Президент Владимир Зеленский прибыл в Вашингтон в критический момент, как на поле боя, так и на Капитолийском холме
Источник фото: The New York Times
Президенты Украины и США экстренно ищут новую тактику ведения войны, пишет издание The New York Times. Далее – перевод оригинального текста:
“Американские и украинские военные лидеры ищут новую стратегию, которую они могли бы начать реализовывать в начале следующего года, чтобы оживить судьбу Киева и ослабление поддержки войны страны против России, сообщают американские и украинские официальные лица.
Необходимость в новом подходе возникла после того, как многомесячное контрнаступление Украины потерпело неудачу в отвоевании территории, потерянной вторгшейся российской армией, и после нескольких недель напряженных встреч между высокопоставленными американскими чиновниками и их украинскими коллегами.
В понедельник президент Украины Владимир Зеленский прибыл в Вашингтон для проведения на этой неделе спешно организованных встреч с президентом Байденом и представителями Конгресса, чтобы обсудить дальнейшие действия. Оба президента попытаются продемонстрировать солидарность и усилить поддержку Украины в критический момент как на поле боя, так и на Капитолийском холме.
Неудачи Украины происходят на фоне ослабления поддержки республиканцами продолжения американской финансовой помощи Киеву. Даже некоторые высокопоставленные американские чиновники выражают опасения, что если в следующем году война зайдет в долгий тупик, то президент России Владимир В. Путин получит преимущество.
“Мы не можем позволить Путину победить”, – сказал г-н Байден на прошлой неделе, когда добивался от Конгресса выделения новых средств для Украины. “Это в наших непреодолимых национальных интересах и в международных интересах всех наших друзей. Любой сбой в нашей способности снабжать Украину явно укрепляет позиции Путина”.
По словам американских чиновников, у Москвы больше войск, боеприпасов и ракет, и она увеличила свое преимущество в огневой мощи благодаря флоту боевых беспилотников, многие из которых были поставлены Ираном.
Соединенные Штаты усиливают военное консультирование Украины, направив в Киев трехзвездного генерала, который проведет много времени на месте. Американские и украинские офицеры говорят, что надеются разработать детали новой стратегии в следующем месяце в ходе серии военных игр, которые планируется провести в Висбадене, Германия.
Американцы настаивают на консервативной стратегии, в которой основное внимание уделяется удержанию имеющейся у Украины территории, закреплению на ней и наращиванию запасов и сил в течение года. Украинцы хотят перейти в наступление, либо на земле, либо с помощью дальних ударов, надеясь привлечь внимание всего мира.
Ставки огромны. Без новой стратегии и дополнительного финансирования, по мнению американских чиновников, Украина может проиграть войну. Представители администрации утверждают, что г-н Путин делает ставку на уменьшение американской поддержки, ссылаясь на его недавние заявления о том, что если у Украины закончатся боеприпасы, предоставленные НАТО, то Россия одержит победу в считанные дни.
Соединенные Штаты оказали Украине огромную военную и экономическую поддержку – более 111 миллиардов долларов за последние два года. Но значительное число республиканцев теперь заявляют, что выступают против дальнейших расходов, а другие требуют представить новую стратегию, прежде чем голосовать за выделение дополнительных средств.
По словам американских чиновников, многие украинские лидеры не осознают, насколько рискованным является дальнейшее финансирование войны со стороны США. По их словам, украинские генералы и высокопоставленные гражданские чиновники возлагают нереальные надежды на то, что Соединенные Штаты предоставят им средства. Например, они просят миллионы артиллерийских снарядов из западных запасов, которых не существует.
Американские чиновники говорят, что Украине придется воевать в условиях ограниченного бюджета.
Некоторые американские военные хотят, чтобы Украина придерживалась стратегии “удерживать и строить” – сосредоточиться на удержании имеющейся у нее территории и наращивании способности производить оружие в течение 2024 года. Соединенные Штаты считают, что эта стратегия повысит самодостаточность Украины и обеспечит Киеву возможность отразить любое новое наступление России.
Цель состоит в том, чтобы создать достаточно убедительную угрозу, чтобы Россия могла рассмотреть возможность участия в значимых переговорах в конце следующего года или в 2025 году.
В то же время украинские чиновники изучают стратегии, основанные на успешных глубоких ударах по Крыму осенью прошлого года. Они ищут креативные способы вывести Россию из равновесия атаками на оружейные заводы, склады оружия и железнодорожные линии для перевозки боеприпасов, а также одержать символические победы. Один из украинских бывших высокопоставленных военных чиновников отказался обсуждать предложения, но сказал, что новый план находится на стадии доработки и является “очень смелым”.
Американские чиновники говорят, что без изменения стратегии 2024 год может стать похожим на 1916-й, самый смертоносный год Первой мировой войны, когда погибли тысячи молодых людей, а линии сражений изменились очень незначительно.
Украинские госпитали уже заполнены ранеными солдатами. Машины скорой помощи то и дело отъезжали от фронта на протяжении всего контрнаступления этого года. Украина не обнародовала официальных данных о погибших, но потери, по признанию официальных лиц, были огромными.
Контрнаступление 2023 года было построено на том, чтобы переделать украинскую армию по образу и подобию американской. По мнению критиков, именно такой подход Соединенные Штаты пытались применить во Вьетнаме, Ираке и Афганистане, но в основном безуспешно.
Но есть некоторые признаки компромисса. Высокопоставленные американские чиновники заявили, что они открыты для некоторых новых идей Украины. Американские чиновники заявили, что глубокие удары Украины в Крыму этой осенью оказались смертельно опасными для России и стали ярким пятном в разочаровывающем в остальном контрнаступлении. Американские стратеги считают, что украинцы смогут развить этот успех в следующем году, даже если значительная часть их сил будет потрачена на восстановление своих войск.
Генерал Кристофер Г. Каволи, главный американский командующий в Европе, стал играть более активную роль в координации действий с украинскими официальными лицами.
Пентагон также решил направить генерал-лейтенанта Антонио А. Агуто-младшего, который командует поддержкой Украины с базы в Германии, на длительное время в Киев. По словам американских чиновников, генерал Агуто будет более непосредственно работать с военным руководством страны, чтобы улучшить качество консультаций, предоставляемых Соединенными Штатами. Хотя Белый дом решил не размещать американских военных советников в стране на постоянной основе, частая ротация генерала Агуто в Киев и обратно будет способствовать снятию этого ограничения.
Битва под Роботиным стала воплощением крушения надежд, связанных с контрнаступлением Украины.
К августу обученные США механизированные войска подошли к небольшому селу, после того как в течение нескольких месяцев сражались, чтобы продвинуться всего на несколько миль к его окраине. К концу месяца украинские власти заявили, что отвоевали деревню, расположенную примерно в 50 милях от южного побережья Украины.
Американские и украинские официальные лица заявили, что эта победа была небольшой, но значительной – шаг к тому, чтобы прорвать российские линии и продвинуться к Черному морю, разделив пути снабжения Кремля.
В Вашингтоне американские чиновники заявили, что украинцы почти прорвали первый слой российской обороны и будут наступать дальше, чтобы проверить прочность других оборонительных слоев.
Но российская оборона оказалась гораздо сильнее, чем предполагали Соединенные Штаты. И вместо победы, Роботин превратился в кровавую каторгу.
47-я бригада, одна из девяти, подготовленных Соединенными Штатами, понесла огромные потери: десятки солдат были ранены или убиты. Их боевые машины “Брэдли”, а также бронетранспортеры “Страйкер” и немецкие танки “Леопард” других подразделений были уничтожены. На видео, опубликованных в социальных сетях, видны дымящиеся обломки и растущие украинские потери.
Сам город лежал в руинах: на спутниковых снимках, сделанных летом, виден лунный пейзаж из кратеров.
С наступлением зимы украинские войска все еще прижаты к окраинам Роботина, и мало надежды на то, что им удастся в ближайшее время прорвать следующую линию российской обороны.
Соединенные Штаты и их союзники потратили миллионы на отправку танков и другой бронетехники в Украину и на обучение вновь сформированных подразделений передовой военной тактике. Но, несмотря на то, что Украина наступала летом и осенью, российские войска в основном удерживают почти 20 процентов территории страны.
В течение трех месяцев американские и союзные военные обучали девять бригад, 36 000 украинских военнослужащих, основам маневренной войны. Теория, выдвинутая американскими стратегами, заключалась в том, что только тяжелые силы смогут пробить укрепленные российские рубежи и отвоевать юго-восточное побережье Украины.
Но пока Соединенные Штаты учили Украину пользоваться оружием, русские окопались и готовились к предстоящему бою.
Американские и украинские стратеги поначалу не понимали, насколько русские укрепили свою оборону. Украинские войска, проходившие подготовку в Германии, тренировались прорывать оборону, которая была гораздо менее прочной, чем та, с которой им предстояло столкнуться.
Глубокая российская оборона включала в себя более грозные минные поля, чем когда-либо со времен Корейской войны, и старые технологии, которые замедлили, а затем остановили наступление украинской армии. Но именно использование Россией разнообразных беспилотников, включая коммерческие дроны китайского производства, коренным образом изменило характер механизированной маневренной войны.
Раньше можно было использовать прорывы вдоль линии фронта, позволяя наступающим войскам получить преимущество до того, как противник успеет отреагировать. Теперь, когда поле боя находится под постоянным наблюдением, любой из сторон трудно извлечь выгоду, не будучи обнаруженной и остановленной артиллерией или контратакой.
Российские беспилотники смогли прервать связь между фронтовыми войсками и командным пунктом Украины. Другие беспилотники использовались для обнаружения украинских саперов, что позволило России направить на них боевые вертолеты.
Проблемы Украины усугублялись резкими разногласиями с американскими генералами по поводу того, как и где использовать новые механизированные войска. Украинские чиновники, включая г-на Зеленского, пришли к выводу, что восточная часть страны является наиболее важным театром военных действий, поскольку российские войска сосредоточили свои усилия именно там.
Вашингтон считал восток Украины, включая Донбасс, стратегически менее важным, чем оккупированное южное побережье.
Американцы хотели, чтобы украинцы сосредоточились на юге, чтобы сломить или поставить под угрозу контроль Москвы над полосой украинской земли между Крымом и российской границей. Командование Украины считало, что эти оборонительные сооружения слишком прочны, чтобы их пробить, и что прорыв через мины приведет к огромным потерям.
В результате Украина держала свои силы разделенными между востоком и югом, отказываясь от одного главного направления атаки. И вместо решительного прорыва возникла патовая ситуация.
Украинские военачальники заявили, что считают американские ожидания нереалистичными, особенно учитывая тот факт, что у них не было воздушных сил, которые могли бы защитить их наземные части.
“Есть много причин, по которым контрнаступление провалилось, но в украинской критике есть доля правды”, – сказал Эрик Киарамелла, ученый из Фонда Карнеги* за международный мир. “Произошла своего рода инфляция коллективных ожиданий”.
Кампания 2023 года не была полным провалом. Американские чиновники отмечают успешные и разрушительные атаки Украины на Черноморский флот России и военные командные пункты в Крыму.
По словам некоторых чиновников, это была крупная военно-морская победа страны, не имеющей военно-морского флота.
Более дальнобойные британские ракеты Storm Shadow нанесли значительный ущерб целям в Крыму. 22 сентября град ракет Storm Shadow обрушился на штаб Черноморского флота России в Севастополе. Спустя несколько дней Россия вывела часть флота из Крыма.
Эти операции позволили Украине экспортировать зерно из Одессы и сохранить открытыми некоторые морские пути, что стало важнейшей победой, но они мало что изменили в общем ходе войны и не позволили Украине отвоевать какую-либо территорию.
На прошлой неделе в штаб-квартире армии США в Европе в Висбадене (Германия) высокопоставленные американские военачальники, включая генерала Каволи и генерала Агуто, встретились с двумя высокопоставленными украинскими чиновниками, чтобы обсудить общие штрихи стратегии на следующий год.
Ни американские, ни украинские официальные лица не стали раскрывать детали бесед или нового плана. Но каким бы ни было окончательное соглашение, изменение динамики крайне важно. Чем дольше война будет восприниматься как патовая, тем сложнее будет добиться дополнительного американского финансирования, говорят аналитики.
“Я не думаю, что стоит преувеличивать важность американской помощи”, – говорит Андреа Кендалл-Тейлор, ученый из Центра новой американской безопасности. “Если помощь не будет продолжена, то эта война приобретет радикально иной характер”.
По словам американских чиновников, Украине не нужно отвоевывать все почти 20 процентов территории страны, которую она потеряла, чтобы выиграть войну.
Одержав несколько стратегических и символических побед, укрепляя оборону и наращивая собственные возможности по производству оружия, Украина может укрепить свои позиции, когда неизбежно возобновятся призывы к мирным переговорам о прекращении войны.
Американские чиновники пытаются подготовить украинцев к следующему году, говоря им, что любая помощь, которую одобрит Конгресс, вряд ли сравнится с тем финансированием, которое Вашингтон предоставлял в первые два года войны.
“Они должны воевать умно и эффективно”, – сказал Майкл Кофман, старший научный сотрудник программы по России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир, который недавно посетил Украину. “Если Украина и Запад сделают правильные инвестиции в реализацию долгосрочной стратегии, то Украина сможет вернуть себе преимущество”.”
The New York Times
*-деятельность фонда запрещена в России
Источник: news-front.su