Картины 25-летнего Данила Багринцева (Алчевск, ЛНР), поражают атмосферой и точностью. Складывается впечатление, что создавший их художник - сам воевал. Но на фронте Данил не был - в 16 лет он получил спинномозговую травму и с тех пор передвигается на инвалидной коляске. Однако солдатскую жизнь знает - от отца, который ушёл в ополчение в первые дни Русской весны и воюет до сих пор.
– Помните как отец уходил в ополчение в 2014 году?
– У меня остались отрывочные воспоминания… До войны отец работал инженером на нашем металлургическом заводе. По выходным у нас люди ездили в Луганск на Антимайдан. Кто-то, конечно, и на украинский Майдан.
6 апреля, в воскресенье, отец поехал в Луганск, и в этот день люди взяли здание СБУ. А утром 7 апреля он пошёл на завод - как обычно. Где-то в обед позвонил маме, сказал, что отпросился на работе и снова едет в Луганск - отвезёт банки с соленьями в палаточный городок Антимайдана, друзьям. А вечером приехал домой с автоматом и в балаклаве... Первое время, в апреле, он периодически приезжал. Потом уже уехал и вырвался к нам только летом - на день рождения брата.
Я поддерживал отца, был с друзьями на пророссийских митингах, которые проходили у нас в Алчевске. У нас только единицы были тогда за Украину, народ массово поддерживал независимость Донбасса и хотел присоединения к России. Но я тогда был ребёнком и не разбирался, кто прав, а кто виноват. Боюсь, что вот так серьёзно, по-настоящему, я стал во всём разбираться только после начала спецоперации.
– Как добиваетесь такого уровня достоверности? Смотришь на картину «Марш-бросок» и думаешь, что вы вместе с резервистами шли в сторону Трехизбенки...
– У меня были мобилизованы одноклассник и несколько знакомых ребят... Мой отец в первые дни СВО сделал фотографию: идут два мобилизованных, мы видим их только со спины, а за спиной у них – советские вещмешки и винтовки Мосина... Остальное я уже додумал, достроил в своей голове по рассказам отца.
– Для кого и для чего вы создаёте свои картины?
– Первой моей работой на тему СВО был «Резервист» – мобилизованный студент рисует набросок-портрет сослуживца. Это отец мне рассказал про парней - музыкантов, художников, в том числе студентов из моей академии, которые оказались у него в подчинении. Я решил создать картину: творческий человек, который никогда и автомат в руках не держал, вдруг попал на войну... Разместил её в одной из ныне запрещенных соцсетей, и начался ад – очень острая реакция со стороны граждан Украины. Тогда я и решил рассказывать о наших людях, которые сейчас на фронте.
Мне кажется, это больше нужно тем, кто живёт, словно ничего не происходит, кто до сих пор не осознает сути конфликта и не понимает, что война может прийти к ним неожиданно, а беспечность – дорого стоит.
– Вы мечтаете проиллюстрировать произведения Шолохова?
– Да, он мой любимый писатель. Летом 2022 года я просто взял и перечитал всего Шолохова. Всё, что возможно. Пока я рисую Донбасс и СВО, но потом надеюсь взяться за «Донские рассказы». Актуальность они точно не потеряют.
– Чувствуете переклички между его временем и нашим?
– Однозначно. Гражданская война и тогда, и сейчас. Я думал об этом, когда изучал предысторию нынешнего конфликта, читал историческую литературу и периодику времен Русской весны... Всё, что ребёнком не отследил. Да, с нашими днями перекличек много: некоторые до сих пор не понимают, на какой стороне правда, мечутся туда-сюда, происходят страшные конфликты в семьях.
– А ещё вы однажды сказали, что хотите рисовать «новую индустриализацию» и «новые пятилетки». Откуда эта мечта?
– Я человек социалистических взглядов. Если бы меня спросили про идеал государства, хотя ничего идеального в мире, конечно, нет, то я бы, наверное, назвал Советский Союз. Но тут ещё и человеческое... Меня просто не вдохновляют большинство современных профессий, люди же в основном заняты в сфере услуг, они ничего не производят, ничего не созидают. А я хочу рисовать человека простого, но делающего что-то важное для своей страны, для общества. Сейчас это военные. Потом, надеюсь, буду рисовать человека труда.
***
Чем больше знакомлюсь с молодыми дончанами, тем сильнее то, самое первое моё впечатление от них, которое попало и на страницы "Донецкого моря". Словно я встретилась с людьми, которые вышли однажды из СССР и спокойно ждали нас 30 лет и 3 года... Людьми с советским воспитанием, с серьёзным отношением к жизни, к стране, к своей культуре, с высоким уровнем образования. Людьми удивительной для наших дней начитанности.
Художник-баталист. Ребёнок войны. Сын инженера, ушедшего в ополчение прямо с родного завода. Интеллигентный парень, который к 25 годам перечитал всего Шолохова. История будто из середины прошлого века, правда?
Если будет возможность - прочитайте полный текст интервью с ним: https://spbdnevnik-ru.turbopages.org/turbo/spbdnevnik.ru/s/news/2025-03-25/danil-bagrintsev-kartiny-posvyaschennye-spetsoperatsii-pomogayut-osoznat-sut-konflikta
Источник: spbdnevnik-ru.turbopages.org