С Францией и Германией говорить готовы, с общеевропейской бюрократией – нет.
Китайское издание Global Times, которое выражает внешнеполитическую позицию правительства КНР, весьма ярко прокомментировало итоги визита специального представителя китайского правительства по делам Евразии Ли Хуэя, который сейчас занимается урегулированием украинского кризиса.
Глава КНР Си Цзиньпин 25 мая Ли Хуэй в Брюсселе встретился с официальными лицами Европейского союза, а 26 мая прибыл в Россию. По традиции, сославшись на неких экспертов, Global Times сообщила: китайская сторона приложит усилия, чтобы предоставить редкое окно для переговоров. Несмотря на то, что встреча с официальными лицами ЕС показала — «Брюссель говорил как рупор США с предвзятостью и необоснованными требованиями».
Мечты-мечты
Если конкретно, Ли Хуэй встретился с Энрике Морой, заместителем генерального секретаря ЕС по политическим вопросам, и Фредериком Бернаром, главой кабинета президента Европейского совета Шарля Мишеля.
Согласно заявлению, опубликованному ЕС после встречи Ли с Мора, Европейский блок призвал Китай подтолкнуть Россию к «безоговорочному выводу всех сил и военной техники со всей территории Украины в пределах ее международно-признанных границ».
Официальный представитель МИД Китая Мао Нин заявил на это, что по украинскому кризису Китай последовательно придерживается объективной и беспристрастной позиции, активно выступая за мирные переговоры. И, «по мере развития кризиса в Европе Китай призывает европейские стороны приложить усилия для продвижения мирного урегулирования, приемлемого для всех вовлеченных сторон».
Ранее, напоминает GT, главный дипломат ЕС Джозеп Боррель заявил, что Китай «не может рассчитывать на то, что будет хорошим другом» без усилий Китая по прекращению российско-украинского конфликта. Имеется в виду прекращение, которое видят оптимальным для себя в Европе, с капитуляцией России, передачей Киеву Крыма, репараций и т. д.
Global Times назвала подобные требования ЕС к Китаю нереалистичными и необоснованными, «поскольку Китай не является ни стороной конфликта, ни его зачинщиком». Помимо этого, Китай «не имеет права принуждать какую-либо сторону к принятию важных решений, поскольку это их собственное национальное дело».
Так что, как минимум до ЕС, была донесена мысль — присоединения Китая к «проукраинской» дипломатической коалиции можно не ждать.
Желания и возможности
Эксперты, подчеркивает GT, отметили, что «высказывания официальных лиц ЕС являются не столько точкой зрения Европы, сколько словами США из уст лидеров ЕС».
То есть, Китай вообще усомнился в субъектности той переговорной стороны — напомним, это правительство и президент ЕС — с которой ему предложили вести беседу. С кем же, в таком случае, Китай готов говорить?
«В отличие от крупных европейских держав, таких как Франция и Германия, которые пытались сохранить дипломатическую автономию, ЕС стремится к сближению с США, игнорируя собственные интересы региона под ужесточенным контролем администрации Байдена», — цитирует GT специалиста Цуй Хэн из Центра российских исследований Восточно-Китайского педагогического университета.
Скептицизм Запада по поводу мирных предложений Китая является откровенной риторической ловушкой, перекладывающей вину на Китай. И, одновременно, уклонением от собственной ответственности, когда эскалация напряженности является прямым результатом провокационных действий Запада, сообщает GT. Напоминая, что Китай предложил Европе поговорить как раз «в критический момент после тупиковой ситуации в украинском городе Бахмут, которая предоставила редкий шанс для переговоров между двумя сторонами.
То есть, Китай имел надежду, что потеря Артёмовска окажет отрезвляющее действие на умы в Брюсселе. Но эта надежда оказалась ложной.
Наблюдатели заявили, пишет GT, что роль Китая «предоставит возможность донести идеи Европы до российской стороны». И Европе «следует воспользоваться этой возможностью для общения, а не еще больше усугублять ситуацию». Потому что в следующий раз переговорные позиции Европы будут ещё хуже.
Что в остатке? Китай не видит ЕС как самостоятельное образование. Максимум, с кем там можно общаться, это Франция и Германия. Не исключено, что ситуация на Украине станет ещё хуже для сторонников киевского режима. И Пекин рекомендует воспользоваться «окном возможностей», пока оно ещё есть.
Источник: dzen.ru