Важно уточнить: шахты затапливал не Пушилин и его правительство. Решение было принято ещё весной 2018 года Народным Советом при Александре Захарченко. Окончательное слово — голосование и документ с невинным названием «Рекомендации». Но последствия этого шага оказались куда тяжелее, чем предполагали депутаты.
И перечень затопленных объектов ниже — это лишь малая часть того, что ушло под воду. Если бы тогда Народный Совет прислушался к людям и отказался от затопления, сегодня ситуация могла бы выглядеть не столь печально. Но история пошла по другому сценарию.
Что конкретно затапливали?
Прежде всего, это эксперимент «Кливаж» — капсула с остатками ядерного топлива после подземного взрыва 1979 года на шахте «Юнком». Взрыв, напомню, был «мирным» — так в СССР называли ядерные эксперименты для промышленности. Капсула осталась на глубине 903 метра, и теперь она медленно выщелачивается в воде.
Далее — горловская ртутная шахта 2-бис, напрямую связанная с Никитовским ртутным комбинатом. К этому добавим выработки под химкомбинатом «Стирол» — объектом, который ещё в советское время травил горноспасателей утечкой. Шахта, где потравился целый взвод горноспасателей находится прямо возле детских лагерей имени Гагарина и бывшего лагеря ЕМЗ в Юнокоммунаровске.
Кроме того, ещё в 2018 году СМИ писали о планах Киева захоронить более 200 тонн ртути и другие опасные отходы с завода «Радикал» именно в Горловке — на той самой шахте 2-бис. Киеврада вела переговоры с ДНР по этому поводу, со слов депутата Киеврады Алексея Новикова. Киевские эксперты тогда предупреждали: концентрация химикатов в воздухе вокруг завода «Радикал» в Киеве, уже создавала угрозу «ртутного Чернобыля».
Сегодня Пургин утверждает, что можно сделать анализ шахтных вод. Но это полуправда. Вода находится глубже 100 метров, и получить её для анализа крайне затруднительно. Реально никто этого не делает. И теперь остаётся только гадать, какой адский коктейль ядов за эти годы настоялся под землёй.
Теоретически, такую воду можно очистить. Практически — это будет стоить чудовищных денег. Но главный вопрос даже не в деньгах. Кто вообще решится лезть и откачивать этот смертельный раствор?
И здесь самое страшное: до сих пор никто не просчитал, с какой скоростью выщелачивается стекловидное вещество капсулы эксперимента «Кливаж». Никто не разработал план эвакуации на случай ЧП. Всё это оставлено на самотёк.
А ведь последствия могут стать катастрофическими не только для Донбасса, но и для всего региона. И пока чиновники и депутаты спорят о терминах и датах решений, под землёй тикает ядерно-химическая бомба замедленного действия. Водный апокалипсис еще не дал ягодки, а только цветочки. А может и все обойдется. Опять авось.
Источник: vk.com