Причины текущего российского-азербайджанского конфликта могут находиться на Украине. Дело тут не в риторике Зеленского и в его звонках Алиеву, а в действительно важных вопросах, включая и такое принципиальное направление как нефтяной бизнес.
SOCAR НА УКРАИНЕ
В 2009 году фирма Socar Trading S.A. (швейцарская дочка азербайджанской нефтяной госкомпании SOCAR) подписала соглашение с «Укртатнафтой» и Приватбанком о поставке нефти марки Azeri Light на Кременчугский НПЗ, который расположен в Полтавской области.
Азербайджанцы с нулевых годов имели виды на украинскую нефтепереработку и хотели приобрести ряд предприятий на Самостийной, но им это сделать не удалось. В 2008 году они зарегистрировали компанию SOCAR ENERGY Ukraine, которая в 2010 году запустила на Украине сеть автозаправок. Более крупными активами азербайджанцы в этой стране напрямую не владеют, хотя в их собственности находятся два нефтеналивных бункеровщика в Киеве и Одессе.
По состоянию на 2024 год стоимость активов SOCAR ENERGY Ukraine составляла 85 млн долларов. Через эту компанию Баку оказывает гуманитарную помощь Киеву во время СВО – азербайджанцы только официально передали 200 тысяч литров топлива для автомобилей скорой помощи. Одновременно с этим Баку поставлял резервные электростанции, силовые трансформаторы и другие грузы. Есть данные, что азербайджанцы могут производить боеприпасы для нужд ВСУ.
НЕФТЯНЫЕ ВЗАИМОЗАЧЕТЫ
В 2017 году SOCAR берет под контроль Одесский перевалочный терминал, через который Баку сегодня поставляет сырье на Кременчугский НПЗ. Азербайджан также вложил средства в топливную инфраструктуру Украины, включая Ильичевский наливной терминал. Этот объект также расположен в стратегически важной для всех «друзей Киева» Одесской области.
Одновременно с этим SOCAR плотно работал с Россией. В 2021 году азербайджанцы через Socar Trading S.A. стали оператором поставок «Роснефти» на Украину. Любопытно, что Баку получил это право от еще одной швейцарской компании Proton Energy Group S.A.
Данная структура была основана в 2010 году и в 2020 году кроме сырья «Роснефти» поставила на украинский рынок 1,74 млн тонн дизельного топлива (23,4% рынка) и 443 тысячи тонн СПГ (22,3% рынка). Уход Proton Energy Group S.A. из Украины произошел после того, как киевские власти начали оказывать давление на эту структуру. Конечные бенефициары Proton Energy Group S.A. не афишировались, но среди них был замечен Нисан Моисеев, который является партнером Виктора Медведчука, ставшего на Украине миллиардером благодаря своим связям с Москвой.
Получается, что за год до СВО, когда Россия вовсю вела переговоры с администрацией Байдена по статусу будущему Украины и реализации вторых «Минских соглашений», люди Медведчука были отстранены от нефтегазового посредничества, а сам подряд был передан азербайджанцам.
ЧТО ЗА НЕФТЬ ИДЕТ НА УКРАИНУ?
С началом СВО эта система взаимодействия, видимо, не претерпела изменений. Интересно, а что за нефть потребляет Кременчугский НПЗ? В нулевые годы завод принадлежал «Татнефти» и только затем перешел в руки признанного в РФ террористом и экстремистом Игоря Коломойского. На тот момент НПЗ на 90% работал на нефти марки Urals. Большой вопрос, что в Полтавскую область поставляли азербайджанцы через одесский терминал. Это могло быть сырье из РФ, перекупленное в Новороссийске. Не удивлюсь, если это так, но утверждать не берусь.
Азербайджанцы в 2020 году поставляли свою нефть на мировой рынок под российской маркой Urals, но это далеко не одно и то же, что и Azeri Light. Химические свойства у марок разные, но есть факт, что SOCAR в том же 2020 году официально продавал Azeri Light на Мозырский НПЗ в Белоруссию. Данный завод заточен на сырье с нефтепровода «Дружба», то есть на всё тот же Urals.
Белорусский сюжет с SOCAR случился после того, как Лукашенко не получил внутрироссийских цен на нефть и из-за этого решил стать «многовекторным», начав заигрывания с противниками РФ. Сюжет завершился в сентябре 2020 года, когда после августовских президентских выборов белорусский режим вполне мог рухнуть, если бы на помощь России. Тогда и были заключены соглашения по безопасности с Минском, которые необходимы были Москве при подготовке к СВО.
Нельзя забывать и про нефтепровод «Дружба», который продолжает качать нефть из России через Украину в Венгрию. Теоретически часть этого сырья может выкупаться SOCAR и поставляться на Кременчугский НПЗ под видом азербайджанской нефти. Такие схемы обычны для рынка.
«ЛАВОЧКА» БАКУ ПРИКРЫТА
Данный бизнес прекратился только 29 июня 2025 года, когда по Кременчугскому НПЗ ударили 70 беспилотников «Герань». Их также поддержали гиперзвуковые крылатые ракеты «Кинжал» и баллистические ракеты «Искандер». По НПЗ били и ранее – например, весной 2022 года российские войска нанесли несколько ракетных ударов по Кременчугскому НПЗ, после чего полтавские власти заявили о полном уничтожении завода, но это было далеко от истины. А вот июньский удар, подкрепивший результаты налета 21 июня 2025 года, похоже, закрыл «лавочку».
Эксперты пишут, что Кременчугский НПЗ обеспечивал топливом военную технику ВСУ, включая боевую авиацию, однако его снесли только на четвертый год СВО. На это, естественно, обиделись азербайджанцы, которые стригут купоны с этой войны. Впрочем, вряд ли это первопричина конфликта Москвы и Баку – далеко не факт, что такой удар был бы проведен, если бы в отношениях двух стран не было других трений. Причин может быть множество – Азербайджан давно проводит негативную политику по отношению к РФ и обладает большими запасами оружия.
Источник: vk.com