Индия переживает сегодня (9 июля) свою 22-ю всеобщую забастовку. Большинство людей воспринимают эти забастовки лишь как борьбу за решение сегодняшних экономических проблем, таких как повышение зарплаты, гарантии занятости и т.д. Но такое ограниченное понимание мешает нам постичь истинную политическую мощь всеобщей забастовки. В результате, забастовки не удается превратить в оружие против капиталистического государства и всей этой системы в целом.
Поэтому крайне необходимо анализировать забастовочную борьбу как количественно, так и качественно. Для всех партий рабочего класса это важнейшая задача, чтобы понять, в каком состоянии находится капитализм, как он развивается, и каково положение его самого ценного творения – современного рабочего класса.
Богачи и их СМИ всегда пытаются преуменьшить силу всеобщих забастовок. Они сеют сомнения: «Забастовки бесполезны». Половина из них заявляет: «Забастовка не добьется успеха»; другая половина причитает: «Забастовка создает трудности для бедных». Забавно, что эти эксплуататоры, которые всегда грабят народ, вдруг на один день превращаются в аскетов, озабоченных благополучием людей!
Единственный ответ на их лицемерие и гнев – это формирование и развитие классового сознания среди трудящихся, демонстрация силы нашего класса через забастовочные действия.
Истинная сила забастовки, если смотреть с этой точки зрения, заключается в том, что забастовочное действие – это упражнение по самооценке нашей силы. То есть, понимание того, какова наша забастовочная мощь, каковы наши организационные возможности, каков уровень решимости участников всеобщей забастовки. В то же время, всеобщая забастовка помогает точно измерить уровень нашего политического сознания. То есть, можно понять, насколько глубоко политика забастовки проникла в массы трудящихся. Без сомнения, всеобщая забастовка оказывает значительное экономическое воздействие. Это не просто создает перебои в производстве и обращении товаров и услуг в отдельном секторе; напротив, она оказывает сильное воздействие на различные обширные цепочки создания стоимости и на различных этапах накопления стоимости. Всеобщая забастовка создает трещины в четырех классовых процессах – производстве, закупке сырья, распределении и присвоении прибавочной стоимости. Когда атака ведется одновременно на все четыре процесса, проявляется кровоточащее классовое противостояние. Классовая природа государства полностью обнажается. Но обычно это не происходит само собой. Напротив, забастовка поднимается до уровня политической забастовки только в том случае, если рабочие через свою борьбу и опыт способны распознать истинную природу государства.
Однако в текущем индийском опыте забастовочной борьбы проявляется примечательная черта. Исследование ежегодного отчета центрального правительства «Статистика промышленных конфликтов, остановок, сокращений и увольнений в Индии» выявляет важный факт. Количество промышленных забастовок, число вовлеченных рабочих и потеря человеко-дней значительно сократились. Но в то же время, всеобщие забастовки стали гораздо более устойчивыми, участие возросло, боевой дух окреп.
В статье «Экономические и политические стачки» 1912 года товарищ Ленин писал: «Когда рабочее движение было на своем пике (1905), экономическая база борьбы в (России) была очень широкой. В том году политическая забастовка стояла на прочной и твердой основе экономических забастовок». Но в нынешних индийских условиях реальность, безусловно, кажется иной.
Причина этого изменения кроется в изменениях в процессе производства, изменениях в трудовых отношениях, в структуре всей системы общественного производства-воспроизводства. С беспрецедентным развитием транспорта, связи и дистанционной работы, современная стадия капитализма раздробила промышленный производственный процесс на бесчисленные фрагменты. Возьмите автомобильную компанию. У нее есть 200-300 поставщиков первого уровня, поставляющих ключевые компоненты, такие как двигатели, коробки передач, тормоза, электрические системы. Есть 1500-2000 поставщиков второго уровня, поставляющих субкомпоненты и сырье. Есть тысячи поставщиков третьего уровня, поставляющих сырье, основные материалы, базовые детали. Всего поставщиков на всех уровнях – более 5000. Это разделение труда полностью разрушило старую политику компании Ford «все рабочие под одной большой крышей».
У рабочих в цепочке поставок компаний крайне мало возможностей для ведения объединенной, сильной и решительной промышленной борьбы против своих работодателей. Потому что их сдерживают: малочисленность рабочих на отдельном предприятии, относительно низкая норма прибыли работодателей ниже по цепочке создания стоимости, нестабильный и временный характер занятости, ограничения в построении организации. Второй аспект – огромная неформальность в процессе занятости. Даже в основных государственных секторах количество контрактных работников составляет 70% или более от общей численности. В частном секторе ситуация еще хуже. Контрактный или срочный рабочий, стажер или практикант работает за зарплату или стипендию в 10 000 рупий в месяц. Естественно, он будет беспокоиться о стабильности и безопасности своей работы.
Самое главное, современный капитализм расширил свою хватку на все слои трудящихся в самых отдаленных и глубоких уголках индийского общества. Через проникновение рынка, финансов и государства он установил невидимую систему извлечения прибавочного продукта, откармливаясь за счет прибавочного труда. Нижние 50% индийцев выживают в бесчеловечных условиях и испытывают гнев и разочарование по отношению к нынешней социально-политической системе. В этом контексте всеобщая забастовка предоставляет возможность различным секциям «объединившихся трудящихся» выразить свое недовольство и гнев. На фоне их мучительного существования и суровой реальности, это мощный символ. Именно поэтому существует сильная поддержка всеобщей забастовки по всей стране.
Это показывает, что основа для превращения всеобщих забастовок в политические забастовки готова. Однако характер забастовки все еще носит оборонительный характер. То есть рабочие пытаются противостоять изменениям, вводимым хозяевами. Но мы не должны забывать, что капитализм находится в кризисе. Забастовочные действия нашего времени – это не просто оборона, но и мощный ответный удар с целью преобразования нынешней реальности. Чтобы придать всеобщей забастовке подлинный политический характер, необходимо выдвинуть и популяризировать альтернативные требования. Эти требования должны не только разоблачать правящее правительство и систему, но и формировать видение того, каким должно быть будущее общество.
Нынешние оборонительные требования таковы: «Не изменять трудовое законодательство», «Остановить инфляцию», «Не проводить приватизацию». Но будущие наступательные требования должны быть такими: «Постоянная работа для всех трудящихся», «Гарантированный минимальный доход для всех», «Бесплатное образование и здравоохранение», «Производство под контролем трудящихся». Необходимо объединить всех трудящихся – заводских рабочих, крестьян, мелких торговцев, работников образования и здравоохранения, образованных безработных, женщин-трудящихся, трудящихся из угнетенных каст.
Все должны бороться против одного врага – против капиталистической системы. Враги сами говорят: «За каждой забастовкой скрывается великая сила революции». Наша задача – расшатать их цитадель. Эта забастовка – не просто однодневная демонстрация. Это день осознания нашей силы, день планирования нашего будущего, первый шаг к нашей победе, наше заявление против капиталистической системы, проявление нашего единства, начало нашей мечты об альтернативном обществе.
- Товарищ Рагини
Данная статья впервые опубликована в газете «Тиккатир» (Искра) 9 июля 2025 года.
Источник: vk.com