В 2008 году, будучи на Западной Украине, автору нередко приходилось слышать от местных жителей примерно следующее: «При русских мы жили плохо, при поляках — тоже так себе, а вот при австрийцах!» Глаза при этом мечтательно закатывались, а в голосе появлялись верноподданнические нотки. Самое интересное, что во всей Галичине к тому времени не осталось ни одного человека, который реально помнил бы жизнь под скипетром «Дунайской монархии».
Дело в том, что за время пребывания в составе Речи Посполитой на территории Червонной Руси (ставшей в эти годы воеводством Русским) в местном обществе произошли весьма своеобразные процессы. Начнём с того, что в жизни простого народа поменялось достаточно немногое: феодальные государства не имеют ни возможности, ни желания контролировать жизнь простонародья. А вот местные элиты...
С ними в Речи Посполитой работали вдумчиво, умело и не покладая рук. Важнейшую роль в деле обработки «русской шляхты» сыграли появившиеся в стране в 1570 году иезуиты. Открывшаяся в Вильне иезуитская коллегия стала давать отпрыскам православных родов модное и качественное образование, одновременно мягко подталкивая к смене вероисповедания. Вскоре знатные фамилии Вишневецких, Заславских, Острожских, Ходкевичей, ещё недавно числившиеся в ревнителях православия, стали католиками. А сменив веру, не сильно мешкая сделали и второй шаг — стали поляками.
Таким образом, в Галичине сложилась уникальная для Речи Посполитой ситуация: образовался народ, лишённый элиты. В самом деле, если в тех же польских, да и литовских, областях «республики» шляхта говорила с простонародьем на одном языке и посещала такой же (понятно, что не тот же самый, но не отличавшийся в плане богослужения) костёл, то на Западной Украине местная элита говорила на языке, отличном от «руськой мовы» простонародья, и была, в отличие от православного «быдла», католической.
Само собой, народной любви эти факты не прибавляли. Народ чувствовал себя на территории, оккупированной иноземцами, и то, что эти иноземцы были одного с ним происхождения, только усиливало негатив. А потом, в 1772 году, Речь Посполитую поделили на троих Россия, Пруссия и Австрия. Галичина досталась последней...
Дунайская монархия была достаточно своеобразным государством. Она не просто была многонациональной. Многонациональной была и Россия, но в Австрии государствообразующий немецкий народ... не был в большинстве. А национальные меньшинства, напротив, были весьма сильны, многочисленны и имели опыт существования в качестве национальных государств. Своим существованием в роли империи Австрия была обязана дипломатическим талантам династии Габсбургов, умудрившимся за пару столетий путём династических браков и дипломатии превратить Австрийское герцогство в империю, ставшую одной из решающих сил в восточноевропейской политике.
Императоры поддерживали свою власть, постоянно играя на межнациональных противоречиях, и русские Червонной Руси, превратившиеся в русинов «королевства Галиции и Лодомерии», были Габсбургам весьма ко двору.
Дело в том, что с Россией Австрия традиционно была союзником. Весь XVII, XVIII и большую часть XIX века австрийцы вместе с русскими воевали против Османской империи, которая была для двух империй общим врагом. Вместе русские и австрийцы воевали с республиканской Францией и Наполеоном. Когда в 1848 году по Европе прокатилась череда революций, едва не стоившая трона юному императору Францу-Иосифу, Николай I оказал помощь австрийскому коллеге, разобравшись с венгерскими сепаратистами. В общем, многочисленное русское население в плане внешней политики австрийцам абсолютно не мешало, а в плане внутренней... Оно стало для Габсбургов просто находкой!
Дело в том, что большую опасность для империи представляла традиционная любовь поляков к восстаниям. И в Галиции, где поляками была исключительно элита, наличие русского населения было гарантией того, что много войск для борьбы с очередным польским восстанием выделять не придётся: местные русины сами управятся! Выглядело это примерно следующим образом...
По решению Венского конгресса Краков с окрестностями был объявлен вольным городом. Проблема была в том, что муниципальное руководство было обязано выдавать шпионов, дезертиров и прочих врагов рода человеческого (в лице царствующих домов Габсбургов, Гогенцоллернов и Романовых). Что, само собой, не исполнялось: после любого польского восстания беглецы находили здесь радушный приём. В Кракове был создан революционный комитет, начавший готовить восстание, которое должно было начаться с 22 на 23 февраля 1846 года. Но...
19 февраля 1846 года по всей Галичине началось массовое крестьянское восстание: прошёл слух, что шановное панство собирается начать карательные акции против аборигенов. И понеслось! Галицкие русины жгли помещичьи усадьбы: их в течение месяца было сожжено более 500. Обитателям поместий тоже не сильно повезло: в ходе знаменитой Волынской резни 1943 года местные жители ничего нового не придумали — кровь лилась рекой. Шляхетская кровь. Австрийцев, евреев и всех остальных повстанцы не трогали. Даже польских крестьян! Почему? Ну, потому что слух о карательных мероприятиях в отношении крестьян возник не сам по себе — его распространили австрийцы...
Аналогично ситуация развивалась и в 1848 году: поляки (ну как поляки — шляхта...) готовят восстание. Народ стараются не напрягать — боятся повторения резни 1846 года. Но и облегчать положение не спешат: а на что панство будет жить, если не за счёт быдла? В результате австрийский губернатор Франц фон Штадион объявляет аграрную реформу: отменяется барщина, крепостная зависимость, наделы переходят в собственность крестьян. Эффект тот самый, на который рассчитывал умный губернатор: намечающаяся революция обернулась пшиком — Краковским интеллигентским восстанием, не поддержанным галицким крестьянством.
Впрочем, в революции галицкие русины таки поучаствовали. На стороне императора Франца-Иосифа: им был создан русинский батальон горных стрелков — полторы тысячи добровольцев под командованием австрийских офицеров. Именно этот батальон впервые получил печально известное сегодня жовто-блакитное знамя. Синюю ленту на знамя пожертвовала мать императора София Баварская, а на снаряжение скинулись львовские евреи: они шляхту любили не больше, чем западнорусские крестьяне...
Тут интерес вызывает то, чем имперское руководство заняло галицких добровольцев. Как от строевой части толку от них было немного, поэтому хлопцам доверили охрану перевалов (дабы не допустить проникновения в Галицию венгерских отрядов Лайоша Кошута) и... карательные функции: австрийцам понравилось как русины в 1846 году резали шляхту. Вот и повторили удачный эксперимент.
А ещё австрийцами была собрана Головна руська рада. Это была первая русинская политическая организация, что характерно, созданная не по инициативе снизу, а по указанию администрации. Особенностью Рады стала резкая враждебность польским либералам и показательная верность императору...
Лирическое отступление. В городе Коломыя Ивано-Франковской области стоит памятник Кириллу Трилёвскому (Кырылу Трыльовському в местном произношении). Это создатель УСС — украинских сичевых стрельцов. Изначально — спортивно-пожарного общества (такое сочетание может показаться странным, но в условиях деревянного строительства в Карпатах на пожар нужно прибежать максимально быстро, пока всё не сгорело). Должно быть, ораторское искусство пана адвоката было на высоте: объявить гуцулов казаками и заставить их самих в такую чушь поверить — это мощно! Сначала инициатива украинского националиста Трилёвского австрийскому наместнику Анджею Потоцкому крайне не понравилась. Пана спортсмена даже закатали в кутузку по обвинению в государственной измене. Но судья-австриец понял, какую полезную для «Дунайской монархии» вещь задумал Кирилл Иосифович и полностью оправдал обвиняемого. В дальнейшем у папы сичевых стрельцов всё сложилось хорошо, даже депутатом австрийского парламента стал!
В общем, стоит констатировать: за годы существования в составе Речи Посполитой галицкие русины успели возненавидеть шляхту. И это их качество пришлось глубоко по душе австрийской имперской администрации. Она стала постепенно наделять русинов автономией. Стала выходить первая русинская газета «Заря галицкая». Стали формироваться русинские комитеты из представителей интеллигенции и духовенства. В Праге даже прошёл Славянский съезд, на котором рассматривался вопрос о разделе Галиции на две части: западную — польскую и восточную — русскую. В парламент Австро-Венгрии власти регулярно проводили существенную фракцию умеренных русинских националистов.
Делалось всё это не от большой любви к русинам, а в противовес польскому национальному движению, которое реально представляло опасность для Габсбургов. Впоследствии политика «разделяй и властвуй» по отношению к полякам и русинам приведёт к странным коллизиям. Например, во время Первой мировой войны в армии Австро-Венгрии будут как польские легионы, так и легион украинских сичевых стрельцов. Сильно не любившие друг друга поляки и русины бок о бок проливали кровь за немецкую династию. А после войны сражались друг с другом на улицах Львова, где УСС защищал вновь созданную Западноукраинскую народную республику, а поляки — Вторую Речь Посполитую.
Командовал легионом полковник эрцгерцог Вильгельм Франц Габсбург-Лотарингский, которого солдаты из числа русинов называли Василь Вышиваный. Эрцгерцог вырос в Галиции, выучил мову, читал Грушевского, Франко, Шевченко. Вышиваным Вильгельма Франца солдаты прозвали за любовь к вышиванкам. История — дама ироничная: потерявшие свою ополяченную аристократию русины обрели новую, в лице немцев...
Резюмируя, стоит отметить: при австрийцах обитателям Галиции действительно жилось неплохо. Не в материальном плане, так как Восточная Галиция была самой нищей, забитой и отсталой провинцией империи, в которой ежегодно от голода и болезней умирали десятки тысяч крестьян, а в том смысле, что русинам регулярно позволяли резать поляков, и такое времяпрепровождение за двести лет в составе Речи Посполитой русины изрядно полюбили. Вот только накануне развала Австро-Венгерской империи именно её национальная политика стала причиной проблем населения Галичины. Долгое время заигрывая с русинами, перед началом Первой мировой войны Австро-Венгрия поссорилась с Россией. И имперская администрация стала ударными темпами переделывать русинов в «украинцев». Переделку пережили не все: в концлагере Талергоф от недоедания и болезней (ну и расстрелов, само собой!) погибло не менее 3 800 русинов, отказавшихся быть «украинцами». Так что современные обитатели нынешней Восточной Галиции — потомки тех, кому силы духа остаться русинами, то есть русскими, не хватило...
Фёдор Ступин,
специально для alternatio.org
Источник: alternatio.org