О первых днях Специальной военной операции на Харьковском направлении Часть 1

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 


2023-03-14 15:05


Антимайдан Украина, Вооруженные конфликты. Боевые действия

(описание ситуации от нашего дорогого подписчика, участника событий, по следам публикации к годовщине штурма Харькова «Тигры в снегу»).

Наверно, этот опус лучше считать небольшими размышлениями, связанными с так называемым «штурмом» Харькова в конце февраля 2022 года силами (именно так) псковской 2 бригады СпН. Хотя тут же оговорюсь, что более чем миллионный город «брать» тремя-четырьмя сотнями отважных и хорошо подготовленных людей невозможно, но... Обо всём по порядку.

Первые потери у бригады пошли сразу после входа утром 24 февраля 2022 года в 2 км после пересечения госграницы – подрыв «Тигра» на фугасе, в результате весь экипаж погиб (по-моему, 7 ребят). При этом Орлан летал, и было видно действия хохлов. И это был практически единственный фугас на маршруте, и он сразу остановил продвижение всех войск на длительное время.

Оказалось, что в составе 6-й Армии под командованием генерал-лейтенанта Ершова (многие называли его ребёнком, он просто ещё не вырос для серьёзных шагов) не оказалось танков с тралами (хотя до входа проводились занятия, и тралы были необходимой составляющей).

Далее экипаж одного нашего танка выявил украинскую засаду, выдвинулся по пашне (морозы стояли и в марте крепкие, но по пашне уже почувствовавшей весну, даже в сильные тяжело передвигаться, а других дорог и возможностей из Белгорода в Харьков просто нет нормальных) и уничтожил БМП противника, а так же поразил БТР. Но с фланга, не заметив украинский танк, получил выстрел в бочину. Первые мысли были, что весь экипаж погиб и планировалось позже эвакуировать танк по возможности. Но спустя два часа очнулся механик-водитель и вероятно первым на этом направлении совершил подвиг (фамилии его не знаю, к сожалению, но кто-то должен – тот и восстановит возможно справедливость, хотя большая часть командиров впала тогда в прострацию). Он сориентировался и задним ходом, будучи контуженным, вернулся на дорогу, где уже помогли спецназовцы.

В целом, не смотря на значительно потерянное время, войска Западного ВО вошли, и стали не без проблем окружать г.Харьков. Тут же вскрылась масса обстоятельств, повлиявших на действия войск. Первое и самое главное – неготовность и нежелание воевать у 90% личного состава и особенно офицеров и генералов (на 00 часов 24 февраля у многих была надежда, что придёт команда «Отбой», то есть серьёзнейшее падение «воинских нравов», выразившееся в низком морально-психологическом состоянии).

Что нужно солдату – роль командира! Обнять, накормить, напоить, дать поспать, научить, объяснить, показать личным примером и повести за собой. Конечно, ещё и многое другое, что существовало в Советской Армии со срочниками, когда командир знал все сильные и слабые стороны солдат, и те со своей стороны соответственно доверяли или не доверяли себя командиру. С контрактниками другая сторона медали – молодые командиры, успевшие вырасти даже до командующих, по сути, двигаясь по карьерной лестнице не достигали того контакта с контрактниками (семьи, дети, взрослые уже сами, ну ходят в наряды, что-то делают и норм), который необходим для того, чтобы появилась взаимовыручка. Лучше эта работа была налажена в спецназе, ВДВ и морской пехоте из-за специфики решаемых задач.

Это касается и так называемых ДРО, которые, кстати к 18.00 часам 23 февраля 2022 года на харьковском направлении не были даже вооружены. Вообще оснащение и снаряжение было просто неудовлетворительное. Отсутствие прицелов, коллиматоров, ночников, тепловизоров и пр. Для решения ими задач – «буханки». Вооружались они, чистили оружие и пристреливали уже по ночи.

Вообще отношение к ним было, мягко скажем, отвратительное, в большинстве своём из-за непонимания армейцами их предназначения и тем более порядка применения.

Управление войсками изначально пошло не так, как принято в нашем понимании, когда все знают, что делать, как, и в какое время. Напрочь отсутствовала связь, причём любая. Лучше было бы «кинуть» проводную времён 1-2-й мировых войн, точно никто бы не прослушивал. «Прорывались» через мобильники, но они были под контролем. И всё это на фоне перехода госграницы под полным вниманием хохлов.

Для знания численности и состава наших войск украинцам всего лишь было достаточно установить пересекающиеся всепогодные тепловизионные видеокамеры, размещенные очень грамотно вдоль госграницы, с получением видеосигнала превосходного качества в их центрах принятия решения. То есть они в режиме реального времени видели состав входящих подразделений, понимая возложенную на них задачу. Кстати с этими камерами, размещёнными и в глубине украинской территории, на ключевых объектах и в любых маломальских населённых пунктах пытаются бороться наши войска и сейчас. А в то время (перехода госграницы) камеры пытались уничтожать, как говорится, высокомерно подходя к их наличию. Да и то делали это с безразличием и не на всех направлениях, совсем не принимая во внимание роль технических средств в современном мире.

Поверхностным было и отношение к решению задач, и особенно – не соратническое отношение со своими подчиненными. Пехота и танкисты просто не шли на штурм. Но я бы не винил солдат из-за сказанного и выше и ниже.

Солдаты не верили своим командирам, а командиры ни в себя, ни в солдат, ни в стоящие задачи. По сути, одна из бригад, 200-я (надо же цифра какая), на новых танках должна была войти в Дергачи и блокировать Харьков с севера и северо-запада (брать в окружение никто не собирался, а с юго-запада в направлении Днепра оставляли коридор. Зачем - это другой вопрос). Пытались дважды. Разведбат не пошёл вообще, спрятавшись в лесу. Начался обмен дружественным огнём «головы по хвосту и обратно» при полном отсутствии управления и связи, и, тем более, каких-либо разведывательных мероприятий (разведдозоры и пр.).

Вообще, как класс разведка не была организована и не велась ни на тактическом, ни на оперативном уровнях. Винить в этом разведчиков нельзя (кроме разведбата 200-й бригады), просто командование утратило понимание, или вообще не знало, что такое разведка. То же самое и в отношении спецназа, ВДВ и морпехов, когда их как штурмовиков кидали на населённые пункты и различные объекты, по сути, полагаясь только на их мужество и отвагу, без придания каких-либо средств поддержки, прикрытия, эвакуации и т.п. Командующие относились к ним просто потребительски, когда важны не люди, а метры, якобы взятые. Кстати даже выпускники РВВДКУ, ставшие ранее (в 2008 году) даже Героями РФ (Анашкин), как будто подменились и стали соратниками по вранью и изворотливости в докладах по взятию рубежей. А уж те, которые ни за что получили это звание (А.Сердюков) по сути, приводили к уничтожению войск ВДВ, взвалив ношу на плечи М.Теплинского, умеющего объединить и воевать, но не вписывающегося в схему принятых докладов, когда «уши радуются» у руководства.

Но вернусь к 200-й бригаде. Офицеры бросали солдат и уходили. Солдаты кучковались в лесах и грелись у костров, часть из них возвращалась и отказывалась идти выполнять задачи, другая часть занималась вредительством, разбивая прицелы и приборы в танках. Попытка привлечь политработников не увенчалась успехом. Прибывший генерал Фомичев «жевал сопли» и не был ни к чему готов (а надо было бы просто з……я из-за позора). За многих офицеров стали принимать решения их жёны. В результате тогда ещё капитан 1 ранга А.Петрушин, обладая и силой, и волей, и силой воли, а так же мужеством и честью, собрал всё, что смог в «кулак» (получилось менее батальона), вошёл в н.п. Дергачи, занял оборону, и стойко решал задачи (воистину, в нашей стране множество героев. А дураков мало. Но они расставлены по своим местам так, что с ними часто приходится сталкиваться). На том фланге на него можно было положиться.

С юга заходил майор Герасимов (однофамилец), попал в танковую засаду (4 украинских танка выходили из засад и били в бочины), подразделение бросило технику и разбежалось по лесопосадкам. Однако офицер сумел собрать оставшийся личный состав, проверил и собрал неповрежденные танки, и к утру нанёс поражение противнику и занял оборону. На него тоже можно было положиться. За данные действия был представлен к званию Героя РФ, но однофамилец в Генштабе сказал – пока орден Мужества, пусть повоюет, ещё проявит себя и позже получит. Но через двое суток майор погиб в танке, отражая очередные удары с фланга и тыла из маневренных засад. Звание Героя присвоили посмертно.

Основу войск западного ВО составляли подразделения на МТЛБ (мотолыгах с установленными на них пулеметами ПК). Пехота, входившая с запада, попала под обстрел (засаду) кочующего танка, который действовал в наших тылах (их просто не зачищали, в некоторых населённых пунктах оставались целые подразделения, которые не втягивались в бои). Так, один танк из постоянно сменяемых укрытий (этому есть видео-подтверждение) выявил нашу колону на МТЛБ и… 4 выстрела – 4 попадания. Уцелевшие бойцы, не видя противника, скрылись в лесопосадку. На выручку выдвинулся наш танк, так же не видя хохла (в Харьковской области множество хорошо подготовленных танкистов ещё с советских времён, окончивших местное танковое училище), в результате получает пятый выстрел, по гусянке. Но механик-водитель молодец, сориентировался и прикрылся мотолыгами. А противник спокойно (17 км!) вернулся в укрытие. И это уже в глубоком тылу!

Итак. На момент входа в Харьков 2 брСпН город был окружён на три-четверти, но в наших тылах творился хаос на фоне полной бесконтрольности с нашей стороны. Ко всем проблемам Западного ВО добавилась головная боль с 1-й гвардейской танковой армией, которая действовала в составе центрального ВО под руководством генерала Лапина, сумевшего дойти до Бровар. Но 1-я армия под командованием генерала Киселя была просто деморализована, БТГры застряли в тылу на удалении 80-120 км друг от друга. Командующий 1-й армией вообще не был в состоянии что-либо сделать из-за безволия и трусости (также должен был бы зас….ся от позора, но поплакал, его простили и за ебкость, и отправили «воевать» в Сирию, здравствует и ныне). Кстати именно он «завёл» через ленту срочников, которых после покрытия «матом и загаром» со стороны высших сил, стали выдергивать обратно, что ещё более усугубляло морально-психологическое состояние бойцов и командиров.


Источник: vk.com