Нехватка рабочих рук - одна из болезненных проблем ЛНР. Несмотря на рост зарплат, для полноценной загрузки многих шахт и заводов не хватает 20 - 30% специалистов. Это сказывается и на уровне зарплат местных жителей, и на жизни региона. Отдельный разговор - безопасность. От ракетных обстрелов по сию пору страдают и столица, и другие города. А в особой опасности - работающие на починке и обновлении гражданской инфраструктуры. Чтобы разобраться, как живет и развивается республика в условиях, приближенных к боевым, в ЛНР отправился заместитель главного редактора газеты “Солидарность” Александр Кляшторин.
ТРУДОВАЯ СЛАВА
Луганск всегда был городом рабочих. Собственно, даже первое имя поселка, из которого вырос город, - Луганский завод, в честь чугунолитейного предприятия, основанного здесь еще при Екатерине II в конце XVIII века. Вторым же знаковым для города, а впоследствии и для всего региона предприятием стало одно из крупнейших на тот момент в мире паровозостроительных производств, появившееся здесь в 1896 году. Завод примечателен, кстати, и для профсоюзной истории. Именно здесь появилась первая профсоюзная организация Луганщины. Причем первым же председателем, возглавившим профячейку в 1906 году, стал не кто иной, как Клим Ворошилов, впоследствии занявший пост председателя президиума Верховного Совета СССР. Так что имя “Ворошиловград”, которое город носил в 1935 - 1958 и 1970 - 1990 годах, в общем-то, имеет вполне профсоюзные корни.
- В качестве руководителя профорганизации Климента Ефремовича однажды арестовали и посадили в местную тюрьму, - расскажут вам в народном музее завода, которому по количеству и качеству экспонатов могли бы позавидовать отдельные краеведческие музеи. Здесь представлены и модели заводской продукции, и личные вещи заводчан за весь период истории производства, и даже дорожный сундук самого Ворошилова (как утверждается, с двойным дном, чтобы было куда прятать секретные документы). - Так тогда рабочие предприятия вышли к узилищу и начали в буквальном смысле качать одну из его стен. Жандармы были вынуждены выпустить профсоюзного лидера - опасались, что иначе тюрьму попросту разрушат.
Труд упоминается даже в актуальном гимне Луганской Народной Республики. “Мы трудом свою землю прославим”, - гласит одна из его строк. Донбасский регион традиционно ассоциируется с шахтерами, металлургами и промышленниками. И тем страшнее для Луганщины серьезный кадровый дефицит, с которым производства сталкиваются в последнее время. На многих предприятиях этот дефицит доходит до 20 - 30%. А на отдельных - и до нехватки 50% специалистов. В рабочих руках как раз заинтересован и Луганский тепловозостроительный завод, он же - АО “Лугансктепловоз”.
- Сейчас на заводе работает порядка одной тысячи человек. Но штатное расписание наше недоукомлектовано. Не потому, что денег нет. Они как раз имеются. Но имеется и проблема кадрового голода. Причем не хватает именно основных, рабочих специальностей, - поясняет генеральный директор завода, председатель Луганского регионального отделения Союза машиностроителей России Дмитрий
Костюченко.
И при этом подчеркивает, что объем выпускаемой продукции все же постоянно возрастает. Если в 2016 году оборот предприятия составил всего 217 тысяч рублей, то спустя восемь лет эта цифра выросла до 2 млрд рублей. Добиться этого удалось благодаря концентрации на выпуске востребованного оборудования для подвижного состава. При наличии достаточного количества специалистов заводу хотелось бы вернуться к ремонту тепловозов, а там и к производству новых моделей, но с нынешним количеством работников это остается лишь мечтой.
- Люди очень нужны! - переживает директор.
Естественно, и предприятие, и профсоюзная организация постоянно думают над тем, каким образом привлечь на завод новых людей. Так, завод оказался в числе первых четырех предприятий новых территорий, ставших участниками свободной экономической зоны, что позволило ему получать налоговые льготы и преференции. Сэкономленные же средства здесь стараются вкладывать в рост зарплат, расширение социальных гарантий, модернизацию производства. Работают и со всевозможными госпрограммами. Например, в 2023 году завод получил льготный заем в размере 75 млн рублей от Фонда развития промышленности, и деньги преимущественно пошли на пополнение оборотных средств. Благодаря этому заработки работников серьезно выросли. И продолжают увеличиваться.
- Средняя зарплата на заводе - 54 тысячи рублей. У основных рабочих - примерно 85 тысяч. Операторы станков ЧПУ получают 100 - 120, слесари - порядка 95 тысяч. Со вспомогательным персоналом несколько хуже - в районе 40 тысяч рублей, - приводит цифры директор.
Несмотря на все тяжелые обстоятельства, на предприятии продолжает действовать коллективный договор. Как рассказали “Солидарности” председатели нескольких цехкомов, деньги выделяются и на материальную поддержку, и на различные мероприятия: организацию взрослого и детского отдыха, спортивные соревнования, экскурсии. И, конечно, на поддержку сотрудников, участвующих в СВО и пострадавших от боевых действий.
- Много наших ребят находится на передовой. Есть и раненые, и погибшие. Через профсоюзную организацию мы оказываем помощь семьям погибших, выделяем деньги пострадавшим бойцам. А еще профком и дирекция совместно организовали уникальное мероприятие. Договорились с руководством воинской части, где служат сотрудники предприятия, и провели встречу, доставив туда их семьи. Для бойцов и их родных получился настоящий праздник! - рассказал “Солидарности” руководитель Луганского рескома Российского профсоюза работников промышленности, зампред Федерации профсоюзов Луганской Народной Республики Константин Бутримов.
ДЕНЬГИ - ЕСТЬ, ЛЮДЕЙ - НЕТ
Похожая история с кадровым дефицитом и на шахте “Белореченская”. Компания “Родина” - новый инвестор, пришедший сюда весной - не только погасила задолженность по зарплате за несколько месяцев, но и увеличила работникам заработки с 45 - 50 тысяч примерно до 85 тысяч рублей. Это помогло прекратить отток квалифицированных кадров. Но вот для выхода на полную мощность и дальнейшего развития людей пока серьезно не хватает, хотя предприятие и старается идти вперед.
- Нам сейчас выделяют вполне достаточно средств. И зарплаты мы постарались максимально увеличить, - рассказывает директор шахты Вера Дудяк. - Но нехватка людей - самая масштабная проблема, степень которой даже оценить не всегда получается. Оборудование - решаемо. Зарплаты, доплаты, социальные льготы и гарантии - тоже. Но складывается впечатление, что нужных людей в регионе попросту нет. Прямо сейчас нам не хватает порядка сотни человек. И, казалось бы, в абсолютно шахтерском регионе - их не получается найти! Мы ищем людей всеми возможными способами и где только можно! Организовали служебный транспорт для сотрудников из поселков, где закрылись предприятия. Представьте, у нас сейчас 11 действующих маршрутов, которые нам возят людей. Работаем с профильными техникумами и вузами, оплачиваем практику. Привлекаем через программы вроде “Приведи друга!”, даже реклама есть в социальных сетях. Это в какой-то степени помогает. Но проблема далека от окончательного решения.
При этом руководство откровенно благодарно работникам, верящим в успех и развитие шахты, и их крепкой, сплоченной профсоюзной организации. Общими усилиями, даже с нехваткой значительного числа специалистов, уже удалось запустить в разработку новую лаву (горную выработку) и выйти, что называется, на “большой уголь” - производство одной тысячи тонн породы в сутки. Впереди - расширение ассортимента продукции, запуск новых производств, выход на 1,8 тысячи тонн. Запасов в шахте достаточно. Но все это невозможно без рабочих рук.
- Мы ждем всех и рады всем, - заверяет директор шахты. - И сейчас, совместно с профкомом, разрабатываем новый коллективный договор. В том числе планируем предусмотреть профильные медосмотры, выплату подъемных, различные доплаты, премии, льготы и гарантии. Только бы люди шли!
Как поясняют в Федерации профсоюзов ЛНР, представители власти, бизнеса и профсоюзов совместно и активно работают над совершенствованием кадровой политики. Методы понятны. Повышение зарплат в промышленности и бюджетной сфере, формирование фонда служебного жилья, целевое привлечение молодых работников по завершении ими колледжей и высших учебных заведений, привлечение в ЛНР работников из других регионов.
- Зарплаты действительно растут, это отмечают и в наших первичных профсоюзных организациях, - утверждает председатель Федерации профсоюзов ЛНР Игорь Рябушкин. - На промышленные объекты заходят новые инвесторы, которые прекрасно понимают проблему нехватки кадров и стараются ее решить. На ряде шахт и заводов зарплата по основным специальностям выросла до 80 тысяч рублей, что весьма внушительно. Тем не менее людей не хватает.
По его словам, для решения этой проблемы в регионе необходим комплексный подход. В том числе для привлечения в ЛНР различных специалистов планируется использовать механизмы льготного ипотечного кредитования, предоставления служебного жилья. При этом, подчеркивает Рябушкин, привлекая в регион новых граждан, нельзя забывать об интересах коренного населения. Зарплаты, льготы и гарантии для жителей Луганщины не могут и не должны быть ниже, чем у приезжих, работающих в командировке.
- Ощущается некоторая несправедливость, - считает профлидер региона. - Наемные рабочие, приезжающие сюда как бы в командировку с “Большой земли” (так в новых регионах нередко именуют остальную часть Российской Федерации. - А.К.), получают командировочные и высокую зарплату. Она может превышать и 150 тысяч для специалистов, работающих на стройках и улучшении дорог. А шахтеры и металлурги, живущие и работающие здесь 10 лет, причем зачастую не только в тяжелых, но и в боевых условиях, получают на треть меньше. С нашей точки зрения, федеральному правительству нужно искать возможность эту разницу как-то компенсировать.
БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА
В одном московском офисе сотрудников спросили, с какими проблемами они сталкиваются. Несколько человек были искренне возмущены отсутствием соевого молока на офисной кухне. В 800 километрах от столицы, в Луганске, людей беспокоят проблемы несколько иного порядка. Вроде сигналов ракетной опасности среди ночи и периодических “прилетов”.
На прошлой неделе в ряде южных городов страны отключили свет. На следующий день горожане вышли на акции протеста, перекрыв проезжую часть. Луганск в 2014 году, находясь в полной блокаде, месяц жил без электричества и связи. Тогда бомбоубежища при заводах как раз наполнялись людьми. Только на территории того же “Лугансктепловоза” укрывались десятки тысяч гражданских.
Нет, луганчане не возмущаются и не ропщут. Но некоторое удивление, безусловно, присутствует. Мол, какая разная может быть жизнь в одной стране. Сейчас в Луганске, конечно, попроще, чем в 2014 и 2022 годах. Город живет полноценной жизнью. Работают магазины, кафе, банки, госслужбы, театры и, конечно, промышленные предприятия. Но ярко чувствуется и постоянное напряжение жителей, и общее горе разделенного региона. Да и “прилеты” по промышленным объектам периодически происходят. Особенно в моменты, когда у украинской армии появляются новые ракеты, поставляемые западными странами.
Еще один серьезный для ЛНР вопрос - это безопасность гражданских специалистов на производствах. ВСУ периодически наносят ракетные удары по региону, что приводит к гибели и ранениям среди гражданского населения.
- Особенно эта проблема актуальна для работников коммунальных служб. Для связистов, электриков, газовиков - тех, кто чинит коммуникации после ударов. В районах Лисичанска и Кременной армия Украины регулярно наносят удары по инфраструктуре. За гражданскими специалистами, устраняющими поломки, прямо целенаправленно гоняются вражеские дроны. Нам крайне необходимо больше средств, инструментов для подавления дронов, - считает депутат Народного совета ЛНР Владимир Санкин, плотно работающий как раз с гражданами с тех территорий, которые лишь недавно вернулись в состав региона, а также находятся в процессе освобождения.
Как полагает секретарь Федерации независимых профсоюзов России в Южном федеральном округе, представитель федерального профцентра в новых регионах Дмитрий Чуйков, помочь в обеспечении региона средствами РЭБ может акция ФНПР “Zа СВОих”. В ее рамках членам профсоюза предлагается перечислить заработок за один день в профсоюзный фонд, из которого затем будут приобретаться наиболее востребованные средства для защиты гражданского населения в регионах, подверженных атакам со стороны ВСУ.
- Конечно, для ЛДНР, Запорожской и Херсонской областей эта кампания крайне актуальна. Особенно ощущается потребность в РЭБ, - считает Чуйков. - Кроме того, точечно - можно говорить о потребности в мобильных модульных убежищах и специализированных аптечках. Это то, о чем чаще всего говорят люди, живущие и работающие в районах боевых действий.
В рамках акции “Za СВОих” членам профсоюзов предлагается перечислить зарплату за один день на закупку средств борьбы с актуальными угрозами. На собранные деньги профсоюзы закупят различные средства защиты населения, что позволит снизить интенсивность атак по мирным российским городам, защитив население от ракетных ударов, дронов и других опасностей.
Акция абсолютно добровольная. Принять участие в инициативе может каждый неравнодушный член профсоюза. Как полагают в ФНПР, перечисление однодневного заработка в рамках акции “Zа СВОих” - это вклад в безопасность сограждан. Это борьба со смертью и страхом, которые сеют террористы, атакуя население мирных российских городов.