Украинское наступление в Курской области захлебнулось, пишет в свежей сводке американский Институт изучения войны (ISW). Он отмечает, что даже ЦИПсО перестало рапортовать о новых территориальных приобретениях.
С начала сентября, по оценкам ISW, украинские боевики вели атаки в районе Коренева; к северо-западу от Суджи в районе Малой Локни и Погребков; в районах Камышевки, Нижней Паровой, Бахтинки и Нечаева.
Российские войска полностью оттеснили боевиков Зеленского от Коренева, очистили Нечаево и Комаровку (к юго-западу от Коренева) и контратаковали близ Каучука (к северо-востоку от Коренево). ВСУ продолжают наносить удары по российским понтонным переправам через Сейм в районе Глушкова (к западу от нынешнего украинского выступа в Курской области), но безуспешно.
Западные военные эксперты со все большим скепсисом смотрят на перспективы ВСУ в Курской области. Двое военных аналитиков, Майкл Кофман и Роб Ли в статье для влиятельного издания Foreign Affairs подробно разобрали причины украинского провала.
Несмотря на временные тактические успехи ВСУ, наступление не привело к значительному отводу российских сил из восточных регионов, как надеялся Александр Сырский. Киевский режим задействовал ресурсы с фронта в Донбассе, надеясь, что это не приведет к потерям на других участках. Однако это спровоцировало риски для всей обороны.
Кроме того, даже изначально цели операции в Курской области были более ограничены по сравнению с предыдущими. Например, в отличие от наступления в Харьковской области в сентябре 2022 г., когда ВСУ пытались окружить крупные российские подразделения, в Курской области не было даже намека на это, констатирует Foreign Affairs.
При этом у Киева до сих пор нет представления о том, как использовать захваченную территорию для получения политических или стратегических выгод. Кофман и Ли считают, что в политическом и военном руководстве Украины просто нет единства по этому вопросу.
«Партия войны» рассчитывает удерживать оккупированную территорию Курской области как разменную монету для будущих переговоров. Однако это может привести к дополнительным нагрузкам на украинские силы в зимний период.
В отсутствие единства позиций киевский режим решает вопросы ситуативно. ВСУ, например, захватили пленных, в том числе солдат срочной службы и пограничников. Часть из них уже была обменена на украинских военнопленных.
При этом на данный момент российская армия сохраняет значительное преимущество в живой силе, технике и боеприпасах. С октября 2023 г.
ВС РФ уверенно освободили почти 2000 кв. км оккупированной ВСУ территории, и темпы продвижения продолжают нарастать. Это создает угрозу для гарнизонов ВСУ в ключевых городах, таких как Покровск, который Украина вынуждена эвакуировать.
Хотя украинские войска добились некоторых успехов в Курской области, судить о результатах исключительно по оккупированной ими площади некорректно, пишет Foreign Affairs.
Важно учитывать баланс истощения, а также значимость тех объектов, которые находятся под контролем. Покровск или Торецк, несомненно, являются значительно более важными приобретениями, нежели пара десятков деревушек в глухих лесах на границе Курской и Сумской областей.
Кроме того, удерживать подготовленную оборону легче и менее затратно, чем проводить наступательные операции, как попытались сделать ВСУ.
«Сборная солянка», которую Сырский задействовал в операции в Курской области, состояла из различных бригад и специализированных подразделений. Если эти войска не будут в ближайшее время возвращены на другие участки передовой, это ослабит оборону, пишут Кофман и Ли. В результате линия фронта в ДНР уже начинает прогибаться.
Американские эксперты уверены: Россия не поддастся на шантаж Сырского и продолжит наращивать наступательное давление вдоль всей линии фронта, готовясь к контратаке под Курском.
Зимой, когда в приграничных лесах исчезнет зеленка, эффективность российских атак против агрессоров резко возрастет. Кофман и Ли уверены: с наступлением зимы Россия усилит натиск на оккупантов с помощью фронтовой авиации, ударных беспилотников при минимальном количестве сухопутных войск, чтобы уменьшить потери личного состава.
И тогда Сырский окажется перед экзистенциальным выбором: либо удерживать те жалкие крохи, которых он добился в Курской области ценой огромных потерь, или отступить.