В период Великой Отечественной войны советско-японские отношения регулировались договором о нейтралитете, заключенным 13 апреля 1941 г. Хотя Япония не в полной мере соблюдала это соглашение, Советский Союз старался не обострять двусторонних отношений, избегая войны на два фронта и пользуясь портами Дальнего Востока для поставок по ленд-лизу на советских судах.
С осени 1943 г. Великобритания и США стали активнее склонять СССР к участию в войне с Японией. Однако Москва заявила, что сможет принять участие в войне на Дальнем Востоке только после разгрома Германии. 11 февраля 1945 г. в ходе Ялтинской (Крымской) конференции была достигнута договоренность, что через 2–3 месяца после окончания войны в Европе СССР вступит в войну с Японией, поставив условиями возвращение исконно русских земель – Южного Сахалина и Курильских островов, восстановление аренды на Порт-Артур и интернационализацию порта Дальний, совместную с Китаем эксплуатацию Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской железных дорог, и признание независимости Монгольской народной республики (МНР). Советское руководство было готово подписать с Китаем договор о дружбе и союзе.
После разгрома Германии Япония 15 мая 1945 г. решила склонить СССР к посредничеству в деле завершения войны на приемлемых условиях. В качестве уступок Москве рассматривались варианты передачи Южного Сахалина, Курильских островов и учета советских интересов в Маньчжурии. СССР, верный своим союзным обязательствам, уклонялся от каких-либо переговоров с Японией.
В ходе Потсдамской (Берлинской) конференции Советский Союз подтвердил свое обещание вступить в войну с Японией. Это вызвало одобрение США и Великобритании, которые при этом постарались ускорить капитуляцию Японии, чтобы избежать участия СССР в послевоенном урегулировании на Дальнем Востоке. 26 июля США, Великобритания и Китай опубликовали декларацию с требованием безоговорочной капитуляции Японии, которая 28 июля отклонила его. Отсутствие советской подписи под Потсдамской декларацией поддерживало в Токио надежду на возможность затягивания войны и использования Москвы для посредничества между воюющими странами.
С конца апреля 1945 г. советское командование начало усиливать войска на Дальнем Востоке, куда в мае – начале августа прибыло из Европы 403 355 человек, 7 137 орудий и минометов, 2 119 танков и самоходных артиллерийских установок (САУ). На дальневосточных границах была развернута мощная группировка войск в составе Забайкальского (командующий маршал Р.Я. Малиновский), 2-го Дальневосточного (командующий генерал армии М.А. Пуркаев) и 1-го Дальневосточного (командующий маршал К.А. Мерецков) фронтов, с которыми взаимодействовали Краснознаменная Амурская военная флотилия (командующий контр-адмирал Н.В. Антонов) и Тихоокеанский флот (командующий адмирал И.С. Юмашев). Общее руководство осуществлял Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке маршал А.М. Василевский.
В составе Забайкальского фронта действовали части Монгольской народно-революционной армии (командующий маршал МНР Х. Чойбалсан). Всего советско-монгольские войска насчитывали 1 747 465 человек, 29 835 орудий и минометов, 1 171 реактивную установку, 5 556 танков и САУ, 5 171 боевых самолетов. Подготовленный к 27 июня 1945 г. план Маньчжурской наступательной операции предусматривал трехсторонний удар, окружение и разгром японских войск в Северо-Восточном Китае, а также в Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах. Учитывая фанатичное сопротивление японских войск в боях на Окинаве в апреле – июне 1945 г., советские войска готовились к продолжительной кампании и серьезным боям за овладение 18 японскими укрепленными районами.
В Маньчжурии находилась японская Квантунская армия (командующий генерал О. Ямада) общей численностью свыше 750 тысяч человек, 5360 орудий, 1155 танков и 1800 самолетов. Всего в Маньчжурии, Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах у японцев и их союзников имелось около 1 млн человек, 6640 орудий и минометов, 1215 танков и 1907 боевых самолетов. Хотя японская разведка зафиксировала усиление советских войск на Дальнем Востоке, ей не удалось вскрыть ни районов сосредоточения ударных группировок, ни их численность, ни планов и сроков начала советского наступления.
Надеясь ускорить капитуляцию Японии до вступления СССР в войну и желая продемонстрировать всему миру новое оружие, руководство США 6 августа в 8 часов 15 минут применило против японского города Хиросима атомную бомбу. 7 августа И.В. Сталин подписал директиву Ставки ВГК № 11122 о начале военных действий против Японии с утра 9 августа.
8 августа в 17 часов (в Токио было 23 часа) нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов заявил японскому послу в Москве Н. Сато, что Советский Союз присоединяется к Потсдамской декларации и с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией. Соответственно 9 августа в 00 часов 10 минут по местному времени начали наступление войска Забайкальского фронта, а в 1 час ночи – войска 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов (в Москве было еще 18.00–18.10 8 августа). В тот же день в 11 часов 02 минуты (в Москве было 5 часов 02 минуты) США применили атомную бомбу против Нагасаки.
Главный удар наносили войска Забайкальского фронта с территории МНР, которые через пустынно-степные районы и перевалы Большого Хингана к исходу 14 августа продвинулись на 250–400 км и вышли на Маньчжурскую равнину. Южнее советско-монгольские войска продвигались в направлении Калгана и Долоннора.
Из Приморья наступали войска 1-го Дальневосточного фронта, которые к 14 августа в условиях таежной местности прорвали полосу пограничных укреплений ожесточенно сопротивлявшегося противника и продвинулись на 120–150 км. В районе Муданьцзяна японские войска попытались контрударами остановить наступление Красной Армии, но после ожесточенных боев были вынуждены 16 августа оставить город и отступать.
Тихоокеанский флот 11 августа высадил десант в корейском порту Юки (Унги), 12 августа – Расин (Наджин), 13 августа – Сэйсин (Чхонджин).
Войска 2-го Дальневосточного фронта во взаимодействии с Амурской военной флотилией форсировали реки Амур и Уссури и к 14 августа прорвали долговременную японскую оборону в районах Жаохэ, Фуцзиня и Хэйхэ, продвинувшись на 50–200 км. 11 августа советские войска начали наступление на Южном Сахалине и 18 августа овладели японским укрепленным районом на границе. 16 августа был высажен морской десант в Торо, 20 августа – в Маока, 24 августа – в Хонто и 25 августа – в Отомари. В тот же день наступавшие с севера советские части заняли Тойохару и японские войска сложили оружие.
14 августа Япония сообщила своим противникам о готовности капитулировать, а 15 августа в 12 часов император Хирохито объявил об этом по радио. 16 августа в 16 часов командование Квантунской армии сообщило по радио советскому командованию о прекращении военных операций и готовности сдаться Красной Армии. Однако японские войска еще не получили приказа о прекращении сопротивления, и бои продолжались. Поэтому 17 августа в 6 часов командование Красной Армии потребовало, чтобы к 20 августа к 12 часам все японские войска сложили оружие и сдались в плен. Получив 17 августа из Токио рескрипт императора, генерал О. Ямада в 17 часов издал приказ о прекращении военных действий и сдаче оружия советским войскам, переданный по радио в 18 часов 05 минут. С утра 18 августа японские войска начали складываться. Тем не менее, отдельные части, не получив приказа или не торопясь его выполнять, в ряде районов продолжали сопротивление, затянувшееся до конца августа.
Для ускорения приема капитуляции японских войск, советское командование 18 августа высадило авиадесант в Харбине, 19 августа – в Чаньчуне, Шэньяне и Гирине, а 22 августа – в Люйшуне (Порт-Артуре) и Дайрэне (Дальнем). Созданные подвижные отряды во взаимодействии с воздушными десантами занимали основные центры Маньчжурии. 18 августа советский морской десант без боя занял Одэчжин, 21 августа – Вонсан (Гёнзан), а 24 августа авиадесанты заняли Хамхын и Пхеньян. К 3 сентября советские войска вышли к 38-й параллели, завершив освобождение Северной Кореи.
После согласования между СССР и США районов принятия капитуляции японских войск, 18 августа был высажен морской десант на о. Шумшу – самый северный остров Курильской гряды. После ожесточенных боев японский гарнизон 23 августа капитулировал. Затем 24 августа была принята капитуляция гарнизона о. Парамушир, 25 августа – Онекотан, Шиашкотан, Матуа, 27 августа – Симушир, 28 августа – Уруп, Итуруп, 1 сентября – Кунашир, Шикотан, а 4–5 сентября – небольших островков Малой Курильской гряды. В целом Красная Армия освободила территорию в 1,5 млн кв. км с населением более 70 млн человек.
2 сентября 1945 г. Япония подписала Акт о капитуляции – Вторая мировая войны завершилась. Указом Президиума Верховного Совета СССР 3 сентября было объявлено «праздником Победы над Японией».
Потери японских войск составили 83 737 человек убитыми и 643 501 человек пленными, советскими трофеями стали 686 танков, 15 САУ, 861 самолет, 1836 орудий и 2474 миномета.
Потери советских войск составили 40 232 человека, из них 12 031 – безвозвратно, 78 самолетов, 54 танка, 6 САУ, 26 орудий и 159 минометов. За отличия в боях приказами наркома обороны СССР № 0159 от 14 сентября и №№ 0161, 0162, 0163 от 19 сентября 1945 г. 220 соединений и частей получили почетные наименования «Хинганские», «Амурские», «Уссурийские», «Харбинские» «Мукденские», «Порт-Артурские», «Сахалинские», «Курильские», «Юкинские», «Расинские», «Сейсинские» и «Рананские». 308 тыс. солдат и офицеров были награждены орденами и медалями (92 из них стали Героями Советского Союза).
30 сентября 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За победу над Японией», которой были удостоены около 1 800 000 человек.
М.И. Мельтюхов, д.и.н.,
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)
Источник: vk.com