После штурма Красной армией последних очагов сопротивления 13 июля 1944 года Вильнюс был полностью освобожден он немецких захватчиков. В боях за город было уничтожено около 8 000 и взято в плен около 5 000 германских солдат и офицеров, захвачено 156 орудий, множество танков, автомашин и другой военной техники и имущества.
Освобождение Вильнюса осуществлялось в рамках Вильнюсской наступательной операции, которая проводилась войсками Третьего Белорусского фронта под командованием Ивана Даниловича Черняховского и осуществлялась силами: 11-й гвардейской армии, 5-й армии, 31-й армии, 39-й армии, 5-й гвардейской танковой армии и 1-й воздушной армии.
В боях за Вильнюс участвовали и части польской Армии Крайовой, с 7 июля осуществлявшие независимую операцию «Острая брама». После освобождения города ее бойцы были интернированы. В освобождении Вильнюса принимали участие также 11 отрядов советских литовских партизан, объединенных в Вильнюсскую и Тракайскую партизанские бригады.
Партизаны помогали войскам в боях на южной окраине города и в районе железнодорожной станции. Во время боев за Вильнюс 11-я гвардейская и 31-я армии, наступавшие южнее, вышли к Неману и до 15 июля заняли несколько плацдармов на западном левом берегу. До 20 июля шли бои за плацдармы на западном берегу Немана и велась подготовка дальнейшего наступления.
В результате Вильнюсской операции были созданы условия для выхода войск Третьего Белорусского фронта к границам Восточной Пруссии. Двадцать наиболее отличившихся в боях частей и соединений фронта удостоены почетного наименования «Виленский».
На Поклонной горе в Москве 13 июля 2019 года состоялся праздничный салют, приуроченный к 75-ой годовщине освобождения Вильнюса. В небо над российской столицей взмыли более 2 тысяч праздничных залпов. Салют сопровождали 24 залпа пушек ЗИС-3. В событие был задействован гвардейский салютный дивизион имени маршала артиллерии Владимира Михалкина???.
Сплошного фронта обороны противник на Вильнюсском направлении не имел и оказывал противодействие лишь отдельными подошедшими соединениями и остатками разбитых частей. Немецкое командование пыталось остановить продвижение советских войск на заранее подготовленном рубеже Даугавпилс - Вильнюс - Лида, где сосредоточивало отступавшие части 3-й танковой и 4-й полевой армии группы армий «Центр». 5 июля Третий Белорусский фронт начал наступление с ходу без перегруппировки сил. 7 июля соединения 5-й гвардейской танковой армии (командующий П. А. Ротмистров) и 3-го гвардейского механизированного корпуса (командующий В. Т. Обухов) подошли к городу и начали обходить его с юга и запада. 9 июля город был полностью окружен. Противник, усиленный воздушным десантом, безуспешно пытался прорвать кольцо окружения. 10 июля советские части освободили всю северную часть Вильнюса и вступили в Старый город. После штурма последних очагов сопротивления 13 июля 1944 года Вильнюс был полностью освобожден. В боях за город было уничтожено около 8000 и взято в плен около 5000 германских солдат и офицеров, захвачено 156 орудий, много танков, автомашин и другой военной техники, оружие и боеприпасы. Двадцать наиболее отличившихся в боях частей и соединений фронта удостоены почетного наименования «Виленский».
4 же июля фронты получили новые директивы Ставки Верховного Главнокомандования. В соответствии с ними войска правого крыла 1-го Прибалтийского фронта продвигались теперь на Даугавпилс, центра - на Паневежис, Шяуляй, а левого крыла - на Швенченис, Каунас. Войска правого крыла 3-го Белорусского фронта наступали на Вильнюс, а левого - на Лиду. В дальнейшем этот фронт должен был выйти на Неман и захватить плацдарм за этой широкой рекой. К середине июля ему надлежало не только очистить западную часть Белоруссии, но и освободить значительную часть территории Литовской республики…
3-й Белорусский фронт, усилив свое правое крыло, успешно преследовал отходившие фашистские войска. Он выполнил свои задачи к середине месяца: 11-я гвардейская и 39-я армии вышли на Неман и форсировали его в районе Алитуса и южнее. Глубина продвижения войск за 10–11 дней составляла 180–200 км. Неман был последним крупным водным рубежом на подступах к Восточной Пруссии, до которой оставалось не более 80 км. Этим объяснялось особенно ожесточенное сопротивление врага на рубеже Немана.
Гитлеровцы всеми силами стремились удержать Вильнюс не только как центр Литвы, но и как важнейший узел дорог на дальних подступах к Восточной Пруссии. Однако это им не удалось. Советские войска - 3-й гвардейский механизированный и 29-й танковый корпуса - еще 7–8 июля, подойдя с северо-востока и юго-востока к литовской столице, ворвались на ее окраины. Совместно с соединениями 5-й армии они окружили в городе вражеский гарнизон в 15 тыс. человек. Две танковые группы противника, взаимодействуя с авиадесантом, предприняли попытки деблокировать окруженные войска. Борьба за Вильнюс затянулась. Только 13 июля, когда силы врага иссякли, город был освобожден.
Таким образом, войска 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов за 10–11 дней очистили от оккупантов свыше четверти территории Литвы. Большим, светлым праздником было освобождение Вильнюса - древней столицы литовского народа, колыбели его культуры и государственности. В боях участвовали и партизанские отряды Литвы. Как только началась Белорусская операция, они совершили десятки диверсий на железных и шоссейных дорогах, захватили несколько волостных центров, взрывали склады и мосты, громили вражеские гарнизоны в населенных пунктах. Под Вильнюсом партизаны спасли от сожжения немало деревень, истребляя фашистских «факельщиков». Вместе с войсками Красной Армии в столицу республики вступили 11 литовских партизанских отрядов.
Одним из первых утром 7 июля на окраины Вильнюса ворвались разведчики гвардии лейтенанта Шундина. Следом за ними на юго-западную окраину города вышли танкисты Героя Советского Союза генерал-майора Асланова, части, которыми командовал генерал Казарян, полковник Донец, и подразделения подполковника И. П. Ситко и К. А. Алиева. Завязались ожесточенные уличные бои. В течение дня части генерала Асланова отразили не менее 20 контратак противника. 8 июля в бой вступили основные силы фронта, наступавшие в следующих направлениях: с севера и северо-востока – войска 5-й армии (командующий – генерал, ныне маршал Советского Союза Н. И. Крылов) и 3-го гвардейского механизированного корпуса генерала В. Т. Обухова; с юго и юго-востока – войска 5-й гвардейской танковой армии под командованием маршала, ныне главного маршала бронеетанковых войск П. Р. Ротмистрова. Окружив город, наши войска готовились к штурму, который начался 8 июля короткой, но мощной артиллерийской и авиационной подготовкой. Уличные бои разгорелись с новой силой. Решительно и смело в этих боях действовали воины гвардии майора Алабушева и капитана Жухова. Они быстро очищали от гитлеровцев дома и улицы города. Особенно отличился комсорг роты старший сержант Исханов. Когда командир роты капитан Жухов был тяжело ранен, Исханов принял командование и повел роту на штурм вражеского укрепления.
Солдаты и офицеры всех видов оружия: танкисты, артиллеристы, пехотинцы, саперы и другие совершали героические подвиги в боях за Вильнюс. Танковый взвод младшего лейтенанта Гусарова и рота автоматчиков старшего лейтенанта Захарова, уничтожая на своем пути огневые точки противника, прорвались к железнодорожному мосту, заняли его и удержали до прихода пехоты. Советским воинам приходилось вести бои не только за каждый дом, но и за каждый этаж, даже комнату. Узкие кривые улочки и переулочки, как и проходные дворы старого Вильнюса, были удобны для обороны.
В освобождении Вильнюса принимали участие также 11 отрядов советских литовских партизан, объединенных в Вильнюсскую (командир М. Мицейка) и Тракайскую (командир Т. Мончунскас) партизанские бригады. Партизаны помогали войскам в боях на южной окраине города и в районе железнодорожной станции.
Напомним, вильнюсская операция 1944 года была частью наступательной операции 3-го Белорусского фронта. После окружения советскими войсками группировки противника восточнее Минска и освобождения столицы Белоруссии войскам 3-го Белорусского фронта директивой Ставки от 4 июля была поставлена задача: главными силами наступать в общем направлении на Вильнюс, Каунас и не позднее 10?12 июля освободить Вильнюс и Лиду от фашистов, рассказал корреспонденту ИА REGNUM литовский журналист, изучавший в архивах ход операции, Николай Жуков.
Немецко-фашистское командование пыталось остановить продвижение советских войск на заранее подготовленном рубеже Даугавпилс — Вильнюс — Лида, на котором сосредоточивало отступавшие части и соединения 3-й танковой и 4-й полевой армий. Особенно сильную группировку оно создало в районе Вильнюса, который являлся крупным узлом обороны.
Гарнизон города насчитывал свыше 17 тысяч солдат и офицеров. В ходе боевых действий эта группировка была усилена за счет вновь прибывших соединений. 7?8 июля войска 5-й гвардейской танковой армии под командованием генерал-лейтенанта танковых войск П. А. Ротмистрова и 3-го механизированного корпуса, который возглавлял генерал танковых войск В. Т. Обухов, вышли к городским укреплениям, прорвали их и совместно с соединениями 5-й армии окружили вражеский гарнизон. 9 июля 1944 года развернулись бои по уничтожению окруженных войск. В ходе 5-дневных напряженных боев советские войска уничтожили окруженную группировку и освободили столицу Литовской ССР.
«Войска 3-го Белорусского фронта сегодня, 13 июля, в результате пятидневных боев уничтожили гарнизон немцев, окруженный в городе Вильнюсе, и освободили столицу Литовской Советской Республики от фашистских захватчиков. В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение городом Вильнюсом, представить к присвоению наименования „Виленских“ и к награждению орденами. Сегодня, 13 июля, в 23 часа 30 минут столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 3-го Белорусского фронта, овладевшим столицей Советской Литвы городом Вильнюсом, двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трехсот двадцати четырех орудий», — говорится в приказе Верховного главнокомандующего, маршала Советского Союза И. Сталина генералу армии Черняховскому от 13 июля 1944 года №?136.
По словам эксперта, каждая сторона, докладывая своему вышестоящему начальству, завышала или преуменьшала некоторые данные, то есть преподносила результаты военных операций так, как она считала нужным, — несоответствие данных, касающихся состояния войск, собственных потерь, взятых в плен военнопленных и так далее. Специальная «утеря» различных фактов или их случайное «переиначивание» существенно сказались на исторической чистоте вопроса, отмечает Жуков. Например, каково было участие польской партизанской Армии Крайовой (АК) в освобождении литовской столицы?
Опираясь лишь на один источник, воссоздать настоящую картину хода освобождения Вильнюса невозможно. Итак, к началу 1944 года стало очевидно, что Польша будет освобождена войсками Красной армии. Этот факт у руководителей польского подполья не вызывал особой радости, отмечает журналист. Они были уверены, что в случае прихода советских войск их страна лишится значительной части своей территории и станет одной из советских республик, но в то же время надеялись на помощь Англии и США, которые являлись союзниками не только Польши, но и СССР. Однако к тому времени Черчилль и Рузвельт уже договорились со Сталиным о новом формате советско-польской границы и помогать (АК) не собирались. Согласно приказу, изданному в марте 1944 года, Гитлер хотел превратить Вильнюс в крепость. Уже в апреле в город прибыли специалисты по фортификационным работам. Для выполнения земляных и бетонных работ на строительстве объектов была использована всевозможная рабочая сила. По приказу Гитлера город должны были защищать до последней капли крови. Город готовился к обороне. Но стремительное приближение фронта не позволило немцам соорудить всю линию оборонительных узлов. До подхода частей Красной армии немецкое командование значительно укрепило оборонную мощь «Вильнюсской крепости», как называли город немцы в своих отчётах.
В статье генерала Владаса Карвялиса, опубликованной в книге «Гитлеровская оккупация в Литве», первое издание которой увидело свет на литовском языке в 1961 году, отмечается, что к обороне укрепрайона были привлечены «3 пехотные дивизии, 2 дивизии охраны, 2 бригады горных стрелков, 3 отдельных полка, 7 отдельных батальонов и различные резервные части, прибывшие для подкрепления».
Во втором издании этой книги, которая была напечатана на русском языке спустя пять лет, автор не указывает состав частей, а приводит следующую информацию: «Придавая большое значение этому важному узлу обороны, прикрывавшему подступы к Восточной Пруссии, немецкое командование сосредоточило в Вильнюсе крупную группировку войск. Сюда оно стянуло отступавшие части и соединения 3-й танковой армии. Гарнизон города насчитывал 15 тысяч солдат и офицеров».
В октябре 1943 года лидерами польского подполья был разработан план «Буря», согласно которому законспирированные в стране польские части выйдут из подполья и нанесут удары по отступающим немецким войскам. Предполагалось создать на освобожденных польских землях независимую от СССР администрацию. Этим шагом, полагало руководство АК, Сталин будет поставлен перед свершившимся фактом: Польша освободила себя сама и обрела подлинную независимость в своих прежних границах. При этом поляки надеялись, что их бои с немцами получат широкое освещение в западных СМИ.
Одной из главных целей АК являлось освобождение Вильнюса, который после вступления советских войск в 1939 году был передан Литве, и возвращение этой территории опять в состав Польши. План освобождения города силами АК был утвержден в середине июня. Ему было дано кодовое название «Остра Брама». Руководителем операции был назначен командир Виленской округи АК подполковник Александр Крыжановский, его псевдоним — Вильк. Предполагалось, что объединенные силы Новогрудского и Виленского округов Армии Крайовой, около 16 тыс. бойцов, 10 июля ударят по Вильнюсу. К началу июля в городе находилось всего 500 немецких жандармов и полицейских, что давало полякам шанс на победу.
Однако молниеносное наступление Советской армии внесло изменение в действие польских военных. 5 июля части Красной армии были уже в нескольких десятках километров от города. В сложившейся обстановке штурм был перенесен на три часа ночи 7 июля. Не все части АК, находившиеся в сотнях километров от города, смогли подойти вовремя. Несколько бригад и батальонов, имевших к этому времени не одно столкновение с советскими партизанами, не приняли участия в штурме. Они отказались выполнить приказ своего руководства, и часть осталась в подполье, а другая часть отошла на Запад. Таким образом, в ночь штурма в распоряжении Крыжановского находилось только немногим более 4 тыс. солдат, но тем не менее приказ о штурме был отдан. К этому времени немецкий гарнизон насчитывал уже 17,5 тыс. солдат при поддержке танков, артиллерии и авиации.
После нескольких часов упорного боя поляки, потеряв десятки человек убитыми и ранеными, начали отступать. 7 июля моторизированные части 3-го Белорусского фронта прорвали кольцо обороны немцев, приблизились к городу и начали окружать его с юга и северо-востока. Первыми к городу подошли части 3-го гвардейского механизированного корпуса генерал-лейтенанта В. Т. Обухова.
В пригородах литовской столицы польские бойцы встретились с наступающими частями Советской армии. Они попытались занять город, но их атаки были отбиты. Все следующие дни, пока Вильнюс не был освобожден, солдаты Армии Крайовой и Красной армии сражались бок о бок против фашистов.
Победа пришла 13 июля. Вильнюс стал свободен от немецко-фашистских войск. В тот же день отступающие из Вильно немцы около деревни Кравчуны столкнулись с частями АК, опоздавшими к штурму города, и подразделениями 277-й стрелковой дивизии Советской армии. После девятичасового боя немцы сложили оружие.
Источник: vk.com