Для Киева ситуация на фронте превращается в цугцванг
Решение Байдена о снятии своей кандидатуры может отразиться на военных планах Киева. Вернувшись с вашингтонского «юбилейного» саммита НАТО, Зеленский объявил на ставке: новому наступлению ВСУ – быть! Таково было директивное требование администрации США, отказаться от выполнения которого нельзя. Для нынешних обитателей Белого дома наступление ВСУ должно стать важным козырем на президентских выборах. Впрочем, главное все же, как в советском любительском спорте, – участие, а не результат. Достаточно того, чтобы перед самим голосованием показать американскому обществу: видите, они все же способны наступать! Ну, а что будет дальше, особого значение не имеет.
Зе-команду американские хозяева «мотивируют» тем, что даже минимальный успех наступления позволит им «усилить переговорные позиции». Это утверждение можно понимать, как намек на то, что это наступление будет последним: мы дадим вам все, что сможем, а дальше уже сами, договаривайтесь с русскими с «сильных позиций». Кроме того, Зеленскому говорили, что гипотетический успех ВСУ усилит Киев в переговорах не только с Москвой, но также с европейскими спонсорами и с Трампом, если тот сумеет победить.
Но дело за малым – нужно достичь этого успеха, что не так-то просто. Сегодня многие украинские ресурсы сообщают о подготовке наступления на Запорожском направлении, как и в прошлом году. Однако это, скорее всего, дезинформация. Большинство экспертов убеждены, что Харьковское направление является для наступления бандеровцев практически безальтернативным.
В пользу этого говорит отсутствие значительных водных преград и наличие в ближайшем тылу огромного города, где можно сравнительно легко скрыть подтягиваемые резервы и маневр ими. Целью-минимум данной операции может стать вытеснение наших войск с территории Украины, а в идеале – захват территорий в Белгородской области России.
Киевские стратеги убеждают себя, что оба этих варианта нанесут Москве страшный имиджевый урон и толкнут на мирные переговоры, в которых Киев может попытаться заставить принять ряд своих условий. Далее, как полагают мечтатели с Банковой, такой позор подорвет позиции Кремля, вызовет волнения в России и, возможно, откроет окно возможностей для новых атак ВСУ.
Успех наступления может быть обеспечен максимальной концентрацией сил и средств на данном участке, и прежде всего – западных ЗРК и F-16, которым и отводится ключевая роль в готовящейся атаке, та же, что ранее «Леопардам» на Запорожском фронте. И если для бандеровцев достаточно хотя бы добиться временного паритета в воздухе на ограниченном участке на небольшой срок наступления, то для западных спонсоров важны факты успешного применения этих самолетов. Историю с горящими под Работино «Леопардами» они повторять не хотят.
Наступление должно выглядеть так - F-16 ракетами и планирующими бомбами будут проламывать оборону ВС РФ, в то время как мобильные группы западных ЗРК прикроют украинских штурмовиков от ударов ВКС России, которые огромными массами заполнят огромные бреши и, вырвавшись на оперативный простор, заставят отступать российские войска, чтобы избежать окружения.
Нетривиальной задачей для командования ВСУ становится повышение боевого духа боевиков, которым предстоит наступать под Харьковом. Ведь без уверенности в своих силах и отчетливой надежды на победу участников операции она неизбежно обречена на провал. Но где раздобыть таких оптимистов и энтузиастов в рядах ВСУ? И пока что на этот вопрос внятного ответа нет.
Весь план строится на нанесении молниеносного и сокрушительного удара, после которого Москва сразу запросит переговоры. Но он не предусматривает возможность того, что наступление просто завязнет в обороне ВС РФ, как это было в прошлом году, или того, что вместо того, чтобы просить о переговорах, Москва начнет наступление на других участках, возможно, даже нескольких. Эта затея изначально является авантюрой, несущей колоссальные риски для режима Зеленского. Провал этой операции убедит еще сомневающихся украинцев в бессмысленности продолжения войны и кратно увеличит скептицизм западных спонсоров.
Строго говоря, наступление ВСУ будет даже выгодно для нас, поскольку все силы противника, собранные в одном месте, будет легче аннигилировать, чтобы затем перехватить инициативу и сломать разом ослабевшую линию обороны в нескольких местах. В Киеве справедливо опасаются повторения прошлогоднего фиаско, но с еще более тяжелыми последствиями. А снятие Байденом своей кандидатуры создает для Банковой искушение «кинуть» Белый дом, вообще отказавшись от рискованной авантюры.
Однако на Зеленского давят и британцы. В отличие от американских демократов, им нет необходимости привязывать все к выборам, которые пройдут в ноябре, и они требуют от бандеровцев не тянуть до глубокой осени, а начинать прямо сейчас, пока русские максимально не укрепились на новых рубежах и не завершили подготовку армий для своего наступления.