Сдержанная реакция на «план победы» Украины и серьезные проблемы на поле боя заставляют Киев разрабатывать план Б.
Ким Баркер из Киева, Эрик Шмитт из Киева и Вашингтона; Стивен Эрлангер и Антон Трояновский из Берлина. 29 октября 2024 г.
КИЕВ, ВАШИНГТОН — В течение нескольких недель президент Украины Владимир Зеленский подталкивал западных лидеров принять его так называемый план победы, который, как он утверждает, положит конец войне страны с Россией уже в следующем году. Но в ответ г-н Зеленский получил лишь вялую риторическую поддержку.
Ни одна страна не согласилась позволить Украине запускать западные ракеты большой дальности по военным целям в глубине России. Ни одна крупная держава публично не одобрила приглашение Украины в НАТО, пока идет война.
По этим меркам лоббистский тур г-на Зеленского по Соединенным Штатам и Европе за последние шесть недель можно считать провалом.
Но реальной целью его плана может быть его домашняя аудитория, говорят некоторые военные аналитики и дипломаты. Г-н Зеленский может использовать свой талант холодных продаж — включая недавнее обращение к парламенту — чтобы показать украинцам, что он сделал все, что мог, подготовить их к неизбежности того, что Украине придется заключить сделку и продемонстрировать украинцам удобного козла отпущения: Запад.
С ослаблением поддержки Запада, потерями на восточном фронте и в Курской области России и надвигающимися выборами в США, которые могут означать кардинально иную политику в отношении Украины, у г-на Зеленского может не остаться других вариантов.
«Он должен был обойти всех, комкая в руках шляпу и заглядывая в глаза, чтобы все выслушали его план, как бы закрепить свою позицию, а затем сказать дома, что теперь это то, что мы должны сделать», — сказал Майкл Джон Уильямс, профессор международных отношений в Сиракузском университете и бывший советник Организации Североатлантического договора. Он добавил: «По крайней мере, он может сказать, что он пытался. Он исчерпал все возможности».
Г-н Зеленский делает все возможное, чтобы заставить Соединенные Штаты и других союзников взять на себя обязательства по организации того, что, по мнению Украины, ей нужно, чтобы он вести переговоры с позиции силы. Украинский президент использует прибытие северокорейских войск для участия в боях вместе с русскими в Курске — подтверждено главой НАТО в понедельник — чтобы попытаться придать новый импульс своему плану.
В интервью с журналистами на прошлой неделе г-н Зеленский сказал, что не существует очевидного плана Б, если Запад не поддержит его план.
«Я не настаиваю, чтобы они делали это именно так», — сказал г-н Зеленский. «Я говорю, что это план, который сработает. Если у вас есть альтернатива, то, пожалуйста, продолжайте».
Он повторил, что по-прежнему категорически против любых территориальных уступок. Но он также говорил о дипломатических шагах по решению таких вопросов, как защита энергетической инфраструктуры и создание безопасного судоходного коридора из Украины в Черном море.
И он намекнул на один подход, который может позволить Украине сохранить лицо, если она не вернет все земли, захваченные Россией. «Ни одна страна в мире не признает юридически оккупированные территории принадлежащими другим государствам», — сказал он.
Американские чиновники в частном порядке выразили некоторое раздражение планом победы г-на Зеленского, назвав его нереалистичным и полностью зависящим от западной помощи. Они говорили на условиях анонимности, поскольку затрагивается конфиденциальная военная информация.
Показательный пример: в одном из не обнародованных секретных приложений г-н Зеленский предложил «неядерный пакет сдерживания», согласно которому Украина получит ракеты «Томагавк». «Совершенно невыполнимая просьба», — сказал высокопоставленный американский чиновник. «Томагавк» имеет дальность 1500 миль, что более чем в семь раз превышает дальность самых дальнобойных ракетных систем ATACMS, которые Украина получила в этом году. И даже таких ракет Соединенные Штаты отправили лишь ограниченное количество, заявили высокопоставленные американские чиновники.
Украина также не представила убедительных аргументов Вашингтону относительно того, как она будет использовать дальнобойное оружие, заявили американские чиновники. Список целей внутри России намного превышает количество ракет, которые Соединенные Штаты или любой другой союзник могли бы поставить, не подвергая риску исчерпания арсеналы, предназначенные для потенциальных проблем на Ближнем Востоке и в Азии, добавили они.
Четыре американских чиновника недавно сообщили The New York Times, что г-н Зеленский был ошеломлен тем, что президент Байден не дал ему разрешения на использование американских дальнобойных ракет для ударов по территории России, когда они встретились в Вашингтоне в сентябре. В прошлом г-н Байден обычно уступал после первоначального отказа и Украина получала такое оружие, как танки Abrams, истребители F-16 и ATACMS.
Офис г-на Зеленского подтвердил, что он был ошеломлен. Дмитрий Литвин, советник г-на Зеленского, сказал, что Украина неоднократно объясняла, почему ей нужно использовать дальнобойные ракеты. «Все детали, список целей и аргументы у американцев», — сказал он. «К сожалению, политического решения о продолжении работы пока нет».
Пока г-н Зеленский продолжает продвигать свой план, война наносит большой урон обеим сторонам. Россия продвигается вперед на востоке. Украинские солдаты, многие из которых ушли на фронт после вторжения россиян в феврале 2022 года, устали. Украинской армии не хватает новых добровольцев. Те, кто идет в армию сейчас, — это зачастую мужчины старшего возраста и они плохо обучены.
При этом Россия несет колоссальные потери в своем кровавом наступлении; американские официальные лица заявили, что в сентябре она потеряла больше солдат убитыми и ранеными, чем в любой другой месяц войны; американские и британские военные аналитики оценивают, что Путин теряет в день более чем 1200 человек убитыми.
Широко распространено мнение, что ни одна из сторон не готова к официальным переговорам. Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что он готов к переговорам, в том числе на прошлой неделе, когда он сказал: «Мяч на их стороне», имея в виду Украину. Однако двое бывших российских чиновников, которые по-прежнему получают конфиденциальную информацию из Кремля, заявили, что не верят, что г-н Путин пойдет на переговоры, пока украинские войска находятся в Курске.
После того, как Россия приняла Турцию и около 30 других стран в городе Казань, г-н Путин сообщил государственному телевидению, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с новым предложением, направленным на начало переговоров с Украиной по вопросам судоходства в Черном море «и по некоторым другим вопросам».
Г-н Путин заявил, что Украина ранее делала предложения о переговорах через Турцию, но затем отказалась от участия; он сказал, что «невозможно строить планы на этой основе». Украинские и западные официальные лица при этом рассматривают предложения России обсудить мир как требование капитуляции.
Г-н Зеленский, фактически, умолял Организацию Объединенных Наций встать на сторону Украины и не допустить, чтобы Россия заморозила войну.
Поскольку опросы показывают, что большинство украинцев по-прежнему против любых уступок России, г-н Зеленский пытается сбалансировать политическое давление внутри страны и меняющуюся обстановку за рубежом.
Угроза широкомасштабного конфликта на Ближнем Востоке отвлекла внимание от Украины. Усталость Запада от войны в Украине реальна, «и становится все более реальной», — недавно заявил министр иностранных дел Финляндии в интервью Financial Times.
Президент Чешской Республики заявил в прошлом месяце, что Украина должна признать реальность того, что ей придется временно уступить территорию России. Многие дипломаты и аналитики говорят, что наиболее вероятным исходом войны в ближайшем будущем станет сделка, которая временно заморозит положение обеих сторон вдоль еще не определенной линии. Но для этого необходимо убедить г-на Путина, что он не сможет захватить больше ни клочка территории, если он рассчитывает на хоть сколько-нибудь продолжительное прекращение огня.
«Все больше и больше мы слышим в Вашингтоне и Европе, что Киеву неразумно ожидать возвращения 100 процентов своей территории, и украинцы начинают это понимать», — сказал Камиль Гранд, бывший помощник генерального секретаря НАТО и эксперт по обороне в Европейском совете по международным отношениям, который только что посетил Украину.
«Есть вариант, в котором они признают российскую оккупацию на некоторое время», — сказал он. Но для этого потребуется демилитаризация линии фронта, и «затем украинцы захотят супергарантий безопасности, чтобы избежать возобновления войны Россией через пять лет».
Аналитики говорят, что выборы в США, которые пройдут всего через несколько дней, во многом определят исход войны.
Бывший президент Дональд Дж. Трамп, кандидат от Республиканской партии, и его напарник Дж. Д. Вэнс ясно выразили свой скептицизм относительно продолжения американской поддержки Украины. Вице-президент Камала Харрис, кандидат от Демократической партии, заявила, что продолжит поддержку Украины г-ном Байденом, но многие эксперты говорят, что она может пересмотреть то, какую помощь Соединенные Штаты готовы предоставить.
И наконец, есть главная цель г-на Зеленского — получить приглашение в НАТО во время войны. Хотя некоторые союзники по НАТО, такие как страны Балтии и Польша, кажется выражают энтузиазм по поводу этой идеи, и НАТО неоднократно обещало, что Украина в конечном итоге присоединится к альянсу, Соединенные Штаты и Германия выступают против приглашения Украины во время войны из-за опасений, что НАТО может быть втянуто в конфликт с ядерной Россией.
Украинцы, возможно, надеются, что г-н Байден сделает что-то для Украины после выборов, чтобы увенчать этим свое политическое наследие — возможно, одобрит использование ракет большой дальности, например, или более быстрый путь в НАТО.
Обвинения в адрес Запада среди украинцев — редкое явление в первый год войны — набирает обороты после задержек с военной помощью и нарастающего ощущения, что союзники Украины предоставляют оружие лишь в той мере, которая достаточна, чтобы Украина не проиграла быстро. По данным Кильского института мировой экономики в Германии, при этом, Европа и Соединенные Штаты уже потратили около 220 миллиардов долларов на помощь и военную технику для Украины.
На передовой чувствуется разочарование в США и их союзниках. Пилот БПЛА 57-й бригады, известный под позывным «Фрегат», заявил в интервью, что хотел бы заморозить нынешнюю линию фронта, потому что украинцы не могут победить русских только лопатами и пулеметами. Он обвинил европейцев и Америку в том, что они не предоставили больше высокоточного оружия.
Волонтер, помогающий эвакуировать людей возле Покровска, восточного города, к которому приближаются российские войска, сказал, что Запад просто хочет ослабить Россию, а не помочь Украине победить.
«Скоро, возможно, не останется никого, кто мог бы использовать даже то оружие, которое они нам дают», — сказал волонтер Евгений Тузов, — «потому что все, чего хотят наши западные партнеры, — это чтобы мы сражались до последнего украинца».
* * *
Констант Мехё, Мария Вареникова и Эвелина Рябенко вели репортаж из Киева.
= = =
Ким Баркер — репортер Times, пишущая глубокие статьи о национальных проблемах.
Эрик Шмитт — корреспондент по национальной безопасности The Times, специализирующийся на военных делах США и вопросах борьбы с терроризмом за рубежом, о которых он пишет уже более трех десятилетий.
Стивен Эрлангер — главный дипломатический корреспондент в Европе, работает в Берлине. Он делал репортажи из более чем 120 стран, включая Таиланд, Францию, Израиль, Германию и бывший Советский Союз.
Антон Трояновский — руководитель московского бюро The Times. Он пишет о России, Восточной Европе, Кавказе и Центральной Азии.
Источник: www.nytimes.com