Боец с позывным «Призрак» создал небольшой отряд действующих боевых роботов.
Фото: Григорий КУБАТЬЯН
Когда началась частичная мобилизация, многие «айтишники» бросились бежать: кто через верхний Ларс, кто через Ереван, кто через границу Казахстана. А мой герой, наоборот, решил помочь своими знаниями и занялся военными разработками. Он взял позывной «Призрак» и менее чем за год создал небольшой отряд действующих боевых… роботов.
НЕ ВИДНО, НЕ СЛЫШНО, ПО БОЛОТАМ ПОЛЗАЕТ
Они стреляют из автоматов, пулемётов и гранатомётов, минируют или разминируют, подвозят боекомплект или вытягивают раненых, обезвреживают вражеские беспилотники… Да что только они не могут. Да, звучит как фантастика и вызывает недоверчивую улыбку у приезжающих на полигон генералов, но только до тех пор, пока роботы не начинают разносить выставленные на полигоне цели. Но самое фантастическое здесь - их цена. Такого сможет купить со своей зарплаты даже рядовой солдат.
Пока во дворе военный робот гоняется за собакой (развлекается один из операторов), я беседую с «Призраком».
- Как эта штука называется?
- Пока не придумали. Но такими уже интересуются и многие подразделения, и министерство обороны. Мы выезжаем, отстреливаем, дорабатываем с учетом рекомендаций бойцов. Но это пока платформа. Основные вопросы: что на неё поставить, чем вооружить, какую предусмотреть проходимость и запас хода.
- А далеко может уехать?
- Все зависит от задачи. Тут стоит электропривод, аккумулятор. Это во-первых бесшумно, а во-вторых, незаметно для тепловизоров. У любого двигателя внутреннего сгорания выработка тепла - как у печки. Его видно в тепловизор и слышно издалека. А наш электродвигатель даже в 10 метрах практически не слышно. Так что подъехать может незаметно.
- Он у вас полноприводный?
- Да и каждого колеса свой привод. Это даёт проходимость и устойчивость. Мы не стали делать гусеничные машины - даже маленький осколок может повредить гусеницу и все. Поэтому здесь четыре независимых колеса. Даже если будут повреждены три, теоретически на одном робот сможет вернуться на позицию. Один мотор будет потихоньку тянуть. Чуть сложнее управлять, но возможно.
- А если будут повреждены все четыре колеса, машина попадёт в руки противника?
- Если не сможет продолжить движение, через определённое время самоликвидируется. Если противник попробует ее вскрыть - тоже.
- Где такой может ходить? Вот здесь мы стоим в поле, а на лестницу сможет заехать?
- Каждый робот мы собираем под конкретную задачу. Конкретно у этого короткая база. Заехать на лестницу сможет, но это зависит от искусства оператора - может и перевернуться. А так мы можем подготовить под любой уклон, под любую местность. Чтобы заезжала на лестницу, мы как-то делали шестиколесную вариацию с длинной базой. Но она тяжелая и дорогая. А эти четырехколёсники накидал в обычную машину и поехал.
- Местность почти всегда пересеченная: подсолнечное поле, лесополоса, ямы…
- Они легко проходят. Идут по колее, по бездорожью. Конструкция плоскодонная, она просто плывёт по болоту. Оборотов двигателя хватает. Идёт по грязи, по снегу, в дождь.
МИНИ-ГРАД НА КОЛЕСАХ
- Из чего эта штука стреляет?
- Может стрелять из чего угодно, подвозить боеприпасы. Больше всего заявок на радиоуправляемую мину. Можно установить противопехотные «монки», вариантов много. Она легко заезжает в укреп, в окоп, под днище бронированной техники и выводит её из строя.
- Вот на этом стоит обычный автомат и всего один магазин с патронами. А патроны кончатся, он сам еще и рожок поменяет?
- Это не нужно. У практически любого бойца точность стрельбы какая? Ну, выпустил магазин, потом еще. А это устройство позволяет вести практически снайперскую стрельбу одиночными выстрелами. Если 30 выстрелов попадут в цель, это намного лучше, чем выпустить 5-6 магазинов «в направлении». Оператор же не в суматохе боя, а в безопасности, он может сконцентрироваться, прицелиться. Боеприпасы расходуются намного экономнее.
- А пулеметом можно?
- Можно. Ставишь, выпускаешь перед группой, например в поле или в городе, а штурмовики и оператор идут за ним.
- Какой самый большой калибр можно сюда поставить?
- Пока что это РПО, противотанковая ракета. Можем поставить РПГ-7 и автомат Калашникова вместе. Была модель, на которую мы поставили двенадцать РПГ-26, получился мини-град. От цели живого места не осталось. Но увеличивать калибр, например, ставить тяжелый пулемёт «Корд», нет смысла - тяжело, дорого, жалко потерять. А мы хотим сделать технику массовой, доступной и недорогой.
- Он стреляет ракетой и не откатывается?
- У него есть запрограммированный антиоткат. В момент выстрела колеса включаются и стабилизируют его.
НЕ ШИРПОТРЕБ С «АЛИКА»
- Если РЭБ поставить, что он сможет?
- То же, что большая система: заглушить радиосигнал, например, при разминировании. Беспилотники может глушить. Это эффективнее и безопаснее, чем антидроновое ружьё, которое облучает оператора. Можно его выпустить куда угодно - в поле, еще куда-то - он там может работать сутками. Антенны мощнее, чем на ружьях, сигнал глушит на больших высотах.
- Сколько стоит такая платформа?
- Зависит от задачи - от 70 до 350 тысяч рублей. По военным меркам, очень доступно. Этих роботов можно сделать много. Основная идея – использовать группу машин, чтобы каждая из них служила ретранслятором радиосигнала, чтобы увеличить радиус действия. Если одно устройство работает на дистанции в километр, то два смогут работать уже на два километра, и так далее.
- Но этот сигнал, наверное, можно перехватить, как и у беспилотников?
- В том-то и дело, что наземный сигнал перехватить сложнее, чем в небе. Нужна специальная мощная техника. Да и мы стараемся на общеизвестных частотах не работать. Так что оборудования, чтобы глушить наши сигналы, нет в свободной продаже, в отличие от того, что используют для глушения дронов.
- То есть у вас нет плат, которые продаются на алиэкспрессе?
- Есть, конечно, но концепция нашего устройства отличается. Мы не собираем его по готовым чертежам и заезженным схемам. Почему FPV-дрон не долетает до цели и глушится? Потому что его схема есть в сети. Детали купили на Али-Экспрессе, собрали, но на том же Али-Экспрессе в соседней вкладке можно купить и глушилку для него.
ДВИЖУЩЕЕСЯ МИННОЕ ПОЛЕ
- Наземный дрон движется медленнее, чем БПЛА, у него обзор хуже. Чем он лучше?
- У воздушного дрона чем выше грузоподъемность, тем меньше запас хода. А здесь можно везти практически любой вес куда угодно. У них грузоподъемность - 300 кг. Хочешь РЭБ вези, хочешь бойца вытаскивай из-под обстрелов.
- Но ведь не получится на этом аппарате пересечь поле, оставаясь незамеченным?
- Он может стоять в поле и вести скрытое наблюдение не 20 минут, как квадрокоптер, а часы, дни, недели. Оно стоит в засаде. Расставляем 10-15 штук, и включаем дистанционно. Он хоть целый месяц может ждать свою цель!
- И заряда хватит?
- Да. Летающим дроном мы смотрим, что цель появилась, и активируем нашего замаскированного робота, стоящего в режиме ожидания. Хоть целое минное поле можно организовать, только оно будет радиоуправляемым, да еще и движущимся.
- Может догнать танк?
- Легко. Скорость танка на бездорожье невелика. Но ему и необязательно догонять танк, он может ехать наперерез, неожиданно выскочить из кустов. Как угодно.
- Сколько их нужно армии, чтобы был заметный эффект?
- Зависит от того, сколько жизней бойцов мы хотим сохранить. Конечно, наше устройство не может заменить бойца, но может его обезопасить. Оператор работает из укрепа, выполняя те же функции – перемещается, ведёт огонь. Если сделать массу роботов, оператор может находиться хоть в другом городе. Ставим стабильный радиомост на линии боевого соприкосновения, подключаем к интернету и поехали. Боец на поле не нужен!
НЕДАЛЕКОЕ БУДУЩЕЕ
- Что нас ждёт? Гигантские роботы или микроскопические?
- Сначала были массивные, тяжелые роботы. Они несли больше вооружения. Но чтобы их делать, нужен парк станков, инвестиции. Их много не сделаешь. А эти можно собирать в небольшом цеху. Наша главная цель – сохранить жизни бойцов. И, теоретически, боец просто на свою зарплату может купить платформу и поставить на неё вооружение.
- Сейчас идёт война экономик. Дешевый маленький дрон способен сжечь большой дорогущий танк. А насколько дорогую технику можно уничтожить этой штукой?
- Наземную - любую. Нет такой техники, которую нельзя было бы уничтожить нашей машиной. Одна ракета стоит миллионы долларов. На миллион долларов мы можем сделать армию подобных устройств, и на ближней дистанции они будут эффективнее ракеты. Если боец ранен или погиб, нужно лечить его или выплачивать компенсацию, а потом готовить другого бойца, экипировать другого бойца. Наша техника, защищая бойцов, позволяет снизить и эти траты.
- А что будет, если эта штука где-то застрянет, погибнет? Боец останется без оружия. А командир ему скажет: «ну, иди теперь, ищи его…»
- Пусть лучше боец потеряет автомат, чем жизнь. И автомат, и робот – куски железа. Возьмёт другой автомат.
Источник: www.kp.ru