Понятие «белорусского мира», предложенное недавно Председателем Президиума Национальной Академии наук Беларуси Владимир Гусаковым сразу же стало предметом критики со стороны националистов разного толка.
Для одних оно стало символом якобы «сепаратизма» от большого Русского мира, для других, наоборот, локальной его версией, якобы нивелирующей настоящую национальную идентичность.
Разберемся с понятийным аппаратом. Мир в славянской традиции имеет три значения: 1) мир как вселенная, система мироздания; 2) мир как согласие, спокойствие, отсутствие войны и ссоры; 3) мир – это то место, где живут люди «моего рода», «мы», место, хорошо обжитое, хорошо устроенное, где господствует «порядок», «согласие между людьми», «закон».
Таким образом, Белорусский мир – это мир Белой Руси, Белоруссии, Республики Беларусь, построенный на принципах равенства, дружбы народов и социальной справедливости, где все народы являются государствообразующими, а политэкономическое и социально-политическое устройство стремится к тому, что можно назвать белорусским социализмом.
Белорусское понимание Русского мира (Восточно-славянского) в свое время я определял так:
Во-первых, отсчет истории государственности, идущий от древнерусских княжеств, Русской земли. И Киевская Русь, и Полоцкое княжество, и Великое Княжество Литовское, и Московское государство связаны генезисом с изначальной Русью.
Во-вторых, принадлежность большинства населения к восточному обряду христианства, исповедание православия, «русской веры».
В-третьих, опыт подданства Российской империи и совместного строительства СССР как наиболее успешных и могущественных воплощений русских геополитических проектов.
В-четвертых, пространство преимущественного распространения русского языка и близкородственных белорусского и украинского языков.
В-пятых, принадлежность к общинам по всему миру, так или иначе соотносящимся с перечисленными выше критериями.
Белорусским мир никак не противоречит Русскому, мир Белой Руси, Беларуси, конечно же Русский, так как он включает в себя локальную специфифику именно Белой Руси и он является составной частью большого Русского (Восточно-славянского) мира, точно также, как Русский мир является частью Евразийского. Таким образом получаем триаду: Белорусский мир—Русский мир—Евразийский мир.
Евразийский мир – мир Большой Евразии, где Русский (Восточно-славянский) мир взаимодействует, взаимно обогащается, диффуризует с другими мирами: Тюркским, Иранским, Китайским и т.д.
Такая триада, на мой взгляд, позволяет избежать в понимании как нашего локального Белорусского мира, так и большого Русского через евразийскую перспективу любого национализма, изоляционизма, шовинизма и расизма.
Источник: vk.com