13 июля во французском издании «Политик энтернасьональ» вышла серия интервью, посвященных вопросам урегулирования вооруженного гражданского конфликта в Донбассе, в частности с заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дминтирием Козаком. Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин также ответил на вопросы независимого журналиста Натальи Руткевич.
– Почему свержение президента Януковича, произошедшее 22 февраля 2014 года, вызвало столь масштабное и интенсивное протестное движение на юге и востоке Украины?
– Зимой 2013-2014 годов я был на майдане в Киеве. Я собственными глазами хотел увидеть акции протеста. Увиденное меня не особенно радовало: разнузданная толпа, не знающая никаких ограничений, одичание и чувство всемогущества…
Было очевидно, что народ Донбасса не может поддержать это движение. Мы всегда были близки к России, к традиционным ценностям Русского мира. Цели «евромайдана» были нам по большей части чужды, в особенности после появления в рядах протестующих сторонников «Правого сектора» (организация запрещена в ДНР – прим. ред.) с их ультранационалистическими лозунгами, такими как «Украина для украинцев» или «Украина превыше всего».
Жители нашего региона вышли на улицы сразу после переворота в Киеве 22 февраля 2014 года. Тем более что на следующий день Радой был принят закон, согласно которому украинский язык становится единственным официальным языком государства, что исключает русский.
На Юго-Востоке это сочли оскорблением, посягательством на права русскоязычного населения. Помимо Донецка и Луганска, народные волнения охватили Харьков, Запорожье и Одессу – повсюду люди требовали, чтобы Киев учитывал их интересы. Плакаты демонстрантов гласили: «Донбасс – это Россия», «Русский язык – наш родной язык» и «Донбассу нужен референдум». Они надеялись отстоять свои права, по крайней мере, в нашем регионе, но Киев не уступил…
– Референдумы о независимости, проведенные в мае 2014 года в ДНР и ЛНР, не были признаны ни одним государством. В то же время чрезвычайно высокая явка и подавляющее большинство голосов «за» вызвали подозрения у наблюдателей… Как можно объяснить такое единодушие?
– Основной причиной такого единодушия является агрессивная политика Киева по отношению к Донбассу, которая берет свое начало еще до 2014 года. Важно понимать, что здесь мы всегда считали себя русскими. После распада СССР регион так и не стал украинским, хотя в течение 23 лет подвергался насильственной украинизации. Все рекламные объявления должны были быть только на украинском языке, демонстрируемые в кинотеатрах фильмы дублировались на украинском, а школ, где преподавание велось на русском языке, становилось все меньше и меньше.
После февральского переворота 2014 года, который не сулил нам ничего хорошего, терпение жителей Донбасса достигло предела. Мы провозгласили Донецкую Народную Республику 7 апреля и назначили дату референдума. Несколько дней спустя исполняющий обязанности президента Украины Турчинов начал против нас «антитеррористическую операцию» – это фактически означает, что армия была направлена на подавление гражданского населения! Это было нарушением всех международных стандартов и Конституции Украины. В Основном законе четко сказано, что украинская армия может быть использована только против внешнего агрессора, но не против собственных граждан. Так началась гражданская война.
– Трагедия в Одессе, по-видимому, оказала сильное влияние на умонастроения сторонников отделения…
– Безусловно, хотя это было не единственное трагическое событие того периода. Кратко напомню о событиях: 2 мая в Одессе промайдановские радикалы расправились с 48 противниками переворота. Большинство из них были сожжены заживо в Доме профсоюзов; 250 человек получили ранения. Неделю спустя, в День Победы в городе Мариуполе боевики «Правого сектора» (организация, запрещенная в ДНР – прим. ред.) применили танки против мирных жителей, отмечающих этот очень важный для нас праздник, убив более 20 человек.
Столь вопиющее насилие, которого не знала недавняя история страны, ознаменовало собой точку невозврата для жителей Донбасса. Именно этим объясняются безоговорочные результаты референдума. Большинство моих сограждан не захотело жить в такой стране и делить отечество со своими мучителями.
– Кто такие жители Донбасса? Речь идет об этических русских, об украинцах, которые говорят в основном на русском языке, или о людях, обладающих особым национальным самосознанием?
– Донбасс сформировался как промышленный центр Российской империи. В нынешнем году исполняется триста лет этой промышленной революции. Именно в 1721 году русский рудознатец Григорий Капустин разведал месторождения угля в Воронежской губернии. С этих шахт и началось промышленное освоение региона.
В последующие десятилетия шахты Донбасса привлекали множество работников из всех уголков Российской империи, а затем и Советского Союза. Люди, которые осели здесь, имеют особый склад: это сильные личности, которые не боятся тяжелой работы в сложных условиях и любят рисковать.
Возьмем, к примеру, мою семью. Предки моего отца происходили из окрестностей Воронежа, а матери – из Узбекистана, который тогда был частью Советского Союза. Донбасс многонационален: люди с самыми различными корнями живут здесь в мире; здесь никогда не было вражды и распрей между представителями многочисленных этносов, населяющих регион. Русский язык и культура были тем цементом, который скреплял нас вместе. Многие греки, евреи, татары, проживающие в этих краях, считают себя русскими; мы все сформировались в этой культуре.
Это промышленный регион, который всегда гордился своими успехами. Перед началом конфликта 23,3% экспорта Украины обеспечивал Донбасс, который вносил наиболее весомый вклад в ВВП Украины.
Источник: vk.com