Немного истории. Три четверти века тому назад в СССР произошла не совсем обычная коллизия.
"Можно себе представить шок, испытанный коммунистическим руководством, когда оно обнаружило, что "неразрывная связь", соединявшая его с еврейством, существует лишь до определенного предела. Оно столкнулось с силой, от которой оно раньше себя не отделяло и границы влияния которой определить не могло...началась "кампания против космополитов", закончившаяся "делом врачей" и оборвавшаяся со смертью Сталина. Эти-то действия и являются обычно основаниями для утверждений, что после войны в СССР утвердилась "политика антисемитизма" и даже готовился план "депортации евреев в Сибирь". Такой взгляд очень трудно согласовать с тогдашним реальным положением в стране.
... приблизительно в то же время развертывалось "Ленинградское дело", в котором криминалом считалась, видимо, некоторая "русская ориентация", хотя выражена она была гораздо слабее, чем "еврейская ориентация" в деле ЕАК. ..Главной фигурой среди обвиняемых был Вознесенский, член Политбюро, долгое время единственный 1-й заместитель Сталина как пред. Совмина. Вознесенскому приписывают мобилизацию советской промышленности во время войны и организацию ее восстановления. И тем не менее, Вознесенского в отличие от Михоэлса можно было судить и расстрелять. Кроме Вознесенского были расстреляны Капустин, Кузнецов, Попков, Родионов и другие, а всего было репрессировано около 2000 человек. Если рассматривать "дело ЕАК" как яркое проявление "сталинского антисемитизма", то "Ленинградское дело" надо было бы считать столь же ярким проявлением сталинской русофобии.
... в обоих случаях режим стремился взять под контроль некоторые национальные импульсы, допущенные им во время войны и пропагандистских целях. Эти действия составляли лишь элементы в цепи мер, предпринятых после войны для консолидации победившего и укрепляющегося коммунистического строя. Сюда же относились законы об укреплении колхозного строя, ужесточение идеологического контроля: в науке(биология, история), культуре (литература, музыка) и т.д. Но теперь все больше и больше весь этот фон, определявший реальную жизнь, игнорируется и остается как будто одно жестокое подавление ростков еврейского национального сознания, иногда интерпретируемое даже как продолжение "традиции погромов и кровавого навета". ... число репрессированных по "Ленинградскому делу" было, видимо, значительно больше, чем по "делу ЕАК". Причем в первом случае речь шла о людях, всерьез принявших тост Сталина "за здоровье русского народа" и аналогичные тогдашние действия.
Во всех же известных мне случаях людей, арестованных в связи с "делом ЕАК", жертвы, хоть ни в чем и не были виноваты, но с точки зрения тогдашней власти нарушили основные неписанные законы, казавшиеся абсолютными: например, публично приветствовали Голду Меир при посещении ею синагоги, или дружили с иностранными корреспондентами и т.д. Т.е. с точки зрения уже укрепившегося (и еще укрепленного выигранной войной) коммунистического режима, как бы претендовали на экстерриториальность.
Тем не менее, режим не прибег к обычной тактике массового террора не только против людей, нарушавших его неписанные законы, но и "с запасом", против целых слоев, способных таких людей породить. трудно установить тождество этих двух понятий: "космополит" - "еврей" (имея в виду тот смысл, который вкладывался тогда советской прессой). Чувствовалось, что термин "космополит" никак не применим, например, к Кагановичу, Мехлису, Говарду Фесту или Иву Монтану. Скорее, термин "космополит", в его тогдашнем употреблении, можно расшифровать как "еврейский националист, действующий противоположно интересам и политике партии". Космополитам приписывались попытки оказать разлагающее влияние на патриотизм советских граждан, ослабить целостность и прочность советского строя, заражая советских людей буржуазной идеологией, очернить историческое прошлое входящих в СССР народов. С другой стороны, понятие "космополитизма" понималось иногда и шире его еврейского аспекта. Так, многие научные теории - вроде теории странствующих сюжетов Веселовского - были осуждены как "космополитические". Одновременно в газетах появлялись статьи другого типа - фельетоны уже не политического, а бытового уровня, где описывались жульнические махинации какого-нибудь дельца с подчеркнуто еврейским именем и фамилией.
Проводились и практические действия, имеющие целью перевести некоторых евреев с их влиятельных должностей на менее влиятельные. Я знаю собственно один пример: снятие нескольких евреев с должностей заведующих кафедрами, а также перевод нескольких других из Москвы на работу в провинцию.
Наконец были произведены аресты. Была арестована группа врачей, обвинявшихся во "вредительстве" - умерщвлении под видом лечения ряда партийных вождей и в покушении на жизнь других, в том числе Сталина. Большинство этих врачей были евреи, но среди них было несколько русских. Однако, еврейский аспект этой акции был подчёркнут обвинениями в связях с еврейской благотворительной организацией - Джойнт. Это дело было прекращено сразу после смерти Сталина. Все присужденные к заключению в лагеря по делу ЕАК, а также находившиеся под следствием по другим делам были освобождены.
Газетная кампания, увольнения, аресты, расстрелы... На первый взгляд перед нами типичная сталинская чистка - вроде гонений на "вредителей-статистиков", "троцкистов", "правых уклонистов", вроде чистки в армии и в советском аппарате в 1936-37 г.г. и т.д.
Однако, присмотревшись внимательно, сразу убеждаешься, что здесь какое-то совсем другое явление. Совсем другой характер имели перемещения: из заведующих кафедрой университета - не на лесоповал, а в заведующие сектором института Академии Наук или другого института. Перевод на работу в провинцию не носил характер грубой ссылки, преддверия ареста. Соответствующее лицо вызывалось в Министерство, где ему, как правило, предлагали отправиться в какой-нибудь далекий город, вроде Владивостока.
Но дальше начиналось нечто в других случаях невозможное: это лицо отказывалось, выдвигало свои условия, и после долгих переговоров соглашалось перейти на работу куда-нибудь совсем недалеко, например, в Серпухов или Коломну, куда можно ездить из Москвы. Ещё более показательна была атмосфера, окружавшая тех, кто оказывался жертвой подобных мер: не созывались собрания, где их обличали бы во всех возможных грехах, а их коллеги каялись бы в потере бдительности, от них не отворачивались знакомые, на новой работе к ним относились безо всякой подозрительности. Странным образом, атмосфера была наполнена уверенностью, что никакая катастрофа здесь не грозит.
Следует обратить внимание и на такую сторону этой ситуации. Всю кампанию проводили люди, имевшие большой опыт чисток, у которых образовался известный стандарт того, как это делается. Чтобы в данном случае всё не пошло по этому стандартному пути: массовые аресты всех, входящих в преследуемую группу населения, бесправное положение лиц хоть как-то с ними связанных, многочисленные суды, десятки и сотни тысяч расстрелянных - чтобы события не развернулись по этому знакомому трафарету, нужны были специальные, строгие и точные инструкции. Иначе сработала бы привычка, уже ставшая второй натурой. ... вся эта акция была задумана как действие не обычное в предшествующей политике, по своему масштабу совершенно не соответствующее привычным образцам чисток, как нечто принципиально от них отличное - и были приняты тщательные меры для того, чтобы она именно так реализовалась...мы сталкиваемся здесь с первым случаем каких-то трений между партией и еврейством, с первым случаем, когда интересы этих сил в чём-то не совпали. То, что раньше, на протяжении трёх десятилетий, такая ситуация ни разу не возникла, показывает на удивительное их сродство.
Как же оценить то, что произошло? По-видимому, мы сталкиваемся здесь с первым случаем каких-то трений между партией и еврейством, с первым случаем, когда интересы этих сил в чём-то не совпали. То, что раньше, на протяжении трёх десятилетий, такая ситуация ни разу не возникла, показывает на удивительное их сродство. Они не совпадают ни одну нельзя считать органом другой, но они так тесно связаны, что между ними ни разу не возникли хоть сколько-нибудь заметные трения. Наоборот, принимались тщательные меры для устранения возможных недоразумений: еврейская поддержка Советской власти на Западе, законы, ставящие антисемитов вне закона или поддержка широкой еврейской культурной и национальной деятельности в СССР.
Когда в 30-е годы большое число евреев, пострадавших в рядах оппозиций, могло бы вызвать тревогу еврейства, Сталин и Молотов выступают с ожесточёнными нападками на "антисемитов".
Все это можно объяснить лишь тем, что в тот период каждая из двух сил воспринимала другую как для себя абсолютно необходимую, без тесного сотрудничества ни одна не могла надеяться достигнуть своих "целей" (понимая этот термин в том смысле, который мы указали в начале работы). И вот эта, казавшаяся нерасторжимой, связь оказалась в 1948-5З г.г. заметно ослабленной. Смысл произошедшего тогда переворота в отношениях между партией и еврейством можно видеть в том, что они разделились, стали отныне выступать как две независимые силы. Независимые, но отнюдь не враждебные: происходившие у нас в эти годы события являются лишь прениями, неизбежными при размежевании двух столь мощных сил."
(Шафаревич, "Трёхтысячелетняя загадка", 13 глава*)
Социально-этнический смысл советской внутренней политики
состоит в строительстве национальных государств инородцев, прежде всего окраинных, за счёт самого беззастенчивого, колониального высасывания русского ядра.
К переформатированию СССР 1991 года эти национальные государства уже были сформированы и пущены в свободное плавание, но с сохранением питающей пуповины.
Одним из главных способов грабежа и гнобления русских стали уже оформившиеся к тому времени и быстро набиравшие силу этнические диаспоры, насквозь мафиозные и последовательно превращённые в один из важнейших административных рычагов управления СССРФ.
По мере дальнейшего роста и укрепления национальных инородческих государств, бывших союзных республик, возрастала и фактическая экстерриториальность их диаспор, а национальные государства всё меньше нуждались в посреднической роли советской администрации, имея возможность непосредственного управления частями СССРФ посредством своих диаспор.
Нынешнее выступление Азербайджана в защиту экстерриториальности своих мафиози с фактическим отказом от формальных политических связей с СССРФ посредством всяких ОДКБ следует понимать именно важный шаг в названном направлении, а слабая реакция кремляди в виде задержаний или высылок нескольких азербайджанских "смотрящих" напоминает описанную Шафаревичем реакцию на требования еврейства (в которые, между прочим, входила передача Крыма, предназначенного после восстановления Украине).
Источник: shafarevich.voskres.ru