Недавно я вернулась из отпуска. Половина отпуска, а это целых 2 недели, я провела на Донбассе. С самого начала спецоперации было дикое желание увидеть всё своими глазами, поговорить с местными жителями, кто жил все эти 8 лет под бомбежками. Сразу скажу, что телевизору на 100% я не доверяю, стараюсь включать критическое мышление и подвергаю сомнению каждую новость. Поэтому вопрос "ехать или нет" даже не стоял.
После пересечения границы Россия-ДНР внутри моментально появляется чувство тревоги. Осознаешь, что ты на территории, где идет война и сразу кажется, что снаряд может прилететь в любую секунду. Еще больше настораживает постоянно встречающаяся по дороге различная военная техника. Это потом уже не удивляешься ничему: ни людям в военной форме, ни машинам защитного цвета, ни звукам. Звуки. Наверно, для меня это было самое жуткое. Даже если ты находишься дома, даже если перед твоими глазами ничего не происходит, ты не видишь место взрыва, место прилета, не видишь осколков, не видишь разрушений - от звуков не спрятаться никуда. Они всегда преследуют тебя. И не слышать их просто невозможно. Можно только не обращать на них внимание. Что и делают местные.
В первый раз, когда я услышала звуки обстрела, я огляделась по сторонам. Люди даже ухом не повели. Когда я спросила: «У вас всегда так?» Мне ответили: «Сегодня еще спокойно». Что значит неспокойно, я поняла через неделю, когда наши продвинулись ближе к Авдеевке. Вот тогда казалось, что танки стреляют не в 20 км от города, а прямо на площади Ленина. Но я не паниковала. Было бы глупостью метаться из стороны в сторону с криками «Мы все умрем!», когда окружающие люди продолжали идти по своим делам, не меняя траектории движения. Вот они реалии современного Донецка.
Но если в центре города еще встречаются люди, машины, собаки, то Киевский район Донецка напоминает кадры из фильма про апокалипсис: пустые улицы, пустые дороги, здания с выбитыми стеклами от взрывной волны - зрелище жуткое. Киевский район чаще других подвергается обстрелам со стороны ВСУ. Но даже здесь еще где-то живут люди на свой страх и риск. И здесь развенчалось моё очередное сомнение: когда я слышала по новостям об обстреле жилого района Донецка, меня посещала мысль, что может все-таки там есть военные или склады с оружием, ведь зачем-то украинцы бьют туда… Но нет! Ни военных, ни складов, ни военной техники там нет! Только мирное население.
На мой вопрос местному жителю, зачем украинцы бьют по мирным, я получила ответ: «Они просто нас ненавидят». А потом я спросила: «А у вас есть ненависть к обычным людям, кто на той стороне?» И мне ответили: «Нет, там такие же обычные люди, как и мы. И не все поддерживают то, что происходит на Донбассе. У многих там есть родственники, они всё понимают. А те, кто поддерживает киевскую власть, так они на самом деле даже не знают, что здесь происходит. Им же по телевизору это не показывают». По украинскому ТВ показывают одно: «Донбасс захвачен сепаратистами при поддержке России, а доблестные ВСУ освобождают бедное угнетенное население от оккупации».
Я познакомилась с Юлей. Юля-волонтер из Ясиноватой, небольшого городка в 25 км от Донецка. Ясиноватая находится на линии фронта. Каждый день под обстрелами Юля развозит на своей машине гуманитарную помощь нуждающимся людям. Как правило, это одинокие старики, дети которых эвакуировались из прифронтового города. И Юля, как неравнодушный житель, просто не может пройти мимо чужой беды. Помощь волонтеры собирают из разных мест. Это и пожертвования обычных людей, и помощь администрации города, пожертвования от военкоров, представителей церкви, депутатов и общественных деятелей РФ. Фуры гуманитарной помощи приходят из Челябинской области.
Юля посвятила волонтерству всю себя. Ее день начинается с формирования продуктовых наборов. Получив гуманитарную помощь в коробках, Юля у себя дома расфасовывает продукты по пакетам. Поэтому иногда Юлин дом напоминает склад. Но если с продуктами дела обстоят более-менее, то намного сложнее с лекарствами. Все старики нуждаются в каких-либо медикаментах. А их иногда даже в аптеке нет. Приходится волонтеру ехать в соседнюю Макеевку, это при условии, что есть пожертвования и есть возможность закупить самое необходимое. Вот в этом нелегком деле я и помогала Юле все дни нахождения в ДНР. А параллельно ведя с ней разговоры о жизни на Донбассе, искала ответы на свои вопросы.
Как-то раз ,проезжая с Юлей мимо местного дворца культуры, я увидела огромный портрет президента РФ Владимира Путина. Спрашиваю у Юли: «Юля, вы же отдельная независимая республика, почему у вас висит портрет нашего Президента?» На что Юля ответила: «Плакат висит здесь с 2014 года, и зря ты думаешь, что Путин только ваш….» К слову, во всех кабинетах администрации города портрет Путина висит рядом с портретом главы ДНР Денисом Пушилиным. Также как и флаги России. Они везде. И рядом с флагами ДНР, и отдельно. И вообще чувство патриотизма как-то здесь обостряется. Гражданские машины с наклейками Z, баннеры «Россия здесь всегда». Юля как-то в разговоре сказала: «Ты знаешь, мы здесь на Донбассе больше патриоты России, чем вы там у себя дома». Без комментариев…
Донецк поразил меня своей чистотой, не смотря на то, что идет война, и каждый день есть прилеты. Люди, кто остался в городе, стараются жить обычной жизнью. В центре работают кафе, магазины, но сильно усложняют жизнь перебои с электричеством и водой. В один день снаряд попал в насосную станцию, город был без воды 5 дней. Потом починили. А на следующий день опять прилет. И опять без воды несколько дней. Но если в Донецке хоть изредка вода бывает, в Ясиноватой её нет совсем. Люди уже привыкли, у всех дома стоят пятилитровки и ведра с водой. Помимо продуктов волонтеры и администрация города развозят людям питьевую воду.
Та же беда и с электричеством. Прилетает снаряд, перебивает линию. Рабочие выезжают на место аварии. Порой восстановительные работы проходят под очередным обстрелом, а это между прочим не военные, и не МЧС. Это обычные коммунальные работники. И вот линия восстановлена. А на следующий день снова прилет. И так по кругу.
Все по-разному переживают тяжелые жизненные условия. Как-то привезли гуманитарную помощь уже немолодому мужчине. У него лежачая мать, ей 90 лет. Мужчина улыбался, пытался шутить и просил нас, чтобы мы были осторожней, передвигаясь под обстрелами. А однажды приехали к бабушке. За 15 минут до нашего приезда, в дерево возле ее дома прилетел снаряд. Осколок попал в газовую трубу, и пошла утечка. Навстречу нам вышла старушка, начала плакать и причитать, что в доме ни одного целого окна. Я прошла в дом, и правда. Осколки стекол повсюду. Я посмотрела на старую женщину и поняла, она плачет не от горя от причиненного ущерба, а от усталости от такой жизни. Нервы сдают у многих.
Другая старушка требовала, чтобы ей поставили укол, от которого она умрет, потому что жить она больше не хочет. А одна многодетная мама, взяв от нас пакет с продуктами и лекарствами, спросила: «А у вас есть что-нибудь успокоительное?» Юля, зная, что у нас лежит в коробке с лекарствами, отвечает: «Из успокоительного только пустырник, но в нашей ситуации вам он вряд ли поможет…», «Дайте хотя бы пустырник»- вздохнула женщина.
Другой местный житель, который не покидает Ясиноватую все 8 лет войны, сказал: «Интересно послушать, как у вас там мирная жизнь проходит»… как-то эта фраза резанула мне слух. У вас там мирная жизнь… будто голос с другой планеты, из другой реальности, из другого мира. А ведь Донецк не так далеко на самом деле.
Вообще, мне было бы любопытно встретить на Донбассе человека, кто поддерживает Украину. Послушать его мнение, подискутировать с ним. Но таких людей я не встречала. Были люди, кто говорил, что наконец-то Россия пришла, 8 лет ждали. 8! Великая Отечественная длилась без малого 4 года. А здесь 8!
И все твердят в один голос «Мы очень хорошо жили до 2014 года. А потом майдан… И кому только нужен он был, этот майдан» Вопрос риторический…
Но несмотря на все трудности и непрекращающиеся обстрелы, Донецк прекрасный город, где цветут розы. Цветут вопреки всему ,что происходит вокруг. Я с легкостью представляю этот город без войны, эти улицы, полные людей и машин, как кипит в этом городе жизнь. И мне нравится этот город.
И Ясиноватая, этот многострадальный городок. Город, который находится на линии огня на протяжении 8 лет. На долю небольшой Ясиноватой выпали неимоверно тяжелые испытания. И даже там люди пытаются жить. И верят, что скоро, совсем немного осталось, и город заживет как раньше. И заработает крупнейшая железнодорожная станция Донбасса со своим красивейшим вокзалом. И на полную мощь возобновит производство Машиностроительный завод, гигант промышленности ДНР. И всё будет хорошо. И люди вернутся в свои дома. И станет город еще прекрасней, чем он был. Так и будет!
Я вернулась домой, но меня не покидает странное ощущение, что настоящая реальная жизнь не здесь, где мир и стабильность, а там, на Донбассе, там, где война. Хотя многие бы как раз и не назвали это жизнью, скорее выживанием. И долго не могла понять, почему так.
А потом поняла. Мы здесь, словно в каком-то нелепом сне, в котором не ценим то, что имеем, не наслаждаемся мирной жизнью, постоянно чем-то недовольны, и вместо того, чтобы встать и попытаться сделать мир хоть чуточку лучше, ругаем всех, кого только можно: власть, родителей, соседей, педагогов. А там люди радуются, если из крана бежит вода. Если ночью не было обстрела и удалось поспать. Искренне радуются успехам и продвижениям наших военных, потому что от этого напрямую зависит их жизнь. И только представьте, как эти люди будут радоваться, когда всё закончится и наступит мир на Донбассе. А у нас многие в спячке! Так может уже пора проснуться?
Автор Анна Скиба
Источник: vk.com