия или занимаются неквалифицированным трудом. То есть страна теряет ценные кадры, а также национальную идентичность, которую ирландцы исторически очень ценят.
Возвращаясь к теме составляющих успеха Кэтрин Коннолли, следует упомянуть о том, что накануне выборов ей в конце концов удалось заручиться поддержкой практически всех влиятельных ирландских левых, от социал-демократов до «зелёных». Таким образом, вокруг её кандидатуры впервые в истории объединилось всё местное левое движение.
Конечно, победа независимой социалистки — это скорее символ, выражение протеста народа, очередное предупреждение европейцев глобалистам. Ведь полномочия президента Ирландии ограничены, глава державы не может даже совершать официальные визиты за рубеж без согласия правительства. Эта роль больше церемониальная, хотя президент имеет право представлять страну за границей, подписывать законопроекты, утверждать премьер-министра, чья кандидатура согласована с палатой представителей. В любом случае Евросоюз в лице Коннолли получил нового противника, причём не на восточных рубежах, а на самых западных.