На телеграм-канале "Незыгарь" вышел интересный материал о проблемах и особенностях формирования у нас войск беспилотных систем. Не могу, ничего ни подтвердить, не опровергнуть, информация как говориться к сведению. Тем более, что в данном материале собраны многие публичные данные о ходе создания войск беспилотных систем:
Процесс создания войск беспилотных систем в ВС России пока дает сбои, сообщило несколько источников «Незыгаря». Обещанные министром обороны Андреем Белоусовым сроки формирования самостоятельного рода войск к третьему кварталу 2025 года,видимо, сорваны.
По словам источников, Россия за три года сделал прорыв в боевых беспилотных системах, но упорядочить процесс в сфере беспилотных систем властям пока не удается. «Мешают сопутствующие проблемы и разновекторные запросы заинтересованных сторон».
Процесс создания отдельного рода войск беспилотных систем Минобороны пока не удалось оптимизировать. «Процесс децентрализован- за формирование отдельного рода войск отвечает министерство обороны; за нацпроект по развитию беспилотных систем отвечает вице-премьер Савельев, а администрирует нацпроектМинпромторг. Среди участников Минтранспорт, Росавиация и Ростех. Бюрократический хаос не удается стабилизировать все три года».
Попытка министра обороны РФ Белоусова в декабре 2024 года взять под опеку развитие беспилотных систем (а он курировал это направление и в качестве первого вице-премьера) не увенчались аппаратным успехом. Финансирование, управление и стандартизация продолжают находиться в дефрагментарном положении. «Белоусов в начале года вытащил Никитина из Новгорода в надежде создать Агентство по беспилотных систем, но Никитина отправили на министерский пост», рассказал собеседник. «Бюрократическая чехарда по беспилотникам неисправима даже с вмешательством Путина».
Летом 2024 года в России началась практическая работа по централизации управления дронами. Для испытаний новых технологий и подготовки операторов 2 августа 2024 года Минобороны учредило Центр перспективных беспилотных технологий «Рубикон». Центр дислоцирован на новых территориях (ДНР, Запорожская и Херсонская области) и включил несколько боевых отрядов беспилотников. Одновременно российские волонтёрские группы развернули краудфандинговые кампании в поддержку формирования первых беспилотных подразделений, свидетельствуя о росте народной инициативы в этой сфере. В этот же период Украина, опираясь на свой боевой опыт, официально создала отдельные Силы беспилотных систем ВСУ (указ президента подписан 25 июня 2024 года) – первый в мире род войск такого типа. Российские военные аналитики отмечали, что Россия внимательно изучает украинский опыт и начала формирование отдельных полков беспилотных систем на уровне военных округов.
К началу осени 2024 года центр «Рубикон» показал высокую эффективность – расчёты его дронов уничтожали сотни целей, значительно помогая наступательным действиям. 11 октября 2024 года вице-премьер Андрей Белоусов (который в то время курировал развитие БПЛА) инспектировал работу «Рубикона» и поручил сформировать ещё пять новых отрядов беспилотных систем – по одному на каждую группировку российских войск в зоне СВО. Таким образом, к октябрю в составе центра действовали уже не менее 6 подразделений операторов дронов . Минобороны параллельно начало переводить разрозненные добровольческие отряды БПЛА и специалистов (операторов, ИТ-специалистов, радистов) в состав «объединённых технических батальонов», что фактически стало пилотным шагом к созданию единой структуры беспилотных сил.
Впервые тема выделения дронов в отдельный род войск официально прозвучала из уст Путина, который был поражен самоинициативой военных и добровольцев на передовой. В ноябре 2024 года Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста в ходе пресс-конференции в Казахстане, подтвердил, что Генштаб и Минобороны уже рассматривают возможность создания отдельного рода войск для беспилотников. Путин отметил, что современное руководство Минобороны «думает над организацией этой работы» с учётом опыта СВО и признал важность данного вопроса. Это заявление стало первым публичным сигналом о намерении реформировать структуру ВС под реалии «войны дронов».
16 декабря 2024 года на расширенной коллегии Минобороны РФ было официально объявлено о формировании нового рода войск – войск беспилотных систем (БПЛА). В присутствии президента Белоусов сказал: «Предлагается сформировать новый род войск – войска беспилотных систем. При Вашем решении завершим их создание уже в третьем квартале следующего года» . Таким образом, крайний срок полной организационной структуры был намечен на III квартал 2025 года.
По словам Белоусова, в 2024 году поставки беспилотников в войска выросли в 23 раза по сравнению с 2023-м.
После официального анонса началось формирование структур беспилотных войск.
По данным Института изучения войны (ISW), к началу 2025 года в российской армии уже был сформирован первый полк беспилотных систем – 7-й отдельный разведывательно-ударный полк в составе Центрального военного округа. Штатная численность этого полка – около 1 342 военнослужащих, подготовку которых организовали на базе 473-го окружного учебного центра Минобороны РФ. Планы Генштаба предусматривают создание в общей сложности 102 новых подразделений в составе беспилотных войск: 41 ударного и 61 разведывательного . Для ускорения роста в 2024 году были созданы (на базе центра «Рубикон» и других частей) несколько опытных отрядов БПЛА, а в перспективе заявлено формирование ещё пяти новых отрядов (как было поручено в октябре прошлого года) .
По данным западных источников, к 2030 году Россия намерена развернуть в составе войск беспилотных систем до 210 тысяч военнослужащих, сведённых в 277 частей и подразделений.
Такой масштаб свидетельствует о стремлении Москвы в ближайшие годы «перенять передовой опыт и масштабировать работу», чтобы не уступать сопернику в гонке дроновых вооружений. Независимые аналитики отмечали, что успех этих планов будет зависеть от способности ВС РФ провести необходимые организационные реформы и обеспечить ресурсами новую структуру, но с этим возникли проблемы.
12 июня 2025 года Владимир Путин публично подтвердил, что в Вооружённых силах создаются войска беспилотных систем как отдельный род войск. В тот же день пресс-служба Кремля сообщила о решении включить создание войск БПЛА в число приоритетов и учесть его в государственной программе вооружений.
Во второй половине 2025 года в российской армии уже действовали опытные беспилотные части – в состав также был включен Центр специального назначения (добровольческий, беспилотных систем «Барс-Сармат») сенатора Рогозина. Однако, по мнению военных экспертов, темпы создания отдельного рода войск пока остаются неудовлетворительными. «Явно мешает бюрократия, не отлажена технология и отсутствие целевого финансирования». Главная проблематика создания войск- хаотизация типов беспилотников и методик их управления. «Разные инженерные решения, зачастую кустарные. Эффективность демонстрируют индивидуальные разработки, переход к промышленным решениям пока невозможен из-за необходимости мобильной прошивки работы на частотах», говорит эксперт.
Согласно военным источникам, ежедневно в зоне СВО российские подразделения используют около 3,5 тысяч беспилотников различных типов, и этот показатель постоянно растёт. Структура армии пока не готова к автономным решениям и управлениям.
Несколько дней назад министр обороны Белоусов посетил штаб группировки «Центр», где ознакомился с разработанными военнослужащими объединения наземными станциями управления БпЛА, адаптированные под все типы беспилотников, использующие радиочастоты и современные системы радиоэлектронной борьбы. Также Белоусов изучил работу Центра подготовки, развития и применения беспилотных инженерных систем.
Вероятно, он может был использован как пилотный. А сам Белоусов пытается найти методику адаптации и алгоритма работы для запуска проекта создания беспилотных войск.
Источник: vk.com