Возвращения ВС РФ к проведению крупных наступательных операций следует ожидать осенью.
Запорожское направление может оказаться главным стратегическим направлением «наступа» ВСУ летом 2023 года. При этом возвращения ВС РФ к проведению крупных наступательных операций следует ожидать осенью. Такое мнение озвучил ФАН военный публицист и обозреватель, постоянный член «Изборского клуба» Владислав Шурыгин.
ВСУ пытаются проломить фланги ВС РФ севернее и южнее освобожденного «вагнерами» Артемовска. Украинская армия кошмарит белгородское приграничье: судя по открытой информации, Белгородская область сейчас подвергается обстрелам даже чаще, чем Донецкая агломерация. Разрушена Каховская ГЭС. Продолжают фиксироваться попытки украинской стороны наносить удары беспилотниками по объектам в глубине российской территории. Одновременно противник активно стремится продавить нашу оборону на Южно-Донецком направлении. В ответ ВС РФ атакует высокоточным оружием позиционные районы ПВО, военные аэродромы, а также склады с боеприпасами украинской стороны.
Словом, ситуация в зоне проведения СВО после относительного зимне-весеннего затишья явно «разогревается», а местами уже откровенно «кипит».
«В течение трех суток украинский режим предпринял давно обещанное наступление на разных участках фронта, сосредоточив в этих целях большое количество техники и живой силы… Попытки наступления сорваны, противник остановлен, российские солдаты и офицеры в боях проявили мужество и героизм. Повторю, своих целей противник не добился, понес значительные и несопоставимые потери».
При этом, несмотря на понесенные потери, ВСУ, подгоняемые военно-политическим руководством Украины и западными бенефициарами киевского режима, явно не собираются снижать свою активность на линии боевого соприкосновения. Напротив — она растет день ото дня.
Прокомментировать происходящее для ФАН согласился Владислав Шурыгин.
— Владислав Владиславович, можно резюмировать, что мы уже наблюдаем активную фазу давно анонсированного Киевом масштабного «наступа», или же действия ВСУ по-прежнему не выходят за рамки активного прощупывания обороны ВС РФ, то есть разведки боем?
— Безусловно, ВСУ перешли в наступление. Это не вызывает сомнений. Когда сейчас ряд отечественных источников призывает аккуратно относиться к использованию термина «наступление ВСУ» и не спешить с констатацией начала украинского масштабного «наступа», мне сразу хочется напомнить им так называемый «утиный тест».
— Это что?
— Это тест на очевидность происходящего. Если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка. То, что мы наблюдаем на ЛБС, выглядит как наступление ВСУ, «плавает» как наступление ВСУ и «крякает» как наступление ВСУ. Стало быть, это и есть «наступ» украинской армии. Добавлю, что задействованное украинским командованием в составе первого эшелона наступающих группировок ВСУ количество бригад значительно превышает тот наряд сил и средств, который были бы достаточен для проведения «дежурной» разведки боем.
— Вчера министр обороны РФ дословно заявил следующее: «5 июня киевский режим предпринял попытки наступления на семи направлениях силами пяти бригад. Был остановлен, понес еще более ощутимые потери: более 1600 военнослужащих, 28 танков, в том числе 8 «Леопардов» и 3 колесных танка AMX-10, 136 единиц другой военной техники, в том числе 79 иностранной». Видимо, факт задействования украинцами на ЛБС «Леопардов» следует считать еще одним доказательством того, что активная фаза давно откладываемого масштабного наступления ВСУ уже идет.
- Как человек, у которого за плечами - многие годы командировок в действующую армию, я отношусь к рапортам о потерях неприятеля, составленным в ближайшие сутки-двое после серьезного боестолкновения, с доверием, но сдержанным. Как правило, потом часто начинаются уточнения и корректировки. Словом, я бы пока не торопился с констатацией факта появления «Леопардов» на «передке»… А вот то, что Киев задействовал в текущих наступательных операциях большое количество иной бронетехники, включая изделия западного производства, это непреложный факт.
— Главной темой вчерашнего дня, безусловно, стало разрушение сооружений Каховской ГЭС, приведшее к затоплению значительных территорий. Шойгу охарактеризовал это событие как террористическое преступление, совершенное украинской стороной. По словам министра обороны РФ, теперь ВСУ получают возможность перебросить подразделения и технику с Херсонского направления в район своих наступательных действий, не опасаясь броска российской армии на правый берег Днепра. На каком участке ЛБС теперь наиболее вероятно появление перебрасываемых с Херсонского направления частей ВСУ?
— За исключением Херсонского направления, которое теперь, по понятным причинам, на некоторое время окажется «выключенным», ВСУ демонстрируют активность практически на всех участках ЛБС - от границы с Белгородской областью и до Южно-Донецкого направления. При этом на наиболее заманчивом и многообещающем для ВСУ, по мнению многих аналитиков, Запорожском направлении, мы сейчас наблюдаем активность частей и подразделений украинской армии куда меньше той, которую можно было бы ожидать. Рассыпая «вееры» ударов на других направлениях, Киев, очевидно, побуждает Москву задействовать на купирование этих украинских атак большую часть своих резервов. Тем самым ВСУ стараются создать предпосылки для своего успешного прорыва в сторону Токмака и Мелитополя. Исходя из данных умозаключений, следует ожидать переброски бригад ВСУ с Херсонского направления на Запорожское, которое с высокой степенью вероятности может оказаться главным стратегическим направлением украинского «наступа» летом 2023 года.
— Наступление в сторону Токмака и Мелитополя выглядит для Киева весьма привлекательно, поскольку оно может создать угрозу для нашего сухопутного «коридора» в Крым?
— Именно так.
— Мне хотелось бы обратиться к одной цитате. 6 июня политолог, главный редактор RuBaltic.Ru Александр Носович написал в своем Telegram-канале: «Чем больше смотрю за российской тактикой в зоне боевых действий и вообще вокруг украинского конфликта, тем мне очевиднее, что оптимальной стратегией для России выбрано сохранение статус-кво до президентских выборов. По украинской активности (от Белгородской области до дронов над Кремлем) тем более очевидно, что их цель — этот статус-кво сломать. Любыми средствами, но вывести Россию из ее сосредоточенно-уравновешенного состояния». Вы разделяете мнение Александра Носовича?
— Процитированное вами мнение — это взгляд на военные проблемы политика. Если же смотреть на происходящее с точки зрения человека военного, то можно прийти к совсем другим выводам.
— Например?
— Например, отказ российской стороны от масштабных наступательных операций на украинском ТВД и наш уход в оборону, с куда большей вероятностью объясним не стремлением «сохранить статус-кво до президентских выборов», а необходимостью выиграть время для серьезного наращивания сил и средств группировки, действующей против ВСУ. Тех сил, которыми ВС РФ располагали в феврале 2022 года, для успешного завершения СВО явно не хватило. В противном случае мы бы избежали «жеста доброй воли» с вынужденным уходом из Харьковской области, а также других «перегруппировок на более выгодные позиции». Частичная мобилизация позволила стабилизировать фронт, но для того, чтобы вновь пойти вперед, нам требуется развернуть армию заметно большей численности, чем ВС РФ сейчас. Мы этим занимаемся — неспроста сейчас чуть ли не из каждого утюга звучит реклама контрактной службы. Но быстро, «по щелчку» набрать нужное количество людей, обучить их, оснастить всем необходимым, вооружить, свести в подразделения, отработать с ними боевую слаженность, а затем отправить пополнение в зону проведения СВО невозможно.
— Когда можно ожидать завершения развертывания нашей армии, способной вести эффективные наступательные действия на украинском ТВД против ВСУ?
— В первом приближении — к осени. Тогда и следует ожидать возвращения обновленных ВС РФ к проведению крупных наступательных операций. В том, что они последуют, вряд ли стоит сомневаться. В конце концов, 2024 год — это год президентских выборов не только в США и на Украине, но и в России. Соответственно, к началу этих выборов Кремлю явно будет не лишним предъявить российскому электорату какие-то более значимые результаты СВО, чем парирование ВС РФ «наступов» ВСУ и удержание прежних позиций.