Помимо «рабочей лошадки» украинских налётов – Ан-196 «Лютiй», в налёте участвовал и неизвестный украинский дрон, внешне схожий с беспилотниками серии «Shahed»/«Герань».
Ранее подобные дроны были замечены в ходе налёта утром 4 июля, тогда мы ошибочно предположили, что на кадрах новый украинский многофункциональный БПЛА «Батяр», однако при более детальном рассмотрении кадров видно, что планер дрона отличается от конструкции «Батаря».
Касаемо применения дронов-камикадзе дальнего радиуса действия по обе стороны фронта хотелось бы высказать следующее.
Противодействие подобным пускам дронов является большой головной болью и для нас в том числе. Осуществить перехват всех беспилотников физически невозможно, дроны идут на низких высотах, пользуясь естественным рельефом местности вплоть до конечной точки, избегая обнаружения РЛСками российских ЗРК, а читая отчеты о перехватах энного количества, надо держать в уме, что часть из них — дроны-обманки, идущие впереди волн дронов для разрядки боекомплектов ЗРК и прокладки дороги для ударных коллег.
Конструкция подобных дронов на фоне крылатых и баллистических ракет значительно проще, а значит, и цикл производства со стоимостью итогового изделия меньше, что позволяет спамить пусками каждую ночь. С учётом того, что для их производства не требуются значительные площади и сложная технологическая оснастка, производство можно размещать на относительно небольших площадях в подвалах в черте городов, диверсифицируя объекты сборки, и тем самым не только наращивая объёмы производства, но и обезопашивая цикл производства от возможных ударов по местам этой самой сборки.
Если взять противостояние зенитных ракет и ныне применяемых ударных беспилотников, то цена ракет разительно превышает стоимость дронов, да что тут говорить о ракетах, если даже периодические пуски дронов в небольших количествах заставляют нас вводить план «Ковёр» в крупных аэропортах, тем самым срывая авиасообщение с последующими крупными финансовыми убытками, а удары украинских дронов по железнодорожным узлам последних дней лишь усугубляют ситуацию.
Поэтому, беря во внимание всё вышеописанное, надо понимать, что в первую очередь СВО форсировало механизм поиска способов удешевления средств обнаружения и перехвата относительно дешёвых БпЛА-камикадзе в ряде стран, в том числе, и в первую очередь на Украине и в России.
Мы уже видели, как украинская сторона прибегла к идее аэростатов, лазерных систем, FPV-перехватчиков, ЗРК малой дальности «VAMPIRE» с 70-мм ракетами AGR-20 APKWS с полуактивной лазерной системой наведения, перехватам дронов вертолётами и огнём бортовой пушки самолётов, правда, не всегда удачно, как для пилотов, так и для самолётов. Да, отчасти, это связано с дефицитом как ЗРК, так и БК к ним, однако дело в том числе и вышеупомянутом поиске дешевой альтернативы дорогостоящим зенитным ракетам.
Поэтому, не стоит будет удивляться аналогичным решениям и с нашей стороны, к примеру, аэростаты, оснащённые РЛС и хорошими оптико-электронными системами, являются потенциальным хорошим решением в плане средств разведки и целеуказания, также, стоит ожидать резкого внедрения различных FPV-перехватчиков, носителями которых, помимо мобильных операторов дронов, к примеру, будут всё те же аэростаты и различные БпЛА, не стоит забывать и о возможном росте количества лазерных систем на вооружении наших войск.
На данный момент все имеющиеся и реализуемые способы перехватов дронов в качестве альтернативы зенитным ракетам носят не системный, а очаговый и экспериментальный характер.
Осведомитель
Источник: vk.com