Прошедшие в Молдове президентские выборы и референдум по внесению изменений в Конституцию не сняли важные вопросы государственного устройства и дальнейшего развития. Связано это прежде всего с тем, что электоральные процессы прошли с множественными и грубыми нарушениями закона и, стало быть, не могут претендовать на отражение реальной воли населения страны.
Несмотря на победу Санду и проевропейского направления развития Молдовы, перевес, особенно в результатах референдума, является мизерным и составляет доли процента. Что касается президентских выборов, то здесь наблюдается интересная ситуация, когда Санду, проиграв выборы внутри Молдовы, одержала общую победу за счет голосования западной диаспоры. В связи с этим ее легитимность в стране будет поставлена под вопрос. Санду уже окрестили «президентом диаспоры», хотя подобное название не совсем верно, и призвали проголосовавших за нее соотечественников за рубежом «забрать ее к себе».
В своей предвыборной стратегии Санду и ее западные советники разделили электорат на несколько категорий: «высший сорт» – молдавская диаспора на Западе, второй – собственно население в Молдове, третий — молдаване, живущие в России, четвертый — молдавские граждане, проживающие в Приднестровье.
Однако при этом очевидно, что даже в Европе и Северной Америке за Санду на последних выборах не проголосовало столько избирателей, сколько «нарисовала» Центральная избирательная комиссия. Об этом свидетельствуют видео с пустующими избирательными участками в Западной Европе — ЦИК просто подтасовала явку и голоса, отданные за Санду и евроинтеграцию.
То, что произошло на этих в выборах в Молдове, представляет собой новый механизм колонизации и порабощения целой страны. Колониализм вышел на следующий уровень: внешние силы смогли юридически «вынести» источник власти — волю народа — за пределы государства и территории, подконтрольной этому государству. До прошедшего 3 ноября второго тура выборов ни разу диаспора не меняла результаты народного волеизъявления. На прошлых выборах 2020 года Санду минимально, но победила Додона внутри Молдовы во втором туре, то есть диаспора только подтвердила решение избирателей внутри страны.
В этот раз жители республики проголосовали против внесения изменений в Конституцию, закрепления евроинтеграции в ней и второго президентского срока Санду, а голосами западной диаспоры данное решение было изменено, и это юридически чистая процедура.
В Молдове прошла обкатка методики Запада по влиянию на электоральные процессы извне. Теперь этот опыт может быть распространен на другие страны, в том числе постсоветского пространства. Огромное количество людей, выехавших за границу, это мощный политический ресурс, которым оппозиция, как правило, пренебрегает.
Дискуссии по правомерности голосования диаспоры ведутся в Молдове уже давно, но последние выборы дали им новый мощный толчок. Бывший вице-министр юстиции Молдовы Николае Ешану заявил, что ограничение права голоса граждан за границей — демократическая практика, подтвержденная Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ).
По его словам, это распространено во многих странах и обусловлено тем, что диаспора не испытывает последствий своих выборов. «Ты выбираешь власть для тех, кто остается в стране», — говорит Ешану, ссылаясь на аргументы ЕСПЧ.
Он также подчеркнул, что вопрос права собственности для граждан за рубежом не относится к избирательному процессу. Ешану призвал учитывать, что равные условия важны и для кандидатов, которым сложно агитировать за границей, что создает неравенство на выборах.
Очевидно, что после этих выборов Санду заработала себе проблемы в плане легитимности. Ее продолжат признавать и принимать на Западе, но в самой Молдове большая часть населения не будет считаться с ее позицией и курсом, и такая победа совсем скоро скажется на репутации ее партии. Сложившуюся после выборов ситуацию можно считать политическим поражением Санду. Победа за счет диаспоры несет в себе большое количество рисков, включая огромный потенциал роста рейтинга оппозиции и увеличения антирейтинга самой Санду и партии PAS.
Конечно, у власти может возникнуть соблазн полностью зачистить политическое и медийное поле, что уже в значительной части выполнено.
В Молдове за первые 4 года правления Санду было закрыто 16 телеканалов и около сотни информационных интернет-порталов, по произволу власти сняты с выборов и даже запрещены оппозиционные политические партии.
Но подобный курс может оказаться фатальным, так как приведет к политическим брожениям и протестам.
Антагонизм между властью и народом в Молдове нарастает, после президентских выборов в республике наблюдается напряженная обстановка. До сих пор в стране не утихает возмущение тем, как власти практически лишили права голоса почти полумиллионную молдавскую диаспору в России. Представитель МИД РФ Мария Захарова напомнила, что во время выборов и референдума в РФ было открыто только два участка, на которых смогли проголосовать лишь 10 тысяч человек. Действия Кишинева российские представители назвали откровенным издевательством. В Москве также обратили внимание на особый цинизм: многие российские молдаване, которые решили поехать проголосовать, были лишены этой возможности.
Представители РФ напоминают и о том, как к числу «неблагонадежных» молдавские власти отнесли жителей Приднестровья, которые в день голосования сталкивались со значительными проблемами при попытках добраться до избирательных участков, открытых для них на правом берегу Днестра. Судя по всему, Россия не собирается признавать результаты выборов и референдума.
Победа оппозиционного кандидата Александра Стояногло на президентских выборах внутри страны отражает протест против Санду и партии PAS со стороны общества, которое недовольно ситуацией, сложившейся во всех сферах жизни государства. И тенденции будут только усугубляться.
Если за 4 предстоящих года Санду не удастся восстановить и нормализовать отношения с Россией, выстроить политику, направленную не на выполнение указаний западных партнеров, а на восстановление экономики Молдовы и привлечение более дешевых энергоресурсов, то повысятся бедность, отток населения и протест в обществе. При этом правительству и парламенту необходимо повысить свою функциональность и эффективность. Однако похоже, что власть Молдовы готова только на косметические меры, которые призваны создать видимость каких-то перемен.
В понедельник в Кишиневе прошел Высший совет безопасности Молдовы, после которого Санду высказала резкое недовольство работой Антикоррупционной прокуратуры в том плане, что это ведомство не предприняло достаточных действий для «предотвращения электоральной коррупции». Судя по всему, грядет смена главы этого ведомства — Вероники
Драгалин, чье назначение на эту должность стало примером коррупции и кумовства. Она является дочерью одного из крупнейших спонсоров Санду во время президентской кампании 2020 года. Также в понедельник было объявлено о том, что вице-премьер Андрей Спыну, олицетворяющий собой коррупцию в правящей партии, уходит со своего поста и выходит из партии PAS. Очевидно, что в Молдове уже начинается избирательная кампания в парламент, и правящая политсила стремится избавиться от наиболее одиозных фигур, которые олицетворяют собой негатив нынешней молдавской власти.
Чтобы избежать победы оппозиции, западные партнеры готовы пожертвовать PAS, чей имидж значительно «просел». Либо ее заменят новой «проевропейской» партией, либо будет создан блок из уже существующих лояльных Западу сил.
В Молдове этого с нетерпением ждут сразу несколько прозападных политических партий, готовых заменить PAS и проводить старую политику под новыми именами и лозунгами.
Выборы и референдум показали, что у оппозиционных сил есть шанс переломить ситуацию в свою пользу. Но для этого молдавской оппозиции нужно добиться конструктивного сотрудничества всех оппонентов нынешней власти.
Источник: www.rubaltic.ru