Ну что, голова, хоть немного, но пришла в себя, режим «заснули в 2, вскочили в 6» вроде как закончился - время закрывать долги. Не люблю оставаться в долгу, а тут – жизнеобразующее, можно сказать, мероприятие: такие долги отдавать не только легко, но и приятно. Не буду писать официально – до меня это уже сделала масса народу, я напишу о своем, у меня это лучше получается. Звиняйте за лонгрид – но это важно. Очень.
В прошлом году в Донецке ко мне на выступление забрел Александр Кофман – чутка послушал и убежал по делам, он такой, на одном месте долго не сидит; но потом позвонил и попросил 15 минут времени на обсудить одно дельце. Проговорили в результате два часа, и говорили бы еще, если бы мне не надо было бежать. И, самое главное - он пригласил меня на фестиваль «Звезды над Донбассом».
Фестиваль вроде как не моего формата, подумала я: фантасты и иже к ним примкнувшие, в неудобное для меня время. Но натренированная ЧГК интуиция сказала: нефиг-нефиг, надо ехать.
И какое же это счастье, что я так решила.
Потому что из фестиваля фантастов на пару десятков человек к 2024 году внезапно выросло масштабное, совершенно прекрасное и по духу, и по наполнению событие, собравшее – и писателей, и музыкантов, и поэтов, и художников, и просто неравнодушных людей. Прекрасное, лично для меня, прежде всего тем, что там не надо было ходить кругами и дипломатически принюхиваться, выясняя гражданскую позицию очередного собрата по искусству и внутренне готовясь к очередной идеологической схватке.
Здесь все были априори свои. Спорящие иногда до хрипоты о деталях, стратегии и тактике, но абсолютно единые в одном: Россия – наша страна. Донбасс – наш, потому что он хочет быть с нами, а это, как по мне, единственная мотивация кому-то быть с кем-то: и землям, и странам, и людям. Мы – люди русской культуры и гордимся этим.
Я никого на фестивале не знала, кроме того же вездесущего Кофмана, но за первые два дня перезнакомилась с кучей отличного народу, а кое с кем с удовольствием развиртуализовалась. Даниэль Орлов , чья небольшая вещь «Саша слышит самолеты» в свое время привела меня в буйный восторг, а последующие не разочаровали; неожиданная и оттого еще более прекрасная Сталина Гуревич, волшебный поэт Ника Батхен, суровый рокер с профилем "настоящего индейца" Дмитрий Четвергов, на поверку оказавшийся совершенно чудесным собеседником с классическим музыкальным образованием, Илья Оленев – моё личное для себя открытие, о котором напишу отдельно, Антон Трофимов , Владимир Безденежных, Александр Пономарев, Хельга Георговна, Сергей Ивкин и много, много еще других, теплых и своих, драгоценных, искрящихся от счастья быть причастными тому, что происходило в эти дни в Мариуполе.
Потом: город. Мы все знаем, что там творилось, какой ад. И как же радостно было видеть, что город жив и восстанавливается. Видеть детей, играющих на площадках рядом с руинами. Новые, как из-под земли выросшие жилые кварталы. Огромный, только что запущенный больничный комплекс. Новый храм. Разрушенный, но затянутый ремонтной сеткой оперный театр (на сетке иронические цитаты из русской классики – «зачем же стулья ломать?» и вправду - зачем?) Новые дороги – как минимум на магистральных направлениях. Кафе, с отличной едой и кофе – это тоже нужно, это Жизнь. Таксисты говорят: возвращаются люди потихоньку, слава богу, радость-то какая. И, важное – надписи на украинском, которые никто не стирает.
Россия не воюет с культурой. Это прозвучало в интервью Александра Кофмана австралийскому, невесть как попавшему на фестиваль журналисту, это прозвучало в моём выступлении на закрытии, о котором я тоже напишу отдельно. Россия воюет за право быть Россией, быть собой, быть самостоятельной - и за то, чтобы все, кто хочет быть с ней, тоже имели бы такое право. И я в этом смысле с ней абсолютно заодно.
На фестивале прошло первое организационное заседание новой Ассоциации творческих деятелей «Россия. Образ будущего», призванной объединить творческих единомышленников в России. Очень надеюсь, что это не обернется очередным бюрократическим пшиком или ура-патриотическим междусобойчиком – у Ассоциации есть все шансы стать реально вменяемым форумом для отстройки нового культурного пространства. Я в деле, господа!
Зрители. Ну это еще в Донецке было понятно: выступать сейчас нужно именно здесь, любому выходящему на сцену и заряженному энергией счастья, любви и победы - над врагом ли, над собой ли. Зал, как губка, впитывает всё, что произносишь. Это моя единственная печаль от фестиваля: им не хватило меня, а мне - их. Надеюсь, что не в последний раз.
И напоследок – огромнейшее спасибо волонтерам: при всех болезнях роста фестиваля, внезапно перескочившего из микро в макро – они сделали невозможное. И всем, кто бухтит про нынешнюю молодежь: да вы бы видели, какие они в Мариуполе и Донецке – ясные, звонкие, современные, задорные, совершенно наши. Мариупольская девочка-волонтер взахлеб рассказывала мне, пока я её фотографировала: вот нас спрашивают – как же так, вас же бомбили, ну да, бомбили, и убивали, меня вот не убило, но мы знаем, ради чего, мы знаем, зачем живем.
Москва дорогая, тебе есть чему у них поучиться, вот они, настоящие звезды над Донбассом. А мы так, чутка посветить приехали.
В следующем выпуске – о речи на закрытии (важно!) и товарище Кофмане ? не пропустите.
Источник: vk.com