Последние лет 10 мы с вами живем в активно пропагандируемом узкой группой лиц по предварительному сговору нарративе о том, как в 2014 году мы воспряли ото сна, произошла Русская Весна и на сопредельных территориях одного постсоветского государства люди взяли и Выбрали Россию. После чего произошли Некоторые События, итог которых мог бы сделать всем хорошо, но мы почему-то остановились на полпути к Победе. Ну а дальше, разумеется, задаются вопросы о том, что же 8 лет все ждали. Парадокс ситуации в том, что данный нарратив разгоняется говорящими головами по обе стороны политических баррикад, просто оценка событий подается под разным знаком. В сравнении же по модулю все одно и то же. Чисто по картинке "наши прекрасные дали - их зловещие гребеня".
Нарративное мышление, разумеется, безумно удобно, так как превращает окружающий хаос в стройную картинку, но вот какая незадача - реальность с ними очень плохо стыкуется. Особенно в нашей стране, где государство - единственный европеец и потому любой его (а не отдельных лиц) поступок обладает железобетонной логикой и четкой причинно-следственной связью. Если происходит некое событие, причины которого мы не можем понять настолько, что пытаемся объяснить его с помощью нарративов, то это нам говорит лишь о том, что мы просто не обладаем информацией о мотивации к подобному действию. И, что самое важное, оно вообще не обязано об этой мотивации рассказывать, так как задача его заключается явно не в развлечении телеграмных хомячков из военкоровских борделей.
Но, тем не менее, вопрос о том, что произошло 10 лет назад и почему выбор, который был сделан Россией, был сделан именно так, остается открытым. А потому загасившийся автор набирается смелости и предлагает посмотреть на ситуацию под другим, абсолютно непривычным углом. Разумеется, бездоказательно и нарративно, поэтому можно смело изливать душу в комментариях, вай нот. Но, возможно, кому-то это покажется интересным.
Чтобы понять авторский взгляд на происходящие события, понадобится нырнуть аж на 33 года назад, в бурные перипетии развала СССР и образования первых непризнанных государств на его обломках. Причины их появления, в общем-то, не отличались друг от друга никак и напоминали друг друга каждый раз как близнецы-братья (или просто в НАТО напечатали одну-единственную методичку на всех): все вертелось вокруг полномочий центра и регионов. Каждый раз бывшая/отделяющаяся советская республика пыталась построить мононациональное унитарное государство с максимальным урезанием полномочий чиновников на местах, в то время как проживающие в том или ином регионе национальные меньшинства хотели себе выгрызть побольше автономии. Дальше стороны переходили на повышенные тона, разоружали окружающие части Советской Армии и пытались начать говорить с помощью силы. Помощь силы решительно не нравилась Москве, которая дальше вмешивалась в конфликт (благо и ООН, и Европа с США на тот момент не оспаривали СНГ как зону исключительного влияния России из-за отсутствия хоть какого-то инструментария воздействия) и разводила стороны по административным границам территории. Обратите внимание, что и ПМР, и Абхазия с Южной Осетией декларировали свою государственность в определенных административных границах и всю (или почти всю в случае Абхазии с ее Кодорским ущельем) историю своего существования обладали всей полнотой контроля за своей территорией.
Теперь перенесемся из 1990-х в 2014 год. Постсоветские государства уже достаточно устоялись в своем независимом состоянии. Даже Россия, сумевшая положить конец гражданской войне внутри себя, стремительно повышала качество жизни своих граждан пополам с сопутствующим экономическим развитием. А в этот момент на сопредельной территории происходят События, до боли похожие на то, что уже происходило 22 года назад, просто с "легким" запозданием размером в поколение. Почему так случилось? После распада СССР Украина в силу своих габаритов, дихотомичного деления на восток и запад, вынужденной ориентации на Россию как единственный гарантированный рынок сбыта, а также ряда внешних и внутренних кризисов, не стала идти по примеру более лимитрофных Трибалтийских Вымиратов, Молдавии и иных относительно мононациональных государств. У власти так и остались бывшие коммунисты, только перекрасившиеся, а карикатурные националисты хоть и заняли свое место в политике, но полного доступа к власти не получили. Вместо обострения существующих проблем федеральный центр в лице Киева и "красные директора" (общее наименование прослойки руководителей советских госпредприятий, быстро превращавшихся в бизнесменов и руководителей на местах) власти на местах выбрали вполне разумный путь компромисса. Разумеется, он не устроил обе стороны, но пример соседней Молдавии показал всем, чем процесс может закончиться. Таким образом федеральная власть получила в свои руки, собственно, атрибуты и, что самое важное, легитимность власти, а "красные директора" начали без проблем превращать свои заводы в процветающие (или нет) бизнесы, руководя процессами на местах и фактически негласно федерализировав страну. Коррупция? Однозначно. Но зато свои 90-е Украина пережила куда сытнее и безопаснее, чем соседняя Россия.
Данное компромиссное устройство оказалось в принципе вполне устойчивым к кризисам. Ни майдан Ющенко, ни последующие события не затронули корень существования системы: мы рулим и делаем вид, что подчиняемся, вы делаете вид, что управляете нами, за что получаете в бюджет деньги на попил. Но тут случился конец 2013 года и кризис Януковича. Нерешительность федеральной власти в разгоне митингующих привела к государственному перевороту, в результате которого к власти приходят... сторонники мононационального унитарного государства. Все ровно как 22 года назад в других постсоветских республиках. И, разумеется, эти сторонники мононационального унитарного государства тут же принялись урезать полномочия региональных центров. В том числе и неофициальные, предоставленные Кравчуком и Кучмой в рамках "умиротворения" региональных властей как востока с западом, так и севера с югом. В итоге Крым, все 22 года находившийся на особом положении, понял, что ничего его хорошего не ждет и срочно побежал в Россию, для которого вопрос полуострова стоял ОЧЕНЬ остро. Настолько остро, что за контроль над ним бодался даже Борис Ельцин, тот еще любитель спустить на тормозах все возможное. Поняв, что тут нас ждут и местная власть готова встроиться, Москва провернула операцию по его присоединению, локализовав и выслав с полуострова все возможные угрозы.
А вот с тем, что называлось "Новороссия", вышло сложнее. Начнем с того, что сами проекты Новороссии, Донецкой и Луганской республик мелькали в сети еще в нулевые. Это был относительно легальный способ политической борьбы - как только в центре задумывались на тему закручивания гаек и ликвидации неофициальных автономий, регионы тут же разыгрывали карту объявления независимости (Восток) или исторического воссоединения с (Запад). Центр задумывался над вопросом, понимал, что никаких сил и средств закрутить гайки одновременно по всей стране нет и стороны расходились (не)довольные друг другом. В 2014 году ситуация кардинально поменялась, так как часть регионов поддержала центр и, что самое важное, была готова предоставить силовой ресурс в виде мотивированного и спаянного кровью пушечного мяса для приведения Плана Пятилетки в действие. Началось нагнетание обстановки. "Красные директора", давным-давно ставшие респектабельными бизнесменами и хозяевами своих региональных владений, ответили кратно - вывели на улицы свой силовой ресурс. Как и в случае с непризнанными республиками 90х, обе стороны в своей политической деятельности делали ставку на национальный вопрос как самый просто раскручиваемый. Как и ПМР, главной декларацией т.н. "Новороссии" было то, что они не хотят жить в одном государстве с нацистами. Как и в ПМР, они потребовали сначала автономии, а когда центр ответил насилием - потребовали независимости.
На бумаге все выглядело красиво. Планируемая Новороссия выглядела весьма жизнеспособным государством: Херсонская область в качестве житницы, Донецк и Луганск давали полезные ископаемые, Харьков - промышленное производство и образование, а Одесса - самый крупный в постсоветской Украине порт. При этом никто из идеологов данного государственного образования не говорил о присоединении к России. Было сказано много слов на тему крепких исторических связей с Россией, но вот о присоединении никто и не заикался. Не для того "красные директора" собирались получать независимость (пусть даже и не признанно), чтоб потом через год из Москвы приехал следователь с налоговиками и снял бывшего хозяина жизни с поста за многомиллионные черные доходы. Благо о том, как за 14 лет в России государство привели к общему знаменателю было известно, не бином Ньютона чай. Да, организацию Новороссии поддерживали некоторые лица, занимавшие государственные посты или пользовавшиеся большим влиянием, но, важно понимать, что эти люди не являются отражением концентрированных государственных усилий. В рамках противостояния "Новороссии" и федерального центра Украины Российская Федерация заняла позицию абсолютно нейтральную, так как в противостоянии заинтересована не была. Судя по всему предполагалось, что сейчас все пошумят и разойдутся - Украина все же весьма европеизированное государство, которое явно не производит впечатление Грузии, которую на смертоубийство раскачали с полпинка. Почти все действующие лица были нам известны и до этого являлись вполне договороспособными. Однако стороны пошли на повышение ставок, по примеру Грузии и Молдавии.
Получилось то, что получилось. Подавление выступлений в Харькове. Сожженая Одесса. Карательная операция в ЛДНР. На этом фоне "красные директра" начинают оббивать пороги Москвы еще усерднее и в итоге Россия приходит на помощь конно, людно, оружно и неофициально. Ожидалось, что мы, как обычно, обеспечим телами собственных солдат вкусную жизнь местных "хозяев жизни", то есть войдем в войну на все деньги и, заняв все предполагаемые территории, обеспечим своими штыками их независимость. Ну а дальше по тексту, ситуация знакомая. Но, внезапно, "ихтамнеты" остановились, едва разгромив ВСУ. Что тогда, что сейчас данный факт вызывает разрыв тельняшки на груди у разнокалиберных "околопатриотических" кругов, весь патриотизм которых заключается в наименовании по типу "Черная сотня", мол, остановились в шаге от победы. А теперь давайте-ка поразмыслим - от какой победы? От того, что еще бы сотни и тысячи молодых парней погибли бы в рамках обеспечения украинских взяточников на местах реальной властью? После которой они бы совершенно спокойно, как абхазы, пытались бы торговать своей "лояльностью" к нам, за наши же деньги предпринимая разнокалиберные враждебные шаги. Планов по расчленению Украины у Москвы явно не было, Крымская операция так и осталась уникальным в своем роде явлением. Что давал непосредственно нам выход на административные границы ЛДНР/Новороссии в 2014 году? Организацию под боком еще одного территориального образования, границы которого нам бы пришлось защищать. А теперь давайте помыслим здраво, убрав в сторону все сантименты - а какие преференции это дает государству Российская Федерация и его гражданам? Не каким-то бизнесменам или политическим деятелям, решившим на происходящим наварить (политический) капитал, а правительству и гражданам РФ. Никаких. Благо, примеры распада Югославии и того, как международным давлением досуха выжали Сербию все еще стоял перед глазами. Это было вполне себе фактом. А вот бонусов - никаких.
И в данных обстоятельствах правительство России явно приняло решение действовать в интересах собственного государства и собственных граждан: остановить конфликт, а враждующие стороны по примеру Боснии и Герцеговины усадить за стол переговоров. В целях дальнейшей федерализации и постепенного вхождения ЛДНР обратно в состав Украины. Разумеется, на юго-востоке поднялся вой правящих кругов, мол, в шаге от победы бросили. Их крикам вторили различные "говорящие хомячки" и "патриоты", хотя и тем, и другим нельзя доверить даже ношеные трусы, не то, что судьбы страны. Но на тот момент "боснизация" конфликта казалась вполне реальным выходом из ситуации, в которой плюсов не было в принципе. И все последующие 7 лет, до самого последнего принципиального момента, Россия с упорством человека, открывающего банку соленых огурцов, пыталась впихнуть Донбасс обратно в Украину. Строго в рамках политики наших собственных интересов.
Что ж, получилось, опять же, как получилось. Ситуация такова, что ЛДНР и часть областей Украины добровольно вошли в состав РФ. Проект "Новороссия" бывших "красных директоров" по итогу трансформируется в новый федеральный округ под управлением Москвы. Различные мифы, созданные "патриотическими кругами", становятся нарративами и официальным легендариумом событий. Похоже, людям приятнее жить в атмосфере мифов и легенд о русских веснах на Донбассе, чем признать тот факт, что наше государство действует, как и должно, в первую очередь в интересах наших граждан, а не каких-то ноунеймов, пытающихся красивыми словами купить себе толику внимания и финансов.
Не в первый раз уже.
Источник: vk.com