Западный мир в тревоге. Никто не знает, чего ждать от вновь избранного президента США. Среди европейских политиков преобладает тональность: надеемся на лучшее, готовимся к худшему.
Исключение составляют только так называемые «правые популисты»: Орбан, Ле Пен, германская «Альтернатива», австрийская Партия свободы и т.п. Они торжествуют. Для них победа идейно-близкого Трампа – мощный импульс в борьбе за лидерство в своих странах.
Виктор Орбан, благодаря своим связям с Трампом, видимо, станет «смотрящим» за Европой. Он, а не глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, будет докладывать в Вашингтон о европейских делах.
Российско-украинский конфликт – в топе обсуждаемых тем по обе стороны океана. Американский The Wall Street Journal опубликовал статью под заголовком «Трамп обещал закончить войну на Украине. Теперь он должен решить, как». В статье излагается мирный план Трампа. Точнее, контуры плана, которые могут быть весьма подвижны.
Дело в том, что Республиканская партия США представляет из себя симбиоз из изоляционистов типа самого Трампа и тех, кого называют «динозаврами холодной войны». Между двумя фракциями нет разногласий по поводу ограничения абортов, строительства стены против мигрантов, безоговорочной поддержки Израиля.
Но отношение к России – разное. Изоляционисты не хотят воевать с Москвой, только конкурировать. Тогда как «динозавры» видят в современной России реинкарнацию Советского Союза и активно поддерживают украинскую прокси-войну. Ругают Байдена за недостаточную военную помощь Киеву.
Фракции будут бороться за влияние на президента. Какая окажется сильнее, предвидеть сложно. Пока кадровые решения Трампа говорят в пользу изоляционистов: Вэнс, Маск, Кеннеди. Но «динозавры», возможно, будут доминировать в сенате. И Трампу придётся с ними считаться.
План, о котором рассказывает The Wall Street Journal, явно спроектирован изоляционистами. Он не отличается от того, что говорил в ходе избирательной кампании вице-президент Джей Ди Вэнс.
Конфликт замораживается по линии фронта. Формируется демилитаризованная зона протяженностью 800 миль. Завоёванные территории остаются за Россией. Украина отказывается от плана вступления в НАТО – по крайней мере, на ближайшие 20 лет. Но США и Европа продолжают снабжать её оружием.
Разумеется, этот план не соответствует провозглашенным целям России. Но он выводит конфликт между США и Россией из глухого тупика, в который его завела администрация Байдена. Вместо демагогии в духе «формулы Зеленского» появляется конкретика, предмет для обсуждения. Планы можно корректировать. Хуже, когда корректировать нечего.
Президент России назвал «заслуживающими внимания» высказывания Трампа о завершении конфликта.
Можно заметить, что среди российских комментаторов вера в силу русского оружия сочетается с неверием в ум и хитрость русской дипломатии. Мол, что выиграно на поле боя, дипломаты непременно «сольют». Поэтому переговоры – это от лукавого. Только капитуляция, только хардкор.
Это укоренившийся миф, а в реальности бывает по-разному. Вспомним 2022 год. Он не был, мягко говоря, победным для российской армии. А вот российская дипломатия тогда решила важнейшую задачу: заручилась поддержкой стран Глобального Юга, похоронив план Запада по удушению России санкциями. Благодаря чему Россия сегодня имеет значительное ресурсное превосходство, позволяющее побеждать на поле боя. Неверно воспринимать победу Трампа, как что-то незначительное, на что не стоит обращать внимание. Надо воспринимать как открывшуюся возможность. Ведь нынешняя война – это не только «про Украину». Но и про место России в рождающемся на наших глазах многополярном мире.
И администрация Трампа может стать тем партнёром, с которым удастся договориться о новых правилах игры. Гарантий нет, но шанс есть. Чтобы его реализовать, важны и сила оружия, и сила дипломатии.
Макс Литвинов
Источник: vk.com