19 октября в России отмечают профессиональный праздник дорожники и транспортники.
Открывая совещание с правительством, президент Путин поздравил всех, кто трудится в этих отраслях.
"От надежного, бесперебойного транспортного сообщения прямо зависит качество жизни миллионов наших граждан, развитие торговых связей, логистики, туризма, промышленности, бизнеса, наших городов и поселков, сельских территорий – словом, всей страны. К 2030 году до нормативного состояния предстоит довести не менее чем 85% федеральных трасс и дорог крупнейших городских агломераций, а также дорог опорной сети России", – заявил глава государства.
В ходе совещания Владимир Путин принял участие в открытии новых объектов дорожной инфраструктуры: участка автотрассы А-215 в Карелии, обхода села Сокуры – основного выезда из Казани на трассу М-12 в Татарстане и южного обхода Сургута через реку Обь в Ханты-Мансийском автономном округе.
По поручению президента развитие дорожной сети всегда в поле зрения правительства. И особое внимание – новым регионам, где уже отремонтировано свыше 6 тысяч километров дорог. Об этом на правительстве недавно докладывал Михаил Мишустин.
"Работа эта будет продолжена, чтобы к 2030 году Донецкая и Луганская Народные Республики, Запорожская и Херсонская области вышли на общероссийский уровень, в первую очередь по качеству жизни людей. Такая задача была поставлена главой государства. В текущем году уже выделили этим территориям около 20 миллиардов рублей", – сообщил российский премьер.
И отдельное внимание – "Азовскому кольцу". В Новороссии трассу нередко называют "дорогой жизни".
"Идет модернизация федеральной трассы "Новороссия". Она протянулась вдоль побережья Азовского моря от Ростова-на-Дону до Симферополя. И, как отмечал президент, она не только по сухопутному коридору связала Крым со всей страной, но и стала частью маршрута "Азовское кольцо". Дополнительно направим 10 миллиардов рублей для ее капитального ремонта и расширения до четырех полос", – проинформировал Мишустин.
В интервью специально для "Вестей Недели" о том, что сейчас на трассе, рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин.
"Могу сказать, что мы первый этап от границы Ростовской области до Мариуполя сделали четырехполосный скоростной. Сейчас мы приступили к обходу Мариуполя, потому что раньше все машины, включая грузовики, шли через город, создавая неудобства и для жителей, и для самих водителей. Дальше мы планируем расширение до границ Запорожской области. И так постепенно, шаг за шагом мы будем расширять ее до четырех полос, делать ее скоростной, делать с нее съезды к морю, к Азовскому морю, делать съезды к населенным пунктам дополнительные и улучшать те, которые есть", – рассказал Хуснуллин.
*****
Сухопутный коридор в Крым – дорога, которая идет через города, чьи названия еще недавно были сводками с фронта: Мариуполь, Бердянск, Мелитополь.
Фуры идут плотным потоком, каждый день. Они везут саму жизнь полуострова, который снова связан с материком не только водой, но и землей.
"Груз везу в Севастополь, для строительной компании", – рассказывает дальнобойщик Вадим Видин.
Он выезжает затемно, чтобы к открытию склада быть на месте.
"Ремонты есть местами, конечно, но так вообще хорошая дорога. <…> Побольше стоянок, побольше "карманов" для отдыха, для ремонта", – говорит водитель.
Дорога ныряет в коридор из разрушенных цехов "Азовстали". Вадим здесь впервые. Сейчас весь поток грузовых машин идет через Мариуполь.
"Магазинов продуктовых хватает. Очень много стройматериалов. Видно, чтобы люди восстанавливали дома. Все для стройки и ремонта", – отмечает Видин.
Рудный шлам из терриконов завода Ильича копился десятилетиями. Выросли горы отходов доменнного производства. Инженеры говорят, что этот материал идеален для дорожного полотна. Он плотный, хорошо трамбуется. И он здесь – не нужно везти за сотни километров.
Раньше эти горы были проблемой: источником пыли, экологической угрозой. Сегодня их везут на строительство дороги.
Трасса "Новороссия" – становой хребет всего проекта. Более 630 километров. Из них почти 400 проходят по территории ДНР, Запорожской и Херсонской областей.
"Самое главное – отметить, что автомобильная дорога безопасна будет, передвижение транспорта на порядок увеличилось, поток транспорта увеличился. На сегодняшний день поток транспорта составляет 13-15 тысяч машин в сутки", – отмечает директор филиала ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" Федерального дорожного агентства" в городе Таганрог Вячеслав Штельман.
В среднем один километр новой автомагистрали создает до 100 рабочих мест. Это не только строительство и обслуживание дорог, но еще кафе, отели, заправки.
В придорожном кафе немноголюдно – сейчас не сезон. Останавливаются только дальнобойщики. Им предлагают густую наваристую солянку на первое, на второе – плов и кутабы. Кухня здесь интернациональная. Летом поток гостей зашкаливает, а инфраструктура догоняет.
"Сейчас на Крымский мост, я так понимаю, большие машины не пускают, они все едут через наш регион. И очень большой поток, поэтому они расширяют дорогу. Ну, кафешек не хватает, заправок не хватает, не хватает гостиниц. Я думаю, в будущем будет достаточно", – говорит владелец кафе Джамшит Шермухамедов.
Азово-Черноморское кольцо – это 1400 километров жизненного нерва, который должен стянуть воедино тело огромного макрорегиона.
Идея проста и гениальна – взять в кольцо Азовское море, связав в единую цепь Ростов-на-Дону, Таганрог, Мариуполь, Бердянск, Мелитополь, Геническ, Джанкой, Керчь, Темрюк и Ейск.
Но за простотой идеи – годы сложней работы и инвестиции в 600 миллиардов рублей, которые должны освоить до 2030 года.
Знакомый с детства ритуал – хлеб убирать – в этом году больше напоминает не праздник урожая, а операцию по спасению. Главный враг – даже не сроки, а засуха. Под ногами земля твердая, как асфальт. Вместо традиционных 40 центнеров с гектара едва набирается 15. Считать приходится каждую тонну.
– У нас в обработке в данный момент около 85 тысяч гектаров. И в серой зоне не один десяток. Серая зона – это неразминированные поля, которые нам предстоит разминировать, – рассказывает заместитель директора по производству филиала "Заря Агро" ГУП ДНР "Аграрный Донбасс" Александр Ермоленко.
– А не разминированы еще с какого года? – уточняет корреспондент.
– С 2014 года. Все продолжается. Война идет – хлеб выращивают. Людей кормить надо.
Не курортная картинка с шезлонгами, а рабочее лицо Бердянска – порт. Тот самый, что кормил город десятилетиями: солью, рыбой. И кормит до сих пор, хотя и поменял немного лицо.
Ленточные транспортеры, по которым струится золотой поток, непрерывно ползут к трюмам. В воздухе висит облако сладковатой пыли. Пшеница, ячмень, кукуруза – все, что взрастили на запорожских черноземах, скоро отправится за границу. Раньше еще металл возили.
"Еще не освобождена вся территория региона, а именно не освобождена та территория, на которой сосредоточен промышленный потенциал региона. Это и металлургия, и машиностроение, различное тяжелое машиностроение. <…> Порт Бердянск всегда был международным портом. Ожидаем, что до конца этого года здесь будет открыт международный пункт пропуска", – говорит директор Бердянского порта Владимир Стельмаченко.
Узкая полоска суши, вклинившаяся в Азовское море, это Бердянская коса. С одной стороны частный сектор, гостевые дома и мини-отели разной звездности выстроились впритык друг к другу, с другой – недострои-призраки и заброшенные пансионаты.
– Так где хозяева вот этих заброшек всех? – спрашивает журналист.
– Кто-то за границей, кто-то на территории Украины. Зависит от уровня их материального состояния. Может быть, процентов 10 вернулись. Остальное все бесхозное, – отвечает начальник отдела туризма и развития санаторно-курортной зоны администрации Бердянского городского округа Александр Белик.
Во дворе частной усадьбы съемочную группу встречает Вера. Ее владение – два гостевых дома с номерами "стандарт" и "люкс". Летом здесь было шумно: отдыхали семьи с детьми. Теперь наступила тишина. С октября по апрель – режим ожидания.
"Мы очень довольны: к нам поехали уже люди. Уже у нас и Уфа была, у нас была и Москва. И с детками приезжают. Видят, что тихо, спокойно, что можно ехать", – рассказывает владелица гостиницы Вера Горобец.
В 1970-м Бердянску был присвоен статус города-курорта всесоюзного значения. Но от той "курортной республики" здесь остались одни развалины.
Сегодня санатории стоят с выбитыми стеклами, просевшими крышами. Это руины без войны. Войны здесь не было. Было что-то другое: равнодушие, смена эпох, экономическая нецелесообразность.
Но курорт – это не только стены, это в первую очередь идея. Бердянск может стать курортом круглогодичного спроса, где, кроме моря, есть лечебные грязи и целебный воздух.
"Ветра, лиманы, рыболовы, спортсмены, виндсерфинг, кайтинг – это уже сейчас есть, только не в таких масштабах, как было до какого-то определенного года. Эти люди постепенно появляются, с собой привозят своих друзей", – отмечает первый заместитель главы администрации городского округа Бердянск Алексей Ефремов.
Приазовье превращается в курортный кластер. Также новые регионы получат удобный маршрут для вывоза продукции на внешние рынки.
"Дорога, которая идет через Мелитополь, отремонтирована, она качественная. В принципе автомобильная доставка без проблем. <…> У нас были огромные проблемы, связанные со срывами поставок комплектующих. <…> И создание собственных литейных производств позволило увеличить стабильность работы предприятия, не зависеть от сторонних производителей", – говорит технический директор группы компаний "Мелитопольский завод турбокомпрессоров" Константин Мороз.
Тракт гудит как лента промышленного конвейера. Это и есть конвейер жизни для новых регионов и полуострова Крым.
"С санкциями ассортимент не изменился, он расширился, наоборот. Он не упал ни в коей мере. Очень большое количество производителей, которые раньше закупали плитку в Италии, в Испании где-то, они перешли на заводы Индии и стали выпускать под своими брендами плитку", – объясняет коммерческий директор ООО "Гримм" Максим Кабанов.
Машина с новой партией керамики пришла из Новороссийска по той самой трассе "Новороссия". Еще несколько лет назад этот путь был другим, долгим и сложным.
"Конечно, достаточно быстрая доставка получается. Если машина выходит из Новороссийска из порта, то через двое суток она уже у меня здесь стоит на разгрузке", – продолжает Максим Кабанов.
Так и замыкается круг: обратно по трассе уезжает пустой грузовик, чтобы вернуться полным. Трасса "Новороссия" – не просто дорога, это артерия, по которой течет жизнь, товары, возможности.