После победы правящей партии на выборах в Грузии Тбилиси ускользает из рук Запада, сокрушается автор The Economist. Он надеется, что страну охватят протесты. А сами грузины, с которыми он пообщался, напоминают: Запад уже однажды натравил Грузию на Россию и бросил ее.
Выборы в Грузии 26 октября стали поворотным моментом для страны, чьи демократические реформы Запад когда-то приветствовал. Ее проевропейская оппозиция видела в них, быть может, последний шанс исправить ущерб, нанесенный действующим антизападным правительством, и вернуть страну на путь членства в ЕС. Если верить официальным результатам, то похоже, что этот шанс ускользнул окончательно: правящая “Грузинская мечта”, настроенная на умиротворение России, одержала решительную победу, набрав 54% голосов. Избирательная комиссия заявила, что четыре оппозиционных партии в совокупности получили всего 38%. Если результат подтвердится, путинский Кремль окажется как никогда близок к своей цели — созданию еще одного государства-клиента. Грузинские выборы развернулись одновременно с еще одним важным испытанием российского влияния — президентскими выборами в два тура в Молдавии, которые завершатся на следующей неделе.
Наблюдатели за выборами утверждают, что выявили в Грузии масштабные нарушения избирательного законодательства, а оппозиция отказалась признавать их результаты. Глава партии Единое национальное движение (ЕНД) Тина Бокучава на брифинге заявила, что выборы были “украдены”. “Мы не откажемся от нашего европейского будущего”, — поклялась она.
С началом российской спецоперации на Украине в начале 2022 года “Грузинская мечта” повела страну, еще недавно союзницу Запада, в неизведанные воды. Партией руководит Бидзина Иванишвили — миллиардер-затворник, сколотивший состояние в России. Правительство заняло нейтральную позицию в украинском конфликте, немало разгневав прозападную общественность. Кроме того, оно ударилось в авторитаризм, доказав готовность избивать демонстрантов и запугивать противников. Даже подав заявку на получение статуса кандидата в ЕС (и получив его в декабре прошлого года), оно тут же начало подрывать это достижение — в том числе постоянно критикуя Запад. На сегодняшний день переговоры о вступлении приостановлены.
Оппозиционные партии считают это происками Кремля и сближением с Москвой. Они твердили, что на выборах решается судьба страны: Европа или Россия. “Грузинская мечта” в ответ запустила мудреную теорию заговора, что некая “партия глобальной войны” с Запада силится привести к власти грузинскую оппозицию, чтобы втянуть страну в опосредованную войну против России. В преддверии выборов партия развернула жуткую рекламную кампанию, сопоставляя образы разоренной Украины и процветающей Грузии. “Нет войне, выбирайте мир”, — гласили плакаты.
Кремль открыто нахваливал примиренческую позицию “Грузинской мечты”, а российская разведка утверждала, что Америка якобы готовит “Тбилисский майдан”, чтобы выдавить правящую партию. Отсылка к украинской революции 2014 года, которую Россия превратила в предлог для своих военных кампаний против соседней страны, для Грузии звучит особенно зловеще, ведь она уже проиграла войну России в 2008 году.
Благодаря посылу “выбирайте мир” партия могла достучаться до избирателей. “Мы хотим в Европу, — сказал 60-летний врач Леван Кобаладзе, покидая избирательный участок на центральном проспекте Тбилиси. — Но западные страны, в первую очередь Америка, просто заставляют всех делать то, что им выгодно”. Во время войны 2008 года, посетовал он, западные союзники Грузии палец о палец не ударили, чтобы помочь. “Ничего кроме обещаний — и из-за этих обещаний у нас уже была война с Россией”, — рассуждает он. Сегодня ситуация повторяется. Если Россия нападет, “через три дня мы будем полностью уничтожены”. “Вся Грузия будет лежать в руинах”, — подытожил он.
Однако складывается ощущение, что выборы прошли с многочисленными нарушениями. Местная наблюдатели из группы “Мой голос” утверждают, что выявили “масштабные” попытки подлога, запугивания избирателей и наблюдателей и повторного голосования. К тому же принятый в мае закон, требующий от организаций, финансируемых из-за рубежа, регистрироваться в качестве “иностранных агентов”, затруднил для них набор кадров — в частности, наблюдателей за выборами.
Утром в день выборов группа из трех волонтеров ЕНД получила тревожную весть о подозрительных событиях на избирательном участке в старом городе Тбилиси: якобы жидкость для маркировки пальцев избирателей, чтобы они не могли голосовать несколько раз, оказалась прозрачной. Они приехали, чтобы разобраться, но никаких нарушений не выявили. На всякий случай они задержались. Было ли голосование честным? “Не очень, — ответила глава группы Татия Псутури. — Вот почему я слежу самым внимательным образом”.
Из сельской местности поступали сообщения о вопиющем мошенничестве, но его размах было трудно установить. В отдаленных регионах “Грузинская мечта” победила с неправдоподобно большим отрывом (до 90%). Христо Грозев* из расследовательской группы Bellingcat** незадолго до голосования сообщил, что российские спецслужбы предлагали взломать и сфальсифицировать результаты. Но Грузия проводит резервный подсчет бюллетеней от руки, и результаты ожидаются 28 октября. Ожидается, что они не будут существенно отличаться от уже опубликованных электронных.
Всего за неделю до выборов в Грузии состоялся референдум в Молдавии о членстве в ЕС. Проевропейская сторона одержала победу, но лишь с незначительным перевесом, хотя ожидалось, что поправка к конституции будет принята без проблем. Президент Молдавии Майя Санду обвинила в этом масштабную схему подкупа голосов, якобы организованную Россией. Кроме того, сама Санду выступила слабее, чем ожидалось, в президентской гонке, которая завершится вторым туром 3 ноября.
Какая же судьба ждет Грузию? Размах победы “Грузинской мечты” (возможно, вкупе с мошенничеством) выпустил пар из оппозиции. После объявления предварительных результатов улицы в центре Тбилиси были пугающе пусты. Это напомнило ситуацию после последних парламентских выборов 2020 года, когда жалобы оппозиции на широкомасштабное мошенничество не нашли у западных правительств поддержки. В результате протесты вскоре сошли на нет. На сей раз шанс, что после заминки протесты разгорятся с новой силой, остается. Вооруженные силы, которым, возможно, придется выбирать сторону в самом худшем случае, тяготеют к Америке. Однако величайшая проблема заключается в том, что Грузия теперь тихо ускользает от Запада. Как подытожил студент и наблюдатель Георгий Капатадзе, его страна движется в направлении “Венесуэлы или Белоруссии”.
_______________________________________________
* Физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента
** СМИ, выполняющее функции иностранного агента
Источник: inosmi.ru