|
НОВОРОССИЯ
Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,
ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ
Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,
ЛЮДИ
Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,
СОБЫТИЯ
Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,
ОРГАНИЗАЦИИ
Антимайдан,
УКРАИНА
Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,
ДНР
Горловка Дебальцево Ясиноватая
В МИРЕ
Вооруженные конфликты Новости Белоруссии Новости мира Постсоветских пространство Цветные революции
|
|
|
|
|
2022-09-10 10:42 |
|
|
Антимайдан Украина |
Сейм Латвии утвердил автокефалию Латвийской православной церкви. Тем самым парламент республики нарушил нормы не только церковного, но и международного права. Духовенство говорит о произволе, который может повлечь серьезные последствия. Законопроект, поддержанный сеймом Латвии в четверг, подал президент Эгилс Левитс всего за три дня до голосования. Согласно документу, Латвийская православная церковь Московского патриархата со всеми епархиями, приходами и учреждениями становится независимой от власти какой-либо церкви за пределами страны. Как пояснил глава республики, в "демократическом и правовом государстве нашим православным нужна самостоятельность". Парламентарии в свою очередь отметили: "Такое решение отвечает интересам <…> всего общества и национальной безопасности". Фактически же с принятием поправок ЛПЦ приобретает автокефальный статус: то есть действует абсолютно без оглядки на Москву. Сейчас, например, ее главу назначает патриарх. Он же утверждает устав. Все потому, что православная Латвия с середины XIX века входит в состав РПЦ. До революции структура называлась Рижской епархией. После 1917-го местный архиепископ Иоанн (Поммер) стал просить о "самостоятельности в делах внутреннего управления". Патриарх Тихон прошение удовлетворил и подписал в 1921-м соответствующий томос (специальная грамота). Позже подключились светские власти — приняли закон о статусе церкви. Президент Латвии Эгилс Левитс В 1936-м преемник Иоанна захотел перевести ЛПЦ в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Но большинство поместных церквей выступило против. А в 1940-м после присоединения Латвии к СССР местная структура вернулась в Московский патриархат — на правах обычной епархии. После распада Советского Союза синод РПЦ вернул ей самоуправляемый статус. То есть все административные вопросы духовенство решает самостоятельно — на соборе или синоде. Вышестоящая инстанция в лице Русской церкви лишь утверждает постановления. Такой расклад устраивал и светскую Ригу, которая за 30 лет ни разу не вмешивалась в церковные дела. Не было и враждебной риторики в адрес ЛПЦ Московского патриархата, в отличие от заявлений соседней Эстонии, например. Притом что местная православная община куда более многочисленна, чем у соседей, — около 16 процентов населения. Поэтому решение властей об автокефалии стало для верующих неожиданным. Президент страны в свою очередь настаивал, что ничего нового в законе нет. По сути, уверял он парламент, это возврат к правовым нормам 1920-х. Епископ Рижский Иоанн (Поммер) Однако в РПЦ указали главе государства на неточность в терминологии. "В законе о положении Православной церкви, <…> который упоминается в заявлении президента Латвии, речь шла о "правах самоуправления и самоопределения". Но это не был статус автокефалии (который гораздо выше и значимее. — Прим. ред.)", — заявил советник патриарха Московского протоиерей Николай Балашов. Кроме того, добавил он, самоуправляемый статус у ЛПЦ уже и так есть. Это подтверждено томосом патриарха Алексия II. Таким образом, продолжает священник, Левитс "принимает решение об "автокефалии" с совершенно ложными историческими ссылками". "Имея автономию в своих церковных делах, пользуясь полной свободой внутреннего самоуправления, Латвийская православная церковь сохраняла и сохраняет духовную связь со всей полнотой Русской православной церкви, не отсекается от нее", — заключил протоиерей. К тому же в патриархии обратили внимание, что по латвийским законам церковь отделена от государства. Поэтому принятый сеймом документ — "антиконституционное вторжение государственной светской власти" в религиозную сферу. Рижский кафедральный собор Рождества Христова Поэтому вопросы об административном и каноническом статусе, добавляют в РПЦ, находятся в компетенции самих верующих. "Решение о предоставлении Латвийской церкви автокефалии может быть принято исключительно матерью-церковью, то есть Московским патриархатом", — поясняют там. Однако Латвия — далеко не первый пример того, как светские власти сами решают вопрос об автокефалии. Так в 1967-м Македонская церковь с подачи властей провозгласила независимость от церкви-матери (Сербской) без согласия последней. Долгое время ее считали маргинальной в православном мире — совершенные ее служителями обряды не признавали действительными. Раскол преодолели лишь в мае 2022-го, когда сербы издали томос об автокефалии македонян. Аналогичным образом развивались события на Украине, вызвавшие масштабное разделение в христианском мире. В 2018-м по инициативе президента Петра Порошенко была образована Православная церковь Украины. Позже Константинопольский патриархат выдал ей томос об автокефалии. РПЦ же не признала новую структуру, назвав ее раскольнической. Эксперты отмечают, что прецедент с латвийским законопроектом — нонсенс даже для европейского сообщества. Митрополит Рижский и всея Латвии Александр "Это явное противоречие всем нормам, принятым в международном праве. Ведь один из принципов религиозной свободы — невмешательство государства во внутреннее управление и соблюдение определенной автономии религиозной организации", — поясняет заместитель директора Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин. Удивительно, добавляет он, что до сих пор не последовало реакции от Евросоюза. "Интересно, что на недавнюю историю с шенгенскими визами Брюссель отреагировал — расценил ее как дискриминацию по национальному признаку. А явное вторжение светских властей в дела Латвийской церкви религиозным ущемлением пока не назвал". По мнению религиоведа, решение сейма разрушительно и для самой страны. "Президент и парламентарии утверждают, что поправки в закон благоприятны для национальной безопасности, — продолжает эксперт. — Получается, ЛПЦ до этого была угрозой для государства? На мой взгляд, это оскорбляет самих верующих". Впрочем, действия властей укладываются в общую для Прибалтики тенденцию. Так, еще весной об отделении от Москвы заговорили в Виленско-Литовской епархии. Поводом стала попытка пятерых местных священников создать в Литве параллельную церковную структуру, подчиненную Константинополю. В итоге вопрос о статусе местных общин будет обсуждать специальная комиссия РПЦ. Рижский кафедральный собор Рождества Христова на улице Бривибас в Риге "Примечательно, — подчеркивает Лункин, — что переход в юрисдикцию Фанара поддержала премьер-министр. Однако духовенство выбрало другой путь: не связываться с властью, а действовать в рамках канонов". В Латвии же, продолжает он, решили поступить более радикально — сразу утвердить автокефалию. Возможно, отчасти этому способствовало то, что глава ЛПЦ митрополит Рижский Александр, вторя властям, открыто выступил против действий России на Украине. "Однако есть серьезная опасность: если митрополит Александр все-таки решит сохранить верность Московскому патриархату, его паства имеет все шансы уйти в настоящее подполье", — допускает религиовед. В таком случае властям будет довольно легко объявить церковь вне закона. А затем начать гонения.
Источник: ria.ru
|
|
|
|
|
|