До 1,5 тыс. км могли преодолеть на своем пути дроны, которые сегодня утром всколыхнули Нижнекамск и Елабугу, считает военный эксперт Дмитрий Корнев. Два беспилотника пытались атаковать НПЗ в Нижнекамске, еще два залетели на территорию «Алабуги». Там есть пострадавшие: один беспилотный самолет рухнул возле общежития, за медицинской помощью обратились 7 человек. О том, что за БПЛА атаковали Татарстан и как им противостоять, — в материале «БИЗНЕС Online».
Появление беспилотников над Татарстаном зафиксировали сегодня в 4:15, они летели с западной границы республики.
Ранним утром два дрона самолетного типа влетели на территорию Нижнекамска и направились к промзоне. Первый не долетел и упал в паре сотен метров от ее границы. При этом детонации не произошло, БПЛА не взорвался. Второй беспилотник пролетел дальше. По данным телеграм-канала Baza, он попал в одну из установок нефтеперерабатывающего завода. РИА «Новости» уточняет: речь идет о ТАНЕКО. После этого произошел пожар, который быстро потушили. По информации наших источников, до установки БПЛА все же не долетел, а ударился в несущие конструкции, после чего и произошел взрыв.
По словам мэра Нижнекамска Рамиля Муллина, беспилотник обезвредила система радиоэлектронной борьбы. «На сегодняшний день атака была — самолетного типа дрон. Он не взорвался, сработала система РЭБ. Сегодня этот самолет обезврежен. Пожара нет, никаких разрушений нет, пострадавших тоже. Все под контролем. Все службы работают», — рассказал глава Нижнекамского района ТАСС.
Через час два таких же беспилотника зафиксировали на территории Елабужского района. Они направлялись в сторону ОЭЗ «Алабуга». Информация о повреждениях оттуда пока менее конкретная. Например, президент РТ Рустам Минниханов в своем сообщении уточнил, что атака БПЛА была совершена на «предприятия республики в Елабуге и Нижнекамске». «Серьезных разрушений нет, технологический процесс предприятий не нарушен. В Елабуге, к сожалению, есть пострадавшие в результате разрушения помещения. Им оказывается вся необходимая помощь», — передала пресс-служба слова Минниханова.
По данным собеседников издания, один из беспилотников летел в сторону производства, а второй — то ли по ошибке, то ли под воздействием сил противовоздушной обороны — рухнул в жилом массиве «Алабуги». Кадры падения зафиксировали с разных ракурсов. БПЛА падает между двух четырехэтажных зданий общежитий «Алабуги», после этого происходит мощный взрыв.
По словам гендиректора ОЭЗ «Алабуга» Тимура Шагивалеева, два беспилотника ударили по общежитию в 5:45 утра. «Действительно, они атакуют торговые центры в Москве, они атакуют жилые кварталы в Белгороде, они атакуют общежития в 5:45 утра в „Алабуге“. Именно против таких людей мы и проводим специальную военную операцию», — заявил Шагивалеев, стоя на фоне атакованных беспилотниками зданий. По его словам, БПЛА были оснащены «оборудованием НАТО». «Но кого они думали запугать? Потомков людей, которые в 1815 году брали Париж, а в 1945-м — Берлин? Не получится!» — заявил гендиректор ОЭЗ.
По данным республиканского минздрава, пострадали 7 человек. Трое из них уже отпущены после оказания медицинской помощи, остальные в больнице. «Сейчас они проходят медицинское обследование и после оказания необходимой помощи также будут отпущены домой», — говорится в сообщении.
Судя по кадрам с места происшествия, у большинства из пострадавших — осколочные ранения: из зданий повыбивало окна и оторвало обшивку. По словам нашего корреспондента, который находится возле ОЭЗ «Алабуга», большая часть людей в общежитии — студенты «Алабуга Политеха», которых уже вывезли на автобусах.
Эксперт: вероятно, Нижнекамск и Елабугу атаковали переделанные самолеты А-22
Прилеты украинских дронов по территории России стали, к сожалению, обыденными. Однако если подтвердится, что запуск был именно оттуда, то атака по Татарстану будет считаться самой глубокой. От границы Украины до Нижнекамска и Елабуги — 1 тыс. 200 км, а до Санкт-Петербурга и Ленинградской области — на 100 км меньше. Символична и дата: ровно год назад, 2 апреля был убит Владлен Татарский. Взрывное устройство на его выступление принесла Дарья Трепова.
На опубликованных в соцсетях кадрах можно четко увидеть, какие именно дроны атаковали общежития «Алабуги». По словам военного эксперта, автора проекта MilitaryRussia Дмитрия Корнева, с высокой долей вероятностью Татарстан столкнулся либо с переделанным украинским беспилотником типа UJ-22 Airborne, либо украинским переделанным А-22 «Летучая лисица».
Однако многоцелевой беспилотный ударный авиационный комплекс UJ-22 имеет дальность полета в районе 700–800 километров. По мнению Корнева, переделать его на дальность свыше 1,2 тыс. км теоретически можно. Но подобного рода беспилотники по прямой не летают, им задается специальный сложный маршрут, это значит, что дальность полета еще должна увеличиваться как минимум до 1,5 тыс. километров. При имеющихся конструктивных ТТХ UJ-22 произвести такую модернизацию довольно сложно.
Поэтому, скорее всего, Татарстан атаковали переделанные в дроны легкие самолеты А-22. Визуально аппарат очень похож на этот пилотируемый самолет. По словам эксперта, если исключить из него пилота, заменив его блоком управления, в освободившееся пространство разместить еще примерно 100 л топлива к 90 л стандартного имеющегося, то тогда дальность полета такого самолета увеличивается до свыше 1 тыс. километров. Если немного еще поработать над увеличением дальности, то теоретически ее можно разогнать до 1,5 тыс. километров. А если так, то этого вполне достаточно, чтобы долететь до Елабуги откуда-нибудь из-под Харькова.
«Технически такое возможно. Несколько дней назад кто-то из руководства спецслужб украинских заявлял, что в распоряжении ВСУ есть дроны дальностью действия более 1 тысячи километров. Вполне вероятно, что вот премьера и состоялась», — отметил Корнев. Разумеется, далее будут плотно работать спецслужбы, которые детально изучат все обломки, и окончательно станет ясно, что это за аппараты были. Все окончательные выводы сделают соответствующие специалисты.
Запуск откуда-то с территории России, условно, из «подполья», по словам эксперта, маловероятен. «Это целое мероприятие. Это несколько автомобилей, технический персонал, обслуживание, площадка нужна метров 100 длиной… Да, дрон самолетного типа взлетает как самолет, ему нужна полоса для разбега. Грубо говоря, такое можно сделать, конечно. Но это два-три джипа, человек 8 персонала, это надо, чтобы эти люди как-то оказались на территории РФ, легализованные или нелегализованные… Плюс аппаратов, судя по всему, было несколько. Соответственно, под каждый аппарат нужен трейлер. Его может, конечно, тащить один из джипов на прицепе, но представляете, какая эта кавалькада... Это все менее вероятно, чем переделка легкомоторного самолета в дрон с дальностью действия в 1 тысячу километров. Технически такой дрон сделать можно», — заключает Корнев.
Как противодействовать атакам
Есть два способа. Первый и самый надежный — сбить дрон физически, ракетой, например. «Для комплекса типа „Панцирь“ такого типа дроны не представляют проблемы. Один комплекс мог уничтожить все дроны еще на подлете. Это несложно», — отметил военный эксперт. Но тогда возникает закономерный вопрос — почему не сбили?
Дело, возможно, как раз в том, что атака такой дальности происходит впервые. Ранее противник атаковал цели либо вблизи границы, были беспилотники в районе Москвы, Санкт-Петербурга — сейчас о таких атаках слышно меньше и реже. Причина — насыщение средствами ПВО данных районов. На дальности свыше 1,2 тыс. км такой инцидент происходит впервые. «Просто никто не ожидал еще на таком расстоянии от Украины. Вероятно, выводы будут сделаны и необходимые мероприятия будут проведены», — считает Корнев.
Второй способ — использовать системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Но тут есть нюансы. Какой бы совершенной не была система РЭБ, это всегда подразумевает воздействие на сигнал. Но что делать, если беспилотник автономного типа? То есть он не отправляет и не получает никакие сигналы, а летит строго по полетному и ранее запрограммированному сценарию: с учетом меняющегося давления, карт высот, с учетом движения земли и так далее. Как тогда воздействовать на такой аппарат?
«Можно попробовать создать помехи спутниковой навигации. Но это, во-первых, дорого. Во-вторых, такие действия создают помехи всем системам навигации, в том числе и гражданским. Мы это видим, например, в центре Москвы, когда такси оказывается посреди реки. Это вызывает проблемы у всех, плюс это дорого. Закрыть всю страну такими системами невозможно. Нет, можно, но это невероятно. Плюс такие системы имеют ограниченный радиус действия. Проще провести „панциризацию“, если можно так выразиться», — пояснил эксперт.
Источник: vk.com