На днях Путин провёл заседание Совбеза, в ходе которого был принят ряд решений, касающихся применения ядерного оружия и политики ядерного сдерживания.
Самым интересным стало заявление президента о том, что вопрос о применении ядерного оружия теперь может быть рассмотрен в случае получения достоверных данных о массированном старте БПЛА и пересечении границы. Кроме этого, агрессия неядерного государства при участии ядерного теперь будет рассматриваться как их совместное нападение на Россию.
Что имеется ввиду и чем продиктованы подобные заявления, в свете последних событий наверное и так понятно.
В ходе украинского конфликта беспилотники стали применяться так часто, что местами превзошли по наносимому ущербу ракеты и артиллерию. Налётам украинских беспилотников стали подвергаться почти все регионы в европейской части России вплоть до Москвы. Были случаи массированных налётов, приводивших к серьезным разрушениям, пожарам и вынужденной эвакуации жителей.
События в Курской области - пример той самой агрессии со стороны неядерного государства при участии ядерного. Не секрет, что ВСУ при нападении использовали западную технику и вооружение, а страны ЕС открыто поддержали вторжение украинских войск на российскую территорию.
По всей видимости, повторения таких нападений и налётов пытаются предотвратить в Кремле, обещая рассмотреть вопрос применения ядерного оружия в случае массированных стартов БПЛА и агрессии неядерного государства (Украины) при участии ядерного (США).
Но здесь возникает вопрос - насколько это серьезно?
Будет ли это всерьез воспринято в Вашингтоне и странах НАТО или к этому отнесутся как к очередным "красным линиям зеленым фломастером" и обещаниям чем-то на что-то когда-то ответить, которые так и останутся обещаниями?
Сколько раз уже президент обещал ответить, нанести удары по центрам принятия решений, сколько было сделано заявлений, что Россия оставляет за собой право...
В самом начале спецоперации президент уже предупреждал, что если страны Запада вмешаются в конфликт - они столкнутся с такими последствиями, с которыми еще не сталкивались в своей истории.
Прошло 2,5 года.
Страны НАТО поставили на Украину огромное количество оружия и военной техники, включая танки, артиллерию, ствольную и реактивную, ракеты ATACMS, Storm Shadow, бомбы HAMMER и JDAM, системы Patriot. Дошло до поставок F-16.
Почти всё поставленное западными странами вооружение уже применялось для ведения боевых действий на территории России. И для нанесения ударов по городам, в том числе по международно признанной территории РФ. В частности, по Белгороду. Применялись даже ракеты с кассетной боевой частью, такими наносились удары по Крыму и опять же по Белгороду, что является военным преступлением.
Какой же ответ на всё это последовал со стороны России?
На особенно сильные удары, приводившие к многочисленным жертвам и большим разрушениям, в Кремле и МИД отвечали заявлениями о недопустимости, Лавров и Захарова зачитывали протесты, представитель России в ООН ставил вопрос на обсуждение и... и министерство обороны сообщало, что нанесены удары по объектам противника и энергетической инфраструктуре. Иногда их называли "ударами возмездия".
Был ли при этом уничтожен какой-нибудь из центров принятия решений - до сих пор непонятно, но скорее всего нет, потому что в случае его разрушения нам бы наверное об этом много рассказывали.
Хотя, один удар действительно был - по офису ГУР Украины в Киеве. Этот удар был нанесён в мае 2023 года после налёта украинских беспилотников, достигших Москвы и Кремля. Удар по офису ГУР действительно был нанесён, поврежденное здание показывали с разных ракурсов, была шумиха, а глава ГУР Буданов надолго пропал из эфира, вероятно был тяжело ранен.
Был еще удар, после которого пропал из эфира главком ВСУ Залужный, вероятно тоже получил тяжелое ранение. Но когда и при каких обстоятельствах, был ли это целенаправленный удар или главком просто оказался "не в то время не в том месте" - неясно.
В 2022 году был удар по штабу ВСУ в Широкой Даче, вроде бы эффективный, но подтверждений нет. Был удар по Дому офицеров в Виннице, где погибли три полковника ВСУ, но можно ли это считать центром принятия решений - вопрос сложный.
Были эффективные удары по складам (особенно эффективные по Павлограду и Хмельницкому), учебным центрам и разного рода объектам противника, но это не были центры принятия решений. И вообще, наносить удары по противнику - это естественная составляющая боевых действий, это само собой разумеется.
Итого - обещанных президентом ударов по центрам принятия решений за 2,5 года - раз-два и обчелся.
При этом налёты беспилотников на территорию России, удары по городам, военные преступления в отношении пленных и мирного населения - украинскими войсками совершаются постоянно, счет идёт на десятки. Недели не проходит, чтобы что-то подобное не случилось.
Дважды взрывали Крымский мост, организовали убийства Дарьи Дугиной и Владлена Татарского, покушение на Захара Прилепина, Олега Царёва, убийство бывшего депутата Кивы и целый ряд покушений на сотрудников администраций в Запорожской области и республиках Донбасса, некоторые привели к гибели российских военных, журналистов и разных должностных лиц.
Общее число эпизодов, в ответ на которые следовало бы нанести обещанные удары по центрам принятия решений - около сотни.
А известных ударов - всего один или два, может быть три или четыре.
Между действиями Киева, ВСУ, СБУ и украинских нацформирований и ответными ударами по центрам принятия решений наблюдается сильное несоответствие.
Обещаний много, грозных заявлений - десятки, требований и высказываний озабоченности - больше сотни, а известных ударов по центрам принятия решений - всего несколько.
Ударов по различным объектам, особенно по объектам энергетики - огромное количество, счёт идёт на тысячи, но это не совсем то, что обещал президент, когда говорил, что "страны Запада столкнутся с последствиями, с которыми еще не сталкивались в своей истории", если вмешаются в конфликт.
Страны Запада вмешались, но пока ни с чем особенным не столкнулись.
Или может быть поставки сотен единиц тяжелого вооружения, танков и артиллерии, самолетов и новейших систем ПВО, сотен тысяч снарядов и ракет - это еще не вмешательство в конфликт?
Подготовка десятков тысяч украинских военных на базах НАТО, о чем открыто говорят западные политики и военные - разве это не вмешательство?
НАТО и США участвуют самым непосредственным образом в нанесении ударов, в том числе по территории России. Осуществляют целеуказание. Хорошо известно, что все цели РСЗО HIMARS, особенно для ракет ATACMS закладываются специалистами НАТО. Данные спутниковой разведки ВСУ тоже получают от США (НАТО). Программы для ракет Storm Shadow тоже закладывают иностранные специалисты. Они же управляют комплексами Patriot, которые уже сбивали российские самолеты в воздушном пространстве России, а значит применялись для нанесения ударов за пределами Украины.
Всё это является участием стран НАТО в конфликте на Украине.
Это то самое участие, о котором в первый день предупреждал президент, обещая "последствия, с которыми они не сталкивались в своей истории".
Но пока никаких особенных последствий для США и стран НАТО от России не последовало.
Более того, США получают от конфликта на Украине прибыль, причем весьма значительную - от поставок своего оружия, от поставок СПГ в Европу, от переноса заводов из Германии в США. Эта война уже стала для США одним из самых выгодных вложений современности, что отмечают американские политики.
В Кремле пока не решились ни на один действительно серьезный удар по центрам принятия решений - даже по украинским, не говоря уже о каких-то других, за пределами Украины.
Ни генштаб ВСУ, ни управление СБУ в Киеве не были разрушены. Ни Нацбанк Украины, ни Офис Зеленского. Даже офис ГУР, где планируются теракты и диверсии, не был разрушен, а только поврежден.
Хотя средства для того, чтобы полностью снести все штабы ВСУ и управления СБУ, офис ГУР и целый ряд других "центров принятия решений" в Киеве - у России имеются.
Ракетный комплекс Кинжал (который не способна перехватить ни одна система ПВО, включая Patriot, это было проверено на практике), Оникс, Калибры, Искандеры.
За последние 2,5 года были потрачены тысячи дорогостоящих крылатых ракет, многие из которых использованы для ударов по украинской энергетике, а вовсе не по "центрам принятия решений".
Отсюда вопрос - решится ли Путин и Совбез принять решение о применении ядерного оружия в качестве ответа на старт БПЛА, даже если он будет массовым?
Весьма сомнительно.
Если до сих пор, имея возможности, российское руководство не решилось применить неядерное оружие для уничтожения штабов и центров управления противника после сотни военных преступлений, диверсий и терактов с его стороны, после года обстрелов Белгорода и области, после сотен налётов на регионы вплоть до Москвы, после двух подрывов Крымского моста - при каких обстоятельствах в Кремле решатся на применение ядерного оружия?
Да и как вообще применять ядерное оружие в ответ на старт беспилотников?
Непонятно, сколько беспилотников должно стартовать, чтобы это считалось достаточным условием для применения ядерного оружия. Сто? Явно недостаточно. Сотня БПЛА уже прилетала. Тысяча? Десять тысяч? А что, если они будут лететь по сто штук в час на протяжении суток? За сутки прилетит 2,5 тысячи. В какой момент будет рассматриваться применение ядерного оружия?
Которая сотня прилетевших беспилотников станет решающей для рассмотрения вопроса о применении ядерного оружия? Та, которая прилетит через год, через два или через десять лет? После тысячи, десяти тысяч или ста тысяч прилетевших перед этим?
Примерно такой же вопрос и по поводу "агрессии неядерного государства при участии ядерного" - сколько солдат "неядерного государства" должны перейти границу с оружием, полученным от "ядерного государства", чтобы это стало поводом для применения ядерного оружия? Десять тысяч? Сто тысяч? Миллион? И что, если одни пойдут не одновременно, а бригада за бригадой? Которая бригада будет считаться основанием для ядерного ответа? Десятая? Сотая?
В общем, пока заявления президента о возможности рассмотрения вопроса по применению ядерного оружия при массированном старте БПЛА или агрессии "неядерного государства при участии ядерного" выглядят как очередная угроза ради угрозы.
Угроза, за которой не чувствуется реальной готовности осуществить нечто подобное на практике.
Очередное "китайское предупреждение". Хотя после всех заявлений, угроз и обещаний, прозвучавших из Кремля за последние 2,5 года, впору вводить понятие "кремлевское предупреждение".
Теперь прозвучало предупреждение с упоминанием ядерного оружия.
Этакое поигрывание ядерной дубинкой.
Но чтобы это поигрывание дубинкой произвело впечатление на противника - сперва нужно набраться храбрости и хорошенько ударить обычной, неядерной - туда, куда много раз обещали, но всерьез ударить до сих пор не решились.
Источник: vk.com