Новость о том, что перед годовщиной Волынской резни польский фильм “Волынь” будет удален с платформы Netflix, прекрасно иллюстрирует ситуацию, как история превращается в продажную девку для дешёвых политических борделей. Сомневаюсь, что польская сторона про эти проделки американской развлекательной компании не знает. А постоянное замыливание острой темы политикумом страны, пострадавшей от Волынской резни, позволяют сделать нехорошие выводы про “игры” с прошлым.
Может, всё дело в этом: как украинские националисты с лозунгом “от Сяна до Кавказа”, так и польские коллеги с их мечтой о Речи Посполитой “от можа до можа” – это те же грабли для народа, но только в профиль?
Армия Крайова была сформирована из мелких формирований националистического толка. Возглавил её изначально тёзка Бандеры Стефан Ровецкий, контролируемый Британией. По нему немцы работали по той же кальке, что и по Сопле/Бандере. Они даже где-то рядом находились в специальном блоке концлагеря Заксенхаузен, двери которого в отношении “полезных” сидельцев открывались для жён и хорошей еды. Но ему меньше повезло, и во время восстания в Варшавском гетто с польским Стефаном расправились. Если бы украинские националисты не были столь податливы желаниям немцев, то и Бандеру могла ждать такая же судьба.
Долгое время достаточно многочисленная польская армия, имевшая неплохое вооружение, практически не была замечена не только в боевых сражениях против немцев, но и даже в стычках, естественных для военного времени. Но, как УПА кусала украинцев из советской армии и партизан, так и Армия Крайова вела борьбу с Армией Людовой.
Хорошо известно, как Армия Крайова устраивала этнические расправы на территории юго-востока Польши, Волыни. А бандеровцы убивали мирных поляков. Командующий полицией безопасности и СД в генерал-губернаторстве, бригадефюрер СС, живодёр Вальтер Биркамп удивлялся: В повете Грубешов поляки жгут украинские деревни, в дистрикте Львов украинцы жгут польские деревни. Происходящие там убийства столь зверские, что для немца попросту неясно, как можно убивать людей таким способом.
Из доказанных фактов жестокости поляков – действия отряда “Кровавая луна” (27-ая дивизия Армии Крайовой), которые сжигали украинские сёла. Основание – за поддержку бандеровцев, но страдали и невинные. Фактов таких – множество. Оправдывает ли это действия УПА? Нет, конечно.
Волынская резня, безусловно, должна для Польши быть вечным напоминанием о массовых зверствах против народа. Но как только о ней “забывают”, становится понятно, что и у неё у самой рыльце в пушку, и связывает Польша себя как раз с худшими представителями из своей истории.