Сегодня в Боливии президентские выборы. Столица страны Ла-Пас - смирительная рубашка, на теле культуры, не имеющей к ней никакого отношения. Крутые улицы Ла-Паса не только машина времени для ностальгирующих любителей путешествовать в прошлое, но и доказательство того, что все календари и часы в мире совершенно разные. Любой западный «цивилизованный» рецепт, будь он «прогрессивным» или «реакционным», обречен в Боливии на провал. Так было когда-то с Че Геварой, мечтавшим создать здесь, в «сердце Америки», континентальный центр партизанских операций, и так случилось позднее с бизнесом McDonaldsа, который обанкротился, потому что боливийцы так и не поняли, зачем им есть пластиковую еду.
В течение этих 20 лет мы наблюдали процесс, в ходе которого Боливия впервые за два века независимости строила свой истинный суверенитет. К власти пришла партия MAS («Движение к социализму»). Страна, являвшаяся «нищим на золотом троне» вернула себе основные природные богатства. Доходы инвестировались в острые социальные нужды. За первые 15 лет уровень крайней бедности в стране снизился с 37,7% до 12,9%, ВВП на душу населения вырос с 1049 долларов в 2005 году до 3671 долларов в 2019. И главное – в Боливии, самой индейской и глубоко расистской стране Южной Америки, метисы и индейцы впервые получили доступ к власти. Ещё сотни тысяч индейцев впервые получили документы, старики – государственные пенсии и создавались бесплатные программы здравоохранения и образования. Все эти 20 лет шла работа ЦРУ и местных расистских олигархических сил по дестабилизации и свержению «правительства индейцев». А чувства этих индейцев ещё в 1992 году выразил один из их лидеров Фелипе Киспе. Когда он был задержан полицией во время протестов и одна гламурная журналистка спросила его, почему он это делает, он ответил: «Чтобы моя дочь не была твоей служанкой».
Электоральные расклады неутешительны: левые расколоты на три непримиримых лагеря, все кандидаты которых вместе не набирают и 10% голосов и четыре ведущих места, согласно опросам, удерживают разные представители правой оппозиции. Исторический лидер партии MAS Эво Моралес, самый известный и популярный из левых, был отстранен правительством однопартийцев от выборов и призвал к бойкоту выборов, аннулируя голоса. При этом, в Боливии избирательные прогнозы чреваты сюрпризами, т. к. мнение индейского и крестьянского большинства, живущего в другом параллельном мире, без интернета и опросов, учесть невозможно.
Сегодня многие – друзья и враги - говорят о серьезном кризисе и нехватке всего: газа, топлива, еды, долларов и т. д., обвиняя в этом «коррупцию, разложившую правительства MAS». Это правда и моральный ущерб от этого гораздо больше, чем экономический. Я видел, как на протяжении многих лет MAS становилась прибежищем для всевозможных приспособленцев и ничтожеств, которые искали только привилегий. Но это не только боливийская проблема, а неотъемлемая черта капитализма, и пока главной ценностью общества остаются деньги, коррупция непобедима. Но я удивлен, как многие быстро забыли, о том, что в течение этих 20 лет боливийцы жили гораздо лучше, чем в любой другой период своей истории, и говоря о коррупции и некомпетентности левого правительства, многие делают это таким тоном, будто предыдущие колониальные правительства, при которых некоторые президенты говорили по-английски лучше, чем по-испански, были менее коррумпированными или более компетентными и патриотичными.
История не линейна, тем более в Боливии, и не только из-за ее топографии. Если на этих выборах проиграет левая партия MAS, её коррумпированные члены массово перейдут на сторону победителя, чтобы заняться уничтожением законов и проектов, созданных в интересах народа. История страны не остановится, но окажется отброшена на десятилетия назад. Пресса расскажет, что виновата в этом «коррупция в партии MAS».
В этот момент выборов на сцене появляется волшебник. Его зовут Марсело Клауре, он самый богатый человек в Боливии. Его первое волшебство было продемонстрировано в США, когда, будучи выходцем из среднего класса превратился в мультимиллионера, за что прозван «боливийским Маском». Злые языки «коммунистических конспирологов» говорят, что его главный проект связан с боливийским литием, главным богатством страны.
Пользуясь кризисом в Боливии, эксперты, опираясь на ИИ, ЦРУ и тщательные социологические исследования, знают, какими обещаниями и улыбками следует соблазнять боливийский электорат. Они обещают сохранить все социальные достижения, а также много инвестиций, рабочие места, порядок, возглавить борьбу с коррупцией, утвердить верховенство закона и осуществить все прочие майданные мечты. Один из их кандидатов, в случае победы, уже клянется сохранить Боливию в БРИКС, не рвать проектов с Россией и Китаем и т. д. Но у хозяев его кандидатуры другие планы, глупо думать, что он пойдет против их воли: кандидаты от правой боливийской оппозиции не революционеры, а служащие иностранных компаний, борющиеся за пост управляющего.
Боливийские левые продолжают свой плач и самобичевания с покаяниями, совмещая это с поиском виновных в ожидаемом поражении на выборах. Всё это – вместо того чтобы отряхнуть на время сожаления с угрызениями и восстать против колониальной судьбы, вновь навязываемой их стране. Враг уже сделал все расчеты, смоделировал все варианты, подготовил самые неотразимые обещания и учёл всё, кроме одного: с Боливией это не работает, Боливия всегда удивляет.
Источник: vk.com