Парламент Республики Молдовы 2 февраля 2023 года на первом в этом году пленарном заседании принял в окончательном чтении нашумевшие поправки в Уголовный кодекс – так называемый закон о сепаратизме. Молдавские законодатели не прислушались к тем голосам, которые в последние два месяца настойчиво призывали еще раз взвесить это решение.
Законопроект был проголосован 60 депутатами от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS). Кроме них, в зале присутствовали еще 6 парламентариев от Блока коммунистов и социалистов. Пятеро из них при голосовании воздержались, и только депутат-социалист Федор Гагауз высказался «против».
Теперь принятый парламентом закон должна промульгировать, то есть обнародовать, президент РМ Майя Санду. Мы практически не сомневаемся, что за этим дело не станет. После этого закон вступит в силу.
В чем суть поправок и что там изменилось перед окончательным чтением?
Как мы уже писали, «закон о сепаратизме» вводит в Уголовный кодекс Молдовы восемь новых статей. Две из них касаются новых понятий - «антиконституционный субъект» и «незаконная информационная структура», которых раньше в УК РМ не было. Еще шесть устанавливают санкции за «серьезную угрозу в адрес безопасности Республики Молдова», «создание незаконной информационной структуры», «заговор против Республики Молдова», «несанкционированный сбор информации», «сепаратизм», «неуведомление о преступлениях, совершенных против государства или национальной безопасности».
В окончательной редакции документа все эти восемь статей сохранились - перед вторым чтением в них были внесены лишь некоторые редакционные изменения. Где-то молдавским законодателям показалось мало, и они еще увеличили тюремный срок. Например, часть первая статьи «Сепаратизм» предполагала максимальное наказание до 5 лет лишения свободы,
но затем его подняли до 6 лет.
Вообще, на сроки депутаты от PAS не поскупились. Статья «Серьезная угроза в адрес безопасности Республики Молдова» предусматривает до 20 лет тюрьмы. За «создание незаконной информационной структуры» можно получить до 10 лет. За «заговор против Молдовы» до 7 лет, а за «сепаратизм» в зависимости от квалификации – от 2 до 12.
Как эти поправки могут угрожать жителям Приднестровья?
Представители спецслужб Молдовы в ходе предварительных слушаний не скрывали, что «антиконституционный субъект» для них – это Приднестровье. И так говорили не только они. Депутат от PAS Оазу Нантой (он, разумеется, голосовал за «закон о сепаратизме») в контексте всего этого заявил, что Приднестровье – «неконституционное образование, которое не имеет права существовать».
По сути, с нынешними поправками в Уголовный кодекс Молдова к радости таких, как Нантой, возвращается к риторике 90-х годов прошлого века – ко всему этому «наведению конституционного порядка» (все помнят, к чему это привело) и прочему.
Представители все тех же молдавских спецслужб прямо указали, что под действие «закона о сепаратизме» попадут структуры власти Приднестровья - в частности, Правительство и Верховный Совет. Но если вчитаться в положения принятого закона, то угроза может быть не только для них, а действительно и для многих других людей, в том числе не имеющих отношения ни к какой власти.
Например, в самой «тяжелой» статье «Серьезная угроза в адрес безопасности Республики Молдова» от 12 до 20 лет тюрьмы предлагается давать за «оказание помощи антиконституционному субъекту в осуществлении враждебной по отношению к Республике Молдова деятельности». Под эти понятия: «оказание помощи» и «враждебная деятельность» - можно подвести все, что взбредёт в голову молдавским силовикам. Как когда-то в советские времена все можно было подвести под известную 58-ю статью.
Или, скажем, в статье «Сепаратизм» есть часть вторая «Подстрекательство к сепаратизму». Здесь имеется в виду «распространение предметов, производство и/или распространение в различных видах СМИ материалов и/или информации, подстрекающих к сепаратизму». То есть приднестровским журналистам – сюда. Но, опять же, не только им.
Любой житель Приднестровья, который, например, выскажется в Facebook о том, что ПМР не по пути с нынешней Молдовой, или запостит приднестровскую символику, рискует получить уголовный штраф от 35 до 75 тысяч леев или даже тюремный срок до 3 лет.
Абсурд, скажут читатели. Абсурд, действительно. Но по букве принятого сегодня закона это уже возможно.
Что дальше?
А дальше Приднестровью надо думать, как реагировать на законодательные новации молдавских властей и какие, возможно, ответные меры принимать. Мы не станем здесь предвосхищать события. Очевидно, что начать нужно с детального правового анализа «закона о сепаратизме», привлечь к этому не только местных, но и российских юристов.
Наверняка серьезным образом будет поставлен вопрос и о том, как принятый закон повлияет на переговоры Тирасполя и Кишинева. В Приднестровье не раз отмечали, что он подорвет эти переговоры. Этого добиваются в Кишиневе? Некоторые симпатизанты нынешней молдавской власти - например, бывший член ОКК от Молдовы Ион Ляху, прямо говорят: «возможно, эти поправки в Уголовный кодекс были сделаны … для того, чтобы исключить переговоры с этими людьми (представителями Приднестровья)».
Владимир Дмитриев
***
«Сезон охоты на "приднестровских ведьм" открыт» - как в самой Молдове комментируют закон о сепаратизме
«Закон о сепаратизме» появился на фоне внутриполитических неудач правящей партии PAS, уверен политический аналитик Сергей Манастырлы.
Прошла неделя с того момента, как молдавский парламент принял в окончательном чтении так называемый закон о сепаратизме. Напомним, это поправки в Уголовный кодекс РМ, которые вводят наказание за: «сепаратизм», «заговор против Молдовы», «создание незаконной информационной структуры». Последние два понятия так и остались не до конца раскрытыми, как, впрочем, и многое другое в этом законе. Но ясно одно: поправки направлены против Приднестровья и его жителей, и молдавские власти этого, в общем-то, не скрывают.
«Обречен на избирательность»
При этом характерно, что особой эйфории по поводу принятия закона нет даже у самих представителей и симпатизантов правящей партии PAS (ну, за исключением Оазу Нантоя, который уже и переговорный формат «5+2» собрался отправлять «в мусорную корзину»). Депутат от PAS и вице-спикер молдавского парламента Михай Попшой в беседе с российским «Коммерсантом» признал, что поправки в УК РМ могут осложнить переговоры Тирасполя и Кишинева.
Критики «закона о сепаратизме» считают одним из его главных изъянов то, что он будет носить конъюнктурный, избирательный характер: против кого-то может применяться, а против кого-то нет. Например, в Молдове есть прорумынские унионисты, которым в соответствии с принятыми поправками прямая дорога в тюрьму по статье «заговор против Молдовы». Но нет – в PAS уже заявили, что унионисты под этот закон не подпадут.
С тем, что такая конъюнктурность выглядит дурно, вполне соглашаются и отдельные сторонники нынешней молдавской власти. Бывший советник президента РМ Петра Лучинского и политический аналитик Анатолий Цэрану, в 1998 году предлагавший подключить к молдо-приднестровскому урегулированию силы НАТО, отмечает, что «в правовом государстве закон не должен избирательно функционировать, а этот закон обречен на избирательность».
«Я не думаю, что авторы очень хорошо подумали тогда, когда пришли к выводу, что нужно сформулировать этот закон и проголосовать за него.
Для любого прокурора он большая головная боль: как возбуждать (дела), против кого возбуждать, каким образом возбуждать. Для адвокатов же это настоящее эльдорадо – там столько возможностей защитить своего потенциального клиента», - сказал Цэрану в программе "Новая неделя" на молдавском телеканале TV8.
Он добавил, что «если очень пунктуально следовать этим поправкам, то господин Серебриан (политпредставитель РМ), который завтра поедет о чем-то договариваться в Приднестровье, может запросто попасть под действие закона», а вице-премьер РМ Андрей Спыну, участвовавший в переговорах по энергоконтракту с ПМР, вообще «должен получить пожизненное заключение».
«Пришли и принесли бред сивой кобылы»
Молдавская парламентская оппозиция, прежде всего в лице Блока коммунистов и социалистов, отреагировала на принятые поправки вяло. Зато представители непарламентских партий, гражданские активисты и эксперты в выражениях не стесняются.
«Пришли эти люди (представители PAS) в парламент и принесли бред сивой кобылы. Этот закон не нужен. Он осложняет ситуацию для всех», - прокомментировал один из лидеров молдавской партии "Гражданский конгресс" Марк Ткачук.
Чуть ранее он написал авторскую колонку, где назвал себя "сепаратистом".
Ткачук согласен с тем, что новые поправки «создадут атмосферу недоверия» и «похоронят все те незначительные достижения», которых Тирасполю и Кишиневу удалось добиться за годы переговоров.
«Принятый "закон о сепаратизме" переводит общение с Приднестровьем из сферы политико-дипломатической в прокурорско-криминальную. С сегодняшнего дня 288 тысяч владельцев паспортов Республики Молдова в Приднестровье — это самые настоящие сепаратисты, заслуживающие, по мнению власти, только уголовного преследования. Сезон охоты на "приднестровских ведьм" в Молдове открыт», - сказал представитель ГК российскому "Коммерсанту".
В программе «Новая неделя» Ткачук упомянул о том, что Приднестровье продает Молдове электроэнергию «примерно на 380 тысяч долларов в день», и теперь эти деньги – «финансирование сепаратизма и антиконституционного субъекта».
Аналитический портал Regional Trends Analytics (RTA) тоже отметил, что с принятием поправок в УК РМ «переговорный процесс между Молдовой и Приднестровьем в классическом понимании последних двадцати лет де-факто разрушен». RTA не исключает, что за этим могут стоять и западные кураторы Молдовы.
Глава молдавского общественного Совета «За свободную Родину» Игорь Тулянцев назвал закон о сепаратизме «странным методом (властей РМ) расположить к себе (Приднестровье)». «Невозможно прийти и мирно о чем-то говорить, держа в одной руке пистолет, а в другой бензопилу», - сказал он в беседе с ИА "Спутник-Молдова".
По словам политического аналитика, директора Balkan Centre Сергея Манастырлы, «закон о сепаратизме» появился в том числе и на фоне внутриполитических неудач правящей партии PAS. «Экономический кризис и инфляция продолжаются. Уровень жизни в РМ снижается, никаких побед в борьбе с коррупцией режим Майи Санду не добился.
Соответственно, власть PAS и правительство вынуждены искать внешнего врага. Где-то даже его придумывать, чтобы отвлечь внимание населения от собственных катастрофических провалов в работе», - полагает Манастырлы. Он считает, что в сложившейся ситуации есть только два выхода: если «закон о сепаратизме» начнет реально применяться, это обернется конфликтом с Приднестровьем; если нет, то поправки просто останутся мертвым грузом в Уголовном кодексе РМ.
***
Приднестровье просит защиты
Приднестровье и Молдова обменялись «перепасовками»: от кишинёвского «закона о сепаратизме» до Заявления Верховного Совета ПМР.
Пленарное заседание сессии Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики завершилось 8 февраля 2023 года. На нём, как и ожидалось, выступил глава нашего МИДа Виталий Игнатьев, который сделал упор на том, что, не выполняя ранее достигнутых соглашений, власти Кишинёва фактически бьют по переговорному формату «5+2», так как в этом формате все решения, во-первых, принимаются консенсусом; во-вторых, ранее между Кишинёвом и Тирасполем подписывались документы, закрепляющие неприменение санкций и иных мер давления друг против друга.
Попытки начать уголовное преследование за инакомыслие, за волю народа самому решать свою судьбу, говорить на родном языке есть «грубейшее нарушение прав и свобод человека».
Официально Кишинёв из переговоров не выходит, но отказывается встречаться на высшем уровне и решать насущные проблемы. К тому же нынешняя власть РМ вооружает страну, а её представители и сторонники ставят под сомнение в своих высказываниях конституционный нейтралитет Молдовы. Укрепляются быстрыми темпами контакты с НАТО.
Это крайне беспокоит Приднестровскую Молдавскую Республику.
Что касается часто высказываемого желания властей РМ изменить миротворческий формат и заменить воинов России, Приднестровья и Молдовы на некую миссию «гражданских наблюдателей», то, напомнили на сессии, в соответствующих документах давно зафиксирована абсолютная невозможность любого изменения миротворческого формата до нахождения формулы политического урегулирования. Очевидно, что Приднестровье и Россия, подчеркнул министр Игнатьев, на иной подход согласия не дадут.
Министр допустил, что могут быть какие-либо односторонние действия Кишинёва «за рамками круглого стола»; вероятность попыток слома миротворческого формата «крайне высока».
Вице-спикер ВС ПМР Галина Антюфеева (она же председатель парламентской Комиссии по внешней политике) заявила, что на Приднестровье оказывается «огромное давление», но для всех нас (включая органы власти) на первом месте стоит «защита прав наших граждан».
Заявление было принятое единогласно!
Республика выступает за переговоры, за работу формата «5+2», а права своих граждан будет защищать!Приднестровье выстоит!
Андрей Сафонов
Запас прочности
Ну приняло соседнее государство закон о сепаратизме. Приднестровье может такие же поправки принять в Уголовный кодекс против Молдовы.
Мы живём в своём государстве.
Обращение приднестровских депутатов к странам гарантам и наблюдателям о новых нарушениях прав людей,направлено на защиту своего многонационального народа. Кишинев готовился к этой акции устрашения 5 месяцев, рассчитывая запугать властные структуры ПМР и всё население.
Да, это факт, единственной "дорогой жизни" сейчас у нас осталась только с Молдовой. Граница с Украиной закрыта наглухо и возможно надолго,пока мировые игроки (Россия и США) не поделят Украину пройдя силовое противостояние.
В этих условиях Кишинев может начать пробовать на практике статьи применения закона о сепаратизме.
Но могут последовать и ответные шаги со стороны Тирасполя,что создать напряжённую обстановку.
Прекрасно понятно, зачем и кому это надо в хрупком балансе мира на берегах Днестра.
Запас прочности у приднестровцев очень сильный. Это показывают, те испытания какие они проходят уже 33 год со дня восстановления своей второй государственности.
В наши дни, то что происходит в Молдове,ещё раз доказывает,что путь выбранный в 1989 году был единственно правильный и исторически оправданный.
Через год - два увидим,что будет вокруг нас и внутри Молдовы.
Мир меняется на наших глазах очень быстро и уже не будет таким,каким был ещё три года назад!
Владимир Реутов
10.02.23
Источник: vk.com