Иностранной речи в радиоэфире в зоне СВО уже почти не слышно. «Дикие гуси» перекочевали подальше от линии боевого столкновения, многие просто свалили с Украины.
Факт можно было бы списать на сезонные обстоятельства — надвигается зима, да и сейчас уже дневные температуры здесь не превышают плюс десяти, идут затяжные дожди. Для колумбийских наемников погода далеко не комфортная. В предыдущие годы «дикие гуси» тоже улетали на зимовку домой, но таких был незначительный процент.
«Количество потерь, которые несёт украинская армия, заставляет многих наёмников задуматься, стоит ли подписывать контракты с ВСУ», — отмечает военный эксперт Андрей Марочко. Помимо растущей горы трупов «солдат удачи», влияющей на их моральный дух, эксперт отмечает и другое обстоятельство: выжившие наемники ведут блоги, в которых предостерегают сограждан от «сафари» на Украине.
Летом финский легионер с позывным Пекка предупредил соотечественников в эфире местного радио насчет Украины: «Эта страна станет твоей могилой, и даже если выживешь, ты выкинешь всю оставшуюся жизнь на свалку».
По данным главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, на стороне ВСУ воюют около 10 тыс. иностранных наемников. И если в 2022—2023 годах отмечался пик приезда на Украину «диких гусей», то сейчас аналитики отмечают, что они всё реже подписывают контракты с ВСУ, а выжившие спешно покидают Украину. Сейчас основной контингент наемников — выходцы из Латинской Америки, больше всего из Колумбии. На передовой российские бойцы часто находят тела грузинских боевиков, которых бросают на самые опасные направления.
Офицеры ВСУ говорят, особенно охотно — в интервью западным изданиям, что многие иностранные наемники, покидают Украину страну, став участниками или даже просто свидетелями ожесточенных боев. Факт, уже подтвержденный Минобороны РФ: из более 11 тыс. «диких гусей», приехавших попытать удачу на Украине в начале СВО, половина погибла, ещё почти столько же спешно собрали «дембельские» рюкзаки и разъехались по домам.
— Романтический ореол «солдат удачи» в боевых действиях на Украине не присутствует, — рассказал «СП» военный эксперт Борис Джерелиевский. — Это обычное «мясо», которое бросают в бой на самые тяжелые направления. Да, есть категория инструкторов, которые находятся в учебных центрах далеко в тылу, но основная масса — это именно расходный материал, который в украинской армии никто особо не жалеет.
Отсюда и постоянные сообщения о стычках и даже перестрелках между наемниками и представителями ВСУ. На передовой украинский офицер, если в его подразделении есть иностранцы, предпочтет отправить на штурм именно их, особенно если это грузины или поляки. Поэтому наемники и бегут с Украины впереди собственного визга.
К слову, и Марочко отмечает, что украинские националистические батальоны в зоне СВО «не очень хорошо» относятся к иностранным наемникам.
Респект бандеровцев к иностранным «однополчанам» ограничивается уровнем высшего командования, да и то это сомнительный факт. В уважухе разве что американцы да немцы с британцами. Остальных терпят, но могут и в спину стрельнуть, если что.
Забавная история произошла в прошлом году в Харьковской области, где по соседству оказались бойцы ВСУ из 92-й отдельной штурмовой бригады имени кошевого атамана Ивана Сирко и отряд Иностранного легиона. Организованная «дружеская» попойка завершилась массовой дракой.
Наемники на Украине, в отличии от солдат ВСУ, могут легко расторгнуть контракт, потеряв лишь премиальные выплаты. Столкнувшись с реальностью боевых действий, оказавшись под огневым прессингом российской армии, почти половина объявляет: «Нет, мы на это не подписывались».
Что интересно, «солдат удачи» особенно напрягает то, что русские не делают различия, кто перед ними: украинец или иностранец. Ждали другого к себе отношения?
На деле, в бою на иностранный шеврон на рукаве никто не обращает внимания. Распознание проходит уже по факту, когда труп врага переворачивается ногой.
Наемники, которых в ходе СВО погибло около 5000 человек (это только подтвержденные данные), в оправдание того, что часто «двухсотятся», говорят: командование ВСУ плохо-де координировало их действия, из-за чего шанс выжить в боях невелик. Вспоминают, что интенсивность боев несопоставима с опытом Афганистана, Африки или Ближнего Востока. Да, под нашим «Солнцепёком» не забалуешь, да и бананов на Украине нема.
Потери и военнослужащих ВСУ, и тем более наемников тщательно скрываются. Большинство иностранцев хоронят на территории Украины под жовто-блакитным флагом. Это — в лучшем случае.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».