Наконец-то появилась возможность сравнить подходы к урегулированию украинского кризиса благодаря тому, что в западных источниках были опубликованы два «мирных плана».
Но сначала стоит вспомнить российские условия мира на Украине, которые озвучил В.В. Путин 14 июня 2024 года на встрече с руководством МИД РФ (см. подробнее комментарий «Третьего не дано?» от 18 июня 2024 года). Это: (1) нейтральный внеблоковый (отказ от вступления в НАТО) безъядерный статус Украины, (2) демилитаризация и денацификация, (3) полное обеспечение прав, свобод и интересов русскоязычных граждан на Украине, (4) должны быть «признаны новые территориальные реалии, статус Крыма, Севастополя, Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей как субъектов Российской Федерации». в их административных границах на 1991 год, (5) фиксация этих базовых и принципиальных положений виде «фундаментальных международных договорённостей», (6) отмена всех западных санкций против России. Особо подчеркнуто, что (7) речь идёт не о заморозке конфликта, а о его окончательном завершении, что (8) позволит реально «начать восстанавливать отношения доверия и добрососедства между Россией и Украиной и в целом в Европе». А далее (9) должна быть создана «неделимая система евразийской безопасности, учитывающей интересы всех без исключения государств континента».
Теперь посмотрим, с чем вышли на переговоры с Москвой администрация Трампа и, условно говоря, другая западная сила. Учтем, что то, что опубликовано, не обязательно полностью совпадает с тем, что обсуждается между сторонами. Не случайно министр С.В. Лавров счел вчера необходимым заметить, что российская сторона, «как вежливые люди», «не выносит на публику» ход переговоров. Но ясно, что российская позиция не может радикально отличаться от заявленной В.В. Путиным почти год назад. Агентство Reuters сообщило, что «ознакомилось с текстом ряда предложений по прекращению войны России на Украине», которые были представлены европейским чиновникам спецпосланником Трампа Стивом Уиткоффом на переговорах в Париже 17 апреля 2025 года. Утверждается, что текст документа опубликован в полном объёме без изменений. Вчитаемся в полную цитату:
«Рамки соглашения между Россией и Украиной
Передать устно
Краткое описание: Эти условия представляют собой окончательное предложение Соединённых Штатов обеим сторонам.
Прекращение огня
Постоянное прекращение огня.
Обе стороны немедленно приступают к переговорам о техническом внедрении (договоренностей).
Гарантии безопасности Украины
Украина получает надежную гарантию безопасности.
Государства-гаранты будут специальной группой европейских государств и желающих неевропейских государств.
Украина не будет стремиться вступить в НАТО.
Украина может стремиться к членству в ЕС.
Территория
США де-юре признают российский контроль над Крымом.
США де-факто признают российский контроль над Луганском.
США де-факто признают контролируемые Россией части Запорожья, Донецка и Херсона.
Украина возвращает себе территорию в Харьковской области.
Украина возвращает себе контроль над Запорожской атомной электростанцией через контроль и управление станцией со стороны США, при этом электроэнергия распределяется между обеими сторонами, а также над Каховской плотиной [ГЭС].
Украина пользуется беспрепятственным проходом по реке Днепр и контролем над Кинбурнской косой.
Экономика
?Соединённые Штаты и Украина реализуют экономическое сотрудничество/соглашение о полезных ископаемых.
Украина будет полностью восстановлена и получит финансовую компенсацию.
Санкции против России, возникшие в результате этого конфликта с 2014 года, будут сняты.
Американо-российское экономическое сотрудничество в энергетическом и других промышленных секторах».
23 апреля в Лондоне в развитие диалога, начатого в Париже 17 апреля, прошла встреча европейских стран, США и Украины. Америку представлял спецпредставитель Трампа Кит Келлог. Госсекретарь США Марко Рубио и спецпосланник Стив Уиткофф отказались от участия в этой встрече. Позже от участия уклонились и главы МИД Франции и Германии.
Таким образом, лондонская встреча прошла на техническом уровне, а не на уровне глав МИД, как предусматривалось в Париже. Поводом послужила пресс-конференция Зеленского 22 апреля, в ходе которой он заявил о том, что Украина юридически не признает «оккупацию Крыма», т.к. «это противоречит Конституции», а также «любой временно оккупированной территории Украины». Тем самым Зеленский отверг предложения администрации Трампа, сделанные в Париже и выставил свое условие: сначала полное и безусловное прекращение огня, и лишь потом переговоры по условиям мирного соглашения.
Тем не менее на лондонской встрече были сформулированы встречные предложения Европы и Украины, которые переданы 23 апреля администрации Трампа. Утечка документа снова произошла через Reuters 25 апреля. Полная цитата ниже:
«Рамки соглашения Россия-Украина
Прекращение огня:
Обязательство полного и безоговорочного прекращения огня в небе, на суше и на море.
Обе стороны немедленно вступают в переговоры по технической реализации с участием США и европейских стран. Это происходит параллельно с подготовкой повестки дня и условий для полного мирного соглашения.
Мониторинг прекращения огня под руководством США и при поддержке третьих стран.
Россия должна безоговорочно вернуть всех депортированных и незаконно перемещенных украинских детей. Обмен всех военнопленных (принцип «всех на всех»). Россия должна освободить всех гражданских заключенных.
Гарантии безопасности для Украины:
Украина получает надёжные гарантии безопасности, в том числе от США (соглашение, подобное статье 5), в то время как среди союзников нет консенсуса по членству в НАТО.
Никаких ограничений на Вооружённые силы Украины.
Государства-гаранты будут специальной группой европейских стран и желающих неевропейских стран. Никаких ограничений на присутствие, вооружение и операции дружественных иностранных сил на территории Украины.
Украина стремится к вступлению в ЕС.
Территория:
Территориальные вопросы будут обсуждаться и решаться после полного и безоговорочного прекращения огня.
Территориальные переговоры начинаются с текущей линии контроля.
Украина восстанавливает контроль над Запорожской АЭС с участием США, а также над Каховской плотиной [ГЭС].
Украина пользуется беспрепятственным проходом по реке Днепр и контролем над Кинбурнской косой.
Экономика:
США и Украина реализуют экономическое сотрудничество/соглашение о полезных ископаемых.
Украина будет полностью восстановлена и получит финансовую компенсацию, в том числе за счёт российских суверенных активов, которые останутся заморожёнными до тех пор, пока Россия не возместит ущерб Украине.
Санкции США, введенные против России с 2014 года, могут быть постепенно смягчены после достижения устойчивого мира и возобновлены в случае нарушения мирного соглашения (откат)».
Существенно, что по результатам встречи в Лондоне заявление сделано от лица лишь евротройки (Е3) - Британии, Франции и Германии. США в нём не участвовали, показав тем самым, что на техническом уровне позицию Е3 и киевского режима не поддержали. Но здесь важно иметь в виду, что Е3 – это условное обозначение. Речь идет о весьма разветвленной сетевой структуре мегасубъекта мировой политики. Помимо официального руководящего слоя Британии, Франции и Германии сеть включает влиятельные круги Демпартии США, государств британского содружества, большую часть стран Евросоюза и Турцию. Будем также иметь в виду и сложные взаимосвязи этих политических сил с деловыми и иными структурами. Существенно, что, например, Анкара вошла в «Коалицию желающих Европа+» и может принять участие в коалиции ввода войск на Украину после заключения перемирия или мирного соглашения. Турция имеет вторые по численности Сухопутные войска в НАТО после США. Часто пишут о трудностях с комплектованием воинских контингентов Франции и Британии для Украины, но упускают из вида потенциал Турции.
Таким образом, внутри западной коалиции обозначилось то, что когда-то называли «межимпериалистическими противоречиями». Они не раз вызывали резкое изменение не только тактики, но и стратегии сторон, особенно США.
Однако в приведенных позициях и много общего: прекращение огня по линии фронта, которое всегда в пользу отступающего, гарантии безопасности европейских и неевропейских стран с вводом их войск на территорию Украины, сохранение военного потенциала Украины (в плане Трампа нет ограничений Киева по этому показателю, а плане Европы-Украины прямо прописано «никаких ограничений на Вооружённые силы Украины»), вступление Украины в ЕС (что в настоящее время равнозначно вступлению в НАТО), возврат Украине контроля над Кинбурнской косой (что предполагает отказ от части территории Херсонской области и части контролируемой РФ территории Николаевской области), возврат Украине ЗАЭС и Каховской ГЭС (что предполагает отказ России от части уже контролируемой территории Запорожской области и важнейших объектов российской энергетической инфраструктуры), выплата Украине репараций со стороны России на её восстановление (в варианте Европа-Украина это прописано более жёстко и указан один из источников в виде российских ЗВР). Часть предложений администрации Трампа на деле является ничем иным как бумажными гарантиями в обмен на стратегические уступки России. Так, пункт «Украина не будет стремиться вступить в НАТО» - это вовсе не уступка России, а снижение рисков для США и альянса в целом: ВСУ уже серьёзно интегрированы в НАТО, ведётся война с Россией, и при этом статья 5 (о коллективной безопасности) на неё не распространяется. Пункт американской позиции о том, что «Украина возвращает себе контроль над Запорожской атомной электростанцией через контроль и управление станцией со стороны США» на поверхности выглядит как обеспечение безопасности АЭС, но, по сути, легализуется американское военное присутствие и экономические интересы («ресурсная сделка») на украинской территории. План «Американской Украины» не списан в архив (см. подробнее комментарии «Выборы: присоединение Украины к США?» от 8 апреля 2025 года и «Конец иллюзии нейтралитета» от 19 декабря 2023 года). Более того, оба плана акцентируют мирное урегулирование исключительно в «украинских рамках». Россия же не раз указывала на необходимость устранения первопричин кризиса и создания новой архитектуры безопасности как минимум на Европейском континенте.
Судя по всему, и визит Стива Уиткоффа 25 апреля в Москву был также направлен на сужение повестки до «украинских рамок». Помощник Президента РФ Ю.В. Ушаков сообщил по их итогам: «Что касается непосредственно украинского кризиса, то речь шла, в частности, о возможности возобновления прямых переговоров между представителями Российской Федерации и Украины». «Речь шла», разумеется, не означает «договорились». Тем не менее, американская сторона, значит, настаивает на том, о чем неоднократно говорил В.В. Путин в том смысле, что Россия не против, но «есть нюансы».
Между нынешней вашингтонской администрацией и Е3+ есть разногласия. Но разве логично исключать сценарий геополитического спектакля, где выбрана психологическая схема «злой-добрый полицейский» при сохранении западного антироссийского консенсуса? Не сводится ли разница между вариантом Трампа и вариантом Е3+ к одному: Трамп предлагает готовится в планируемой Большой войне в Европе в 2029-2030 гг. в условиях заморозки боевых действий на Украине, а Е3+ в условиях их продолжения? Но это тема отдельного исследования. Держим руку на пульсе.
Источник: vk.com