В данном случае есть принципиально новое, поскольку использовались дальнобойные дроны. Думаю, для данной войны это не будет иметь принципиального значения. В большом объёме Украина вряд ли сможет наладить их выпуск, особенно с учётом ударов по НПЗ. Но это означает, что система ПВО сталкивается с новым вызовом. Более или менее понятно, что приграничные города или города класса Москвы и Санкт-Петербурга не только хорошо защищены, но и находятся в высокой степени боевой готовности. Ижевск воспринимал себя как безопасный город. Какая-то система там была, но уровень её готовности был ниже, чем в Ростове-на-Дону или Воронеже. Количество средств ПВО было меньше. Украина получила новый тип дальнобойных дронов. Их основная проблема - пройти зону линии фронта, где они могут быть отслежены. Дальше у них возникает реальная надежда поразить цели.
Например, GPS в Петербурге работает плохо. В районах города, близких к предприятиям, нефтяным базам, GPS не работает совсем. Когда анализировали прилёт на Пискарёвку, пришли к выводу, что целью была именно база, но точность попадания с учётом работы систем навигации оказалась порядка 5 км. Похоже, в Ижевске всё работало. Работала система наведения, работал GPS, и дроны попали туда, куда должны были попасть с точки зрения украинских операторов. Это означает две вещи.
Первое: нужно чётко понять, что безопасных зон в условиях войны не бывает. Любой завод, НПЗ, даже расположенные в Хабаровске или Владивостоке, следует рассматривать как точку, до которой может кто-то долететь, сейчас не суть важно, с украинской территории или запущенное с фуры, как было некоторое время назад. Важно, что в современной войне нет безопасных точек.
Второй момент гораздо серьёзнее в перспективе уже следующей войны. После битвы за Англию 1940 года возникла мода на централизованные системы ПВО, которые хорошо организуют зону, крайне сложную для преодоления. Но если эта линия защиты преодолена, что немцам ни разу не удалось полностью, то сопротивление практически исчезает. Мы всегда говорили, что централизованная система ПВО великолепно отражает удары, но если она развалилась, то не работает вообще. Таким образом, мы должны перейти к многоуровневым системам ПВО, часть из которых централизованная, часть находится в ответственности городов.
Данная атака говорит о необходимости думать о децентрализованных системах ПВО как основе следующей войны. Разумеется, поскольку угрозы бывают разного уровня, должна быть общая централизованная система ПВО и децентрализованные системы последнего рубежа. Это совершенно другое требование. Нужно иметь в виду, что вчерашняя атака говорит о необходимости иной организации ПВО. Возможно, придётся делать ещё более сложную конструкцию, когда одна и та же система ПВО может работать в централизованном иерархическом и чисто гетерогенном децентрализованном режиме. В условиях современного развития искусственного интеллекта, скорее всего, это можно сделать. Нужно думать именно о такой конструкции: системы, которые могут быть включены в единую структуру, а при необходимости рассыпаться на элементы.
Мы всё больше подходим к тому, о чём писал Лем в начале 1960-х. У него это доведено до более серьёзного уровня. Я имею в виду реальную борьбу с роевым нападением, которое нас ожидает в следующей войне. Два-три дрона, которые смогли послать украинцы, - капля в море. Но представьте, что таких дальних дронов будет 20000. Тогда мы столкнёмся с роевым интеллектом, наносящим удары. Ответом должна быть роевая система ПВО. Это совершенно другие требования к алгоритмам и организации противовоздушной обороны. С этой точки зрения, при всей трагичности удара - погибли люди, судя по всему, завод получил серьёзные повреждения, я примерно представляю себе какой, поскольку бывал в Ижевске, - получилось не очень плохо. Мы получили своевременное предупреждение дорогой, но в условиях войны терпимой ценой.
К сказанному следует добавить, что это и другая, более гибкая структура управления. Надеюсь, этот урок кто-то воспринял. Во всяком случае, хорошо, что получилось как у немцев во Вторую мировую: новое изобретение вместо массового использования сначала проверялось в малом масштабе. Например, взяли три танка "Тигр", отправили на русские позиции. Итогом стало то, что Россия получила этот танк и долго его изучала. Здесь похожая вещь. Было бы хуже, если бы украинцы выждали, сделали несколько десятков или сотен таких дронов и использовали их в одном ударе по глубинным городам, не по одному Ижевску, когда мы ещё бы не понимали такой возможности. Дорогой ценой мы получили этот опыт, но теперь это определённая прививка. Мы знаем, что такая возможность есть. Думаю, люди, занимающиеся организацией ПВО городов, не глупее нас, и выводы сделают быстро.
Источник: dzen.ru