Действительно, "Донецкая и Луганская области были самыми дотационными регионами по соотношению перечисления налогов и получения дотаций", но при этом значительная доля экспортной валютной выручки Украины формировалась именно там.
С тезисом о том, что Донбасс обеспечивал порядка 40% экспортной валютной выручки страны можно поспорить, ведь по формальным статистическим данным в 2013 г. объем экспорта региона в валюте составил лишь чуть более четверти от общегосударственного (Донецкая область 19,6%, Луганская – 5,6%). При этом он имел выраженную тенденцию к сокращению: в 2013 г. объем экспорта составил 87,8% по сравнению с 2012-м у Донецкой области и 84,5% у Луганской, что было вызвано сокращением импорта металлургической и иной продукции Россией, вследствие введения ряда ограничительных мер (фактически - санкций).
Конечно же, часть импортной выручки консолидировалась холдингами (в первую очередь, компаниями Ахметова "Систем Кэпитал Менеджмент" и Сергея Таруты "Индустриальный союз Донбасса") в столице, однако, вряд ли это могло составить целых 15 процентов (поскольку объем экспортной выручки Киева составлял всего лишь 19,5% от общего).
Кроме того, необходимо понимать, что валютные доходы этих экспортеров с лихвой компенсировалось сильно завышенными ценами на энергетические угли и цену на электроэнергию во всей стране.
Так, у ахметовской энергетической компании ДТЭК, крупнейшей на Украине, лишь за 1-е полугодие 2013 г выручка увеличилась на 14,9% и составила 5,4 млрд долл США, а годовой показатель превысил 10 млрд долл США (что вполне сопоставимо с экспортной выручкой Донецкой области за этот год, 12,4 млрд долл США).
Шахты Донбасса (читай, Ахметов и т.п.) получали огромные угольные дотации из государственного бюджета, поскольку при реальной себестоимости угля (да еще и с учетом обильных "офшорных "удержаний" с выручки") намного дешевле было бы покупать импортный. Так, в 2013 году расходы бюджета Украины на дотации угольной промышленности составили 13,3 млрд грн (ок. 340 млн долл). И это не считая энергетику, где объемы дотирования были еще большими.
Поэтому это была очень сложная и взаимовыгодная для основных игроков экономическая система, в которой проигравшими были лишь граждане, что Донбасса, что Украины в целом.
Ну и с мнением о том, что в обозримой перспективе возможно "превратить Донбасс в эффективный регион" также можно серьезно поспорить: основные металлургические заводы Мариуполя, Донецка и Алчевска полностью или частично разрушены и не имеют рентабельной сырьевой базы, впрочем, как и большая часть немногих ранее прибыльных шахт.
Донбасса десятилетней давности (хоть и уже тогда имевшего серьезные экономические проблемы) больше нет и восстановить его уже невозможно. Более того, и абсолютно нецелесообразно – ведь его прежняя экономическая модель была рентабельна лишь в украинских условиях, в отсутствие значимой конкуренции. В нынешней же ситуации добыча угля в шахтах нерентабельна, ввиду гораздо более дешевого угля из Кузбасса, как и металлургический сектор (который еще нужно восстанавливать).
Поэтому региону необходима абсолютно новая экономическая модель…
Источник: vk.com