Что ж, похоже, больше ни один украинец не хочет становиться «последним». Дезертирство в ВСУ приобрело массовый характер, угрожающий обрушению украинской обороны. Об этом активно пишут на Западе, это уже стало темой номер один и на Украине.
Так, бывший заместитель секретаря СНБО генерал Сергей Кривонос назвал ситуацию «полной дупой» (это часть тела «искреннего украинца», распложённая пониже спины).
«Нам нужно понять, что только чудо может спасти на данном этапе Украину, если мы не сделаем реальных выводов из ситуации и не изменим отношение к тому, что у нас есть в стране... То, что власть говорит одно, а на фронте совсем другое — это уже не первый день, не первый месяц, но сейчас ситуация дошла до того, что вскоре будет очень сложно воевать, потому что пехота, как сказали сами пехотинцы, начинает вымирать как род войск, потому что некому воевать, нечем воевать и негде воевать», — заявил Кривонос.
Ещё один украинский спикер, бывший журналист, служащий сейчас в рядах ВСУ, Владимир Бойко указал массовое дезертирство как главную причину, по которой был «сдан» Угледар.
«В 72-ю бригаду ВСУ в Угледар прибыло 50 новобранцев, в основном в возрасте за 50 лет. Из них 30 человек сразу были отправлены в тыловые подразделения и госпитали по состоянию здоровья. Из оставшихся 20 на второй день дезертировали 16 солдат. А после первой же ротации и эти четверо дезертировали», — написал он на своей странице в одной из социальных сетей.
По словам Бойко, только из его воинской части «за август-сентябрь 2024-го, после внесения изменений в УК Украины, дезертировала половина военных от того количества, которое самовольно оставило службу за предыдущие 2,5 года. И каждую неделю их становится всё больше».
«Ибо для чего служить, если можно не служить и за это ничего не будет? Поскольку дезертиры будут считаться на службе, таким образом на бумаге будет создаваться иллюзия укомплектованности боевых воинских частей. Что касается последствий этого безумия, то они очевидны: в октябре-ноябре с фронта дезертируют ещё несколько десятков тысяч бойцов, а следующим городом-крепостью станет Павлоград», — подчёркивает журналист.
Судя по всему, возмущение Бойко вызвала инициатива Верховной Рады, принявшей в первом чтении законопроект о самовольном оставлении части и дезертирстве во время войны, согласно которому военнослужащие, впервые самовольно покинувшие часть до принятия этого закона, но по какой-то причине вернувшиеся и выразившие готовность продолжить службу, должны быть не позднее чем по прошествии 72 часов восстановлены в статусе.
Всё это похоже уже на признание собственного поражения. Причём, даже не в войне как таковой, а в более глобальном масштабе, в строительстве украинского государства, которое в итоге оказалось не нужно никому из его граждан. Не нужно настолько, что желающих его защищать практически не осталось.
Согласно официальным данным Офиса генпрокурора Украины, за восемь месяцев 2024 года открыто 29984 уголовных дел по обвинению в самовольном оставлении части. В 2022-м таких случаев было лишь 6641, а за весь 2023-й — 17658.
Статистика уголовных производств по дезертирству показывает такую же динамику: с января по сентябрь 2024 года — 15559 случаев, в 2022-ом — 3442, в 2023-м — 7883.
Но это, повторюсь, лишь официальные данные. Тот же Владимир Бойко говорит, что с февраля 2022-го из украинской армии дезертировали примерно 170 тысяч человек.
На этом фоне агентство Bloomberg со ссылкой на чиновников, близких к НАТО, пишет, что Зеленскому придётся поменять подход к украинской войне на «более гибкий», значительно урезав свои аппетиты и поставив перед Украиной реальные цели. Более того, утверждается, в Киеве уже над этим задумались.
«Украинские чиновники готовы признать, что должен начаться эндшпиль, — сообщает агентство, — Противостояние на поле боя, напряжённые бюджеты на Западе и, прежде всего, результаты президентских выборов в США в ноябре объединили усилия, чтобы побудить союзников более внимательно рассмотреть возможность урегулирования конфликта путём переговоров».
В свою очередь хорватское издание Advance отмечает, что в украинской войне наступает переломный момент, когда фронт посыплется, и Киев начнёт терять огромные территории. Тем не менее, начинать из-за этого Третью мировую Запад совершенно не собирается.
«Война на истощение против России никогда не получалась. Вспомнить хотя бы наполеоновскую Францию или гитлеровскую Германию. Пытались многие, но никому не удалось уничтожить Россию. Неужели кому-то кажется, что вот теперь-то получится, и что победителем станет Владимир Зеленский?» — говорится в статье.
Лично у меня нет никаких сомнений, что подобные «прозрения» стали результатом именно значительной потери ВСУ боевого духа. И с каждым днём эта тенденция только усиливается, нарастая как снежный ком.
Признаюсь честно, я довольно скептически отнёсся к недавним прогнозам известного украинского пропагандиста Алексея Арестовича о том, что уже через 3—4 месяца украинский фронт начнёт трещать по швам. Но, похоже, он может оказаться прав. По крайней мере, если проанализировать происходящее на Украине и за её пределами, складывается устойчивое ощущение, что 2025-й и вправду станет переломным в этой войне.
И что самое любопытное, в итоге «порвалось» там, где меньше всего ожидалось. Российские эксперты дружно ждали усталости Запада или какого-нибудь дворцового переворота в Киеве, на худой конец Майдана, а тут банальный «штык в землю и айда домой».
Всё это только подтверждает аллюзию на Первую мировую, которая для России завершилась точно так же. А ведь начиналась она на чистом патриотизме и духоподъёмном энтузиазме, но хватило пары лет, чтобы солдаты начали оставлять окопы и отправляться домой целыми эшелонами.
Не знаю, как там сегодня на Украине насчёт эшелонов, но весьма вероятно, что в целом картина будет такой же. А всё потому, что украинцы так и не поняли, за что воюют. Пропаганда пропагандой, но она работает только на короткой дистанции. При игре в долгую нужен некий внутренний стержень, то самое дающее силу ощущение правды, о котором говорил Данила Багров, и которого у граждан Украины, похоже, не оказалось...