В польском Люблине 16 мая прошёл Конгресс органов самоуправления стран Троеморья. Выступая на данном мероприятии, президент Польши Анджей Дуда заявил, что это новый вид партнёрства, который позволит включить Украину в инвестиционные процессы Евросоюза.
Варшава надеется в рамках проекта проложить новые и модернизировать старые автомобильные и железные дороги, расширить международную трассу Via Carpatia, связать в единую сеть украинскую и европейскую энергетику, логистику и банковские системы.
Говоря о польско-украинском партнёрстве, Дуда отметил: «Наш союз обладает потенциалом для осуществления главной роли в послевоенном восстановлении Украины, учитывая его географическое положение, опыт европейской интеграции и успешных трансграничных инвестиционных сделок».
Троеморье – это проект, реализуемый двенадцатью странами Европы (Польша, Румыния, Болгария, Словакия, Словения, Чехия, Хорватия, Литва, Латвия, Эстония, Австрия, Венгрия) по инфраструктурно-логистическому объединению стран, расположенных между тремя морями – Чёрным, Балтийским и Адриатическим.
Польская дипломатия в Европе видит своей задачей вплести этот проект в контекст ЕС и НАТО как коллективных систем европейской солидарности. Вице-министру иностранных дел Польши Бартошу Чихоцкому принадлежит определение Троеморья как «экономико-инфраструктурного НАТО для США». Особое внимание уделяется Центральной Европе, которую Польша понимает как сердцевину Европейского континента, к которому причисляет и себя.
За разработкой и продвижением проекта стоит аппарат специального посланника и координатора Госдепартамента США (и американского президента) по вопросам глобальной инфраструктуры и энергетики, члена правления Атлантического совета Амоса Хохштайна который рассматривает природный газ как геополитическое оружие, а Троеморье – как часть усилий по отысканию альтернативы российскому голубому топливу.
У каждого участника свои интересы, и не каждый участник присоединился к инициативе из русофобских соображений. Польша, конечно, видит в Троеморье средство расшатать механизмы евразийской интеграции, вытеснить из Европы российские товары и услуги, в том числе российский газ, заменив его на более дорогой сжиженный газ из США, который через польские порты будет импортироваться в ЕС.
Варшава планирует привлекать к проекту республики бывшего СССР – Украину, Белоруссию, Молдавию, Грузию, Азербайджан. Самой главной картой является для поляков Украина. Дуда не скрывает, что Троеморье несёт в себе не только экономическую, но и геополитическую составляющую.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в этой связи подчеркнул, что восстановление Украины в рамках проекта Троеморья одновременно означает моральную трансформацию Украины. В его изложении это означает, что Украина раз и навсегда должна застыть в том идеологическом состоянии, в каковом она пребывает сегодня – в состоянии злобной русофобии и бандеризма. Это главная цель, какую преследует Варшава, втягивая Киев в Троеморье.
Расписывая выгоды Украины от участия в проекте, Польша лукавит. Варшава стремится не к превращению Украины в экономически привлекательное место на карте мира, ибо такой Украине Польша будет не нужна. Польша стремится к экономическому порабощению Украины и недопущению её участия в интеграционных процессах на Евразийском континенте. Эти процессы не только интеграция с Россией или Белоруссией, которые киевский режим считает своими врагами, но и Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Арменией с перспективой выхода на рынки Китая, Ирана и т. д. Разве украинской промышленности не нужны эти рынки? Варшава настаивает, что не нужны.
Одновременно с этим Троеморье – конкурент китайского инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь». То есть Украину отсекают от бездонного китайского рынка, выход на который был бы крайне выгоден украинской экономике.
В сухом остатке имеет полную экономическую изоляцию Украины от всего, что лежит за её восточной границей. Такая Украина вынужденно будет сотрудничать с теми, кто находится за её западной границей, а это, прежде всего, Польша. Троеморье – это хитроумный план политического и экономического закабаления Украины поляками. Вот почему Варшава требует моральной и идеологической трансформации Украины.
Если Киев пойдёт на поводу у Дуды и обрубит связи с восточными соседями, Украина будет обречена на роль экономического и сырьевого придатка Европы. Никогда более Украина не сможет превратиться в экономически самостоятельного игрока. Все финансовые выгоды достанутся в этом случае Польше.
Для Польши Троеморье – это экономический вариант Междуморья, а Междуморье – политическая доктрина диктатора Юзефа Пилсудского (1867 – 1935) по объединению под главенством Польши в русофобский блок всех стран, расположенных от Балтийского моря до Чёрного. Идея Пилсудского не осуществилась, так как сулила выгоды только полякам (лидерство на пространстве между Чёрным морем и Балтикой), а остальным предлагала только работать на польский авторитет.
Сегодня проект Междуморья с охватом только двух морей, Чёрного и Балтийского, и модернизированный под реалии XXI века служит программой-минимумом внешнеполитических амбиций Варшавы на восточном фланге ЕС.
Программой-максимумом является Троеморье, охватывающее ещё и Адриатику. Инициируя по заданию Вашингтона данный проект, Польша мечтает распространить своё влияние от Восточной Европы до Южной.
Троеморье – это геополитическая схема, прикрытая экономической риторикой и направленная на болезненный передел устоявшегося баланса сил в Восточной Европе.