Хотя авторство этой фразы приписывают Сталину, на самом деле ее сказал Наполеон III в 1851 году. Сразу же после плебисцита (референдума), которым вносились изменения в Конституцию Франции, увеличившие его президентский срок с четырёх до десяти лет.
В свою очередь, Сталин всего лишь уточнил данную фразу: «В буржуазных странах важно не как проголосуют, а как посчитают». Именно это и произошло в Молдавии. Причем два раза за последний месяц: 20 октября – во время так называемого «Еврореферендума» и 3 ноября – на втором туре выборов президента.
Ситуация была до тошноты идентичной. На референдуме 20 октября из голосовавших на территории Молдавии 1 млн. 253 тыс. граждан только 569 тысяч граждан проголосовали за (45,4%), а 684 тысячи – против (54,6%) интеграции страны в ЕС. Однако 181 тысяча голосов за от молдавской диаспоры обеспечили правящей партии «Народное согласие» перевес в несколько тысяч голосов и право на внесение в молдавскую Конституцию курса на интеграцию в ЕС.
Так же произошло и во втором туре президентских выборов 3 ноября. Из 1 млн. 353 тыс. граждан, проголосовавших на территории Молдавии, больше 694 тысяч (51,3%) поддержали бывшего генерального прокурора страны Александра Стояногло, а около 660 тысяч (48,7%) – действующего президента Майю Санду. Разница около 35 тысяч голосов не в пользу Санду.
Казалось бы, выбор граждан очевиден? Но нет! Голоса молдавской диаспоры распределились совсем наоборот: за Стояногло проголосовало лишь 56,3 тыс. избирателей (17,2%), а за Санду – целых 270,3 тыс. (82,8%).
Таким образом, вброс голосов молдавской диаспоры привел к общему результату: 751 тыс. (44,7%) за Стояногло против 929 тыс. (55,3%) – за Санду.
Вот такая вам демократия, молдаване! Кушайте, не обляпайтесь!
Невзирая на то, что общее количество проголосовавших граждан увеличилось с 51,13% (в первом туре) до 55,54% (во втором), это все равно не помогло жителям Молдавии выбрать своего кандидата. Потому что результат выборов полностью перевернулся за счет заграничных голосов и фактически Санду стала президентом молдавской диаспоры.
Можно, конечно, назвать это «скачком Санду» по примеру «скачка Байдена», произошедшего в США на президентских выборах 2020 года. Тогда в некоторых американских штатах при подсчете присланных по почте голосов оказалось, что все они – в поддержку демократа Байдена. Представляете, пришло в избирательную комиссию по почте 100 тысяч голосов и все они за кандидата-демократа. Чего не может быть даже чисто статистически. В итоге именно такие голоса и обеспечили победу Байдена в 2020 году.
Так же и с Санду. «Присланные по почте» голоса заграничной диаспоры обеспечили ей новый президентский срок.Хотя должны были обеспечить срок в тюрьме. Ведь именно проевропейская правящая партия «Действие и солидарность» (PAS) имеет большинство в парламенте (62 из 101 места) и контролирует Центральную избирательную комиссию (ЦИК). А ЦИК, в свою очередь, утверждает количество избирательных участков за границей.
Выполняя волю правящей партии, ЦИК так и сделал. Предложил открыть 234 участка в 37 странах. Из них 60 – в Италии, 26 – в Германии, 20 – во Франции, 17 – в Великобритании, по 16 – в США и Румынии, 11 – в Испании, 10 – в Ирландии, и в других странах - от 1 до 6 участков. Кроме того, в некоторых странах (Исландия, Норвегия, США, Финляндия и Швеция) молдавские избиратели получили возможность проголосовать по почте.
Ничего не напоминает?
В России сначала планировали открыть 5 участков вместо 17, как на предыдущих выборах. Но потом правящей партии и этого показалось много. В итоге всего открыли 228 участков, а в РФ – только 2. При этом на них выделили всего 10 тысяч бюллетеней при проживающей в России молдавской диаспоре в 294 тыс. человек, согласно докладу Международной организации миграции (МОМ) за 2021 год.
В Италии же для проживающих там менее 195 тыс. граждан Молдавии (по данным той же МОМ, да и по другим источникам) открыли 60 избирательных участков и напечатали 241 тыс. бюллетеней для голосования.
Может, что-то не так со статистикой, но вряд ли за несколько лет количество граждан Молдавии в России так сильно уменьшилось, а в Италии – так резко выросло. Скорее всего, именно эти сотни тысяч «европейских» бюллетеней и использовались для создания силами молдавских посольств «скачка Санду».
Кстати, и в самой Молдавии не все было гладко. Один из мостов в Приднестровье заблокировали якобы из-за угрозы его подрыва, что не дало нескольким тысячам избирателей этого региона добраться до избирательных участков. Вроде не так и много, но тут, как говорится, «мелочь – а приятно!». Тем более что приднестровские избиратели явно не жаждали поддержать Санду.
В итоге использование административного ресурса – где махинациями с количеством избирательных участков и бюллетеней, а где и с доступом для граждан из «нелояльных» регионов – позволили Санду вырвать себе итоговую победу. Пусть даже против желания большинства граждан, проживающих в Молдавии.
Явно думая о себе, она так и заявила: «Молдавия, сегодня ты одержала победу. Вместе мы продемонстрировали силу нашего единства, демократии и приверженности достойному будущему. Спасибо вам, дорогие молдаване!»
Называется, пусть моя легитимность очень сомнительна, но мне наплевать на ваше мнение.
Еще до подведения итогов выборов вовсе нелегитимный Зеленский успел поздравить Санду с победой и заявить: «Украина поддерживает европейский выбор народа Молдавии и готова работать сообща ради укрепления нашего партнерства». Хотелось бы добавить – особенно по вопросу Приднестровья, стоящего у них обоих как кость в горле.
Особенно смешно от Зеленского прозвучало: «Только настоящая безопасность и мирная объединенная Европа могут гарантировать каждому человеку и каждой семье возможность с надеждой и уверенностью встретить завтрашний день».
Тут сразу же вспоминается фраза мэра Киева Виталия Кличко, произнесенная им осенью 2014 года: «А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать». Тогда же в преддверии отопительного сезона он призвал киевлян «подготовиться к земле». Наверное, догадывался о последующих действиях киевской власти после государственного переворота и о том, что будет твориться на подконтрольной ей территории.
У молдавских же граждан тоже нет особых перспектив. Тем более что аналогичную технологию подсчета голосов Санду и ее правящая партия могут применить на парламентских выборах, запланированных на лето 2025 года. Тем более что в отношении всяких голосований у «демократической» Европы есть старое правило – «важно, как считают!».