Фейки около Победы . Олег Никифоров об информационной «холодной войне».

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 


2021-05-10 22:51


Постсоветских пространство. Новости государств бывшего СССР, Антимайдан Украина, Антимайдан,

Олег Никифоров об информационной «холодной войне».

Информационная «холодная война», развернутая геополитическими соперниками России в последнее десятилетие, проявляет себя в разных ипостасях. То «кривит рот» в выпусках новостей, то истерит о «военной эскалации» на юго-востоке.

Увы, она затрагивает и историю Второй мировой, крайне трагические и болезненные для миллионов простых людей события.

Ведь это так просто: взять факт, опросить эксперта с громким званием, назвать пару-тройку документов, содержание которых не будет проверять читатель-слушатель, и сенсация готова. Разоблачение попадает в Сеть, обсуждается доморощенными историками и приобретает славу подлинника. Всего три примера – и механизм «лепки» фейковых открытий становится очевидным…

В 2015 году киевское издательство «Дулiби» опубликовало книгу американского историка Т. Снайдера «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным». Красной нитью через все повествование тянулась идея о том, что нацистский и сталинский режимы были абсолютно идентичны между собой. Мало того, преступления Третьего рейха были не чем иным, как калькой с деятельности коммунистического Правительства СССР.

Анализ, который проводил автор, затрагивает странные временные рамки – 1933 — 1945 годы, когда, по мнению автора, Германия и иные страны Восточной Европы стали испытывать серьезные проблемы. Удивительно, ведь с ними регион столкнулся еще в период Первой мировой войны.

Настроение повествования становится понятным, когда Снайдер вступается за польских националистов, таких как Роман Дмовский, действовавших в Польше в 1920 — 1930-е годы. В его изложении они выступают прогрессивными героями времени. Напротив, представители партизанского антифашистского движения предстают как провокаторы, действия которых приводили к ответным ходам немцев.

Полностью игнорируются влияние того же Дмовского на всплеск расового антисемитизма в межвоенной Польше и имевшая место «фашизация» стран Восточной Европы, к 1937 году оказавшихся под влиянием итальянского и немецкого разновидностей фашизма и создавших свои диктатуры. Подобного рода правительства действовали в описываемых Снайдером Литве («Союз таутининков» Анатанаса Сметоны), Латвии («15 мая» Карлиса Ульманиса) и Эстонии («Эпоха молчания» Константина Пятца), но особенно – в Польше, в чей состав входили тогда «восточные крессы» – земли Западной Украины.

И без всякой «коммунистической угрозы» здесь действовали откровенно правые националистические организации фашистского толка. Скорее, на их формирование повлияли итоги Версальского мирного договора с их государственно-территориальной и финансово-экономической реконструкцией. И они же привели к появлению нацменьшинств во всех странах Восточной Европы.

Та же Польша, вступившая под знамена Юзефа Пилсудского, вынашивала планы по сотрудничеству с нацистской Германией еще в 30-е годы. В 1934-м глава МИДа Ю. Бек подписал «санацию» пакта о ненападении с гитлеровским правительством. Через четыре года Польша примет участие в разделе Чехословакии, захватив у последней Тешинскую область. У Снайдера об этом нет ни слова…

Равно как и у автора статьи «Как Сталин с Гитлером Европу делили: 80 лет Пакту Молотова – Риббентропа» Ростислава Ходина, увидевшей свет в августе 2019-го. В тексте материала есть такая фраза: «Два тирана – Адольф Гитлер и Иосиф Сталин – в 1939 году стали союзниками и развязали Вторую мировую». Ссылаясь на секретный протокол к подписанному в августе 1939 г. договору о ненападении между Германией и СССР, автор заявляет, что тот «предусматривал сферы влияния и разделение Восточной Европы между нацистской Германией и коммунистическим СССР», и заявляет об СССР как об одном из инициаторов Второй мировой.

Беда в том, что за пределами материала остается важный факт: практика заключения подобного рода договоров была характерна для абсолютно всех стран Европы и мира того времени. Вплоть до 1945 года и образования ООН в Европе действовали нормы «старого» договорного права (delegata), которым соответствовали действия Москвы, включая 17 сентября 1939 г. и подписание протокола о разделе сфер влияния.

Что получал Советский Союз? В его состав вошли территории, которые были отвергнуты от него «силой оружия» в результате советско-польской войны 1920 года по результатам Рижского договора. Это были территории Западной Украины и Западной Белоруссии, те самые «восточные крессы».

Парад войск Белорусского военного округа в честь присоединения Западной Белоруссии к СССР. 1939 г.

Автор говорит следующее: «Сталин оправдывал оккупацию восточных территорий Польши «заботой» об этнических украинцах и белорусах, которые там были в большинстве. Но массовые репрессии и депортации из украинской Галичины в Сибирь, которые начались после прихода Красной армии, указывают, что Сталин в сентябре 1939 года, скорее, имел целью передвижение границ, расширение границ советской империи».

Так ли это, можно понять, если изучить, что происходило на территории «восточных крессов» в то время. Действительно, украинцы и белорусы в качестве национальных меньшинств до этого момента подчинялись Польше. Придя к власти (1930 — 1935 гг.), польский диктатор Пилсудский сначала распустил парламент (1930 год), а затем, с 1933-го, начал реформы по «полонизации» «восточных крессов», включая отмену договоров по защите нацменьшинств и арест глав украинских националистов. В этот же период Бек подписывает уже упомянутый «санирующий» договор с Германией.

В статье нет указаний на решение Пилсудским «еврейского вопроса», спровоцировавшего бойкоты еврейского бизнеса. Равно как и упоминаний о погромах 1935 — 1936 годов, приведших к еще более жестокому насилию в 1937-м. В итоге на территории «крессов», включая Галичину, к моменту вхождения в Советский Союз проживало огромное количество националистов. Можно предположить, что «депортации» отчасти были вызваны и этим фактом.

Женщины на демонстрации в честь присоединения Западной Белоруссии к СССР. Гродно. 1939 г.

Если посмотреть на хронологию сотрудничества нацистской Германии со странами Европы, то Советский Союз окажется в конце списка. Он был последним, кто решился на этот шаг уже после срыва Англией и Францией переговоров. К слову, в неподписание соглашения между тремя странами внесла свою лепту и Польша, категорически отказавшаяся пропускать советские войска через свою территорию при необходимости поддержки Франции. Говорить в этом случае о провоцировании Второй мировой Сталиным по меньшей мере нелогично.

Наконец, еще один исторический фейк, связанный с громкой и трагической историей провала Варшавского восстания 1944 года. В радиопрограмме «Эха Москвы» от 24 августа 2019 года, посвященной этому событию польской истории, было взято интервью у замдиректора музея Варшавского восстания Павла Укельского. По мнению гостя студии, советские официальные историки игнорировали факт «существования Армии крайова», «советские войска не помогли восстанию», а «Сталин задержал наступление, которое шло на запад, на правом берегу Вислы».

Варшавское восстание.

Увы, но первый же факт не выдерживает проверки документами: информацию о происходивших в польской столице событиях можно найти в воспоминаниях маршала К.К. Рокоссовского. К слову, там же говорится и о причинах поражения – неудачном выборе времени и невозможности 1-го Белорусского фронта помочь полякам. Попробуем разобраться.

Варшавское восстание.

Известно, что организаторами Варшавского восстания ставилось несколько задач. А точнее, разгромив немецкий гарнизон в городе, они хотели провозгласить власть в Варшаве находившегося на тот момент в Лондоне эмигрантского правительства и заставить СССР признать т.н. «восточные крессы» польскими.

Просить о помощи советские войска, разумеется, изначально никто из них не собирался. Мало того: восстание началось после получения ложной информации о якобы появившихся советских войсках в предместье Варшавы – Праге. Прибывший на переговоры 31 июля 1944 года (за день до начала восстания) в Москву руководитель польского эмигрантского правительства С. Миколайчик ничего не сказал ни Молотову, ни Сталину о готовящемся восстании.

Варшавское восстание.

Тем временем уже в конце июля 1944 года ход советской операции «Багратион» замедлился. Красная армия несла существенные потери в личном составе, бронетехнике, тылы растянулись до 500 км. Причиной было отчаянное сопротивление немецкого командования, отчего немедленного штурма столицы на берегу Вислы советским командованием не предусматривалось. Ставилась задача форсирования Вислы и взятия Праги, но гитлеровцы ввели в бой под Варшаву четыре отборные немецкие и венгерскую танковые дивизии. В итоге советским войскам пришлось отступить на 30 – 40 – 100 км.

Командование Армии крайовой явно не ожидало такого развития событий. Когда Миколайчук попросил о помощи, советское руководство пообещало восставшим оружие, но о штурме Варшавы речи не шло ни со стороны организаторов восстания, ни со стороны Сталина. О тяжелом положении войск Армии крайовой было известно заранее, что не помешало командованию АК и польским СМИ в Лондоне уже 3 августа развернуть настоящую антисоветскую информвойну.

Варшавское восстание.

В их сообщениях говорилось о «тишине» на советском фронте, «сознательной остановке» наступления, «демонстративном» прекращении боев под Варшавой и стремлении «Советов» погубить восстание и уничтожить АК. Такое отношение не понравилось Главнокомандующему Сталину, и Варшавское восстание получило резко негативную оценку.

При этом советская сторона продолжала оказывать участникам регулярную помощь в виде сбросов вооружения и военных грузов в столичные районы с 13 по 30 сентября 1944-го. Конечно, кардинально изменить обстановку в Варшаве они не могли, лишь облегчить положение поляков. Эксперты отмечают, что при выбранных датах и обстановке военное поражение восставших было неизбежным.

…Только несколько публикаций в море информации, которая выплескивается на неподготовленные умы. И здесь достаточно помнить, что история – это не байки, а наука, где каждое слово профессионала подкрепляется документально. И двух мнений здесь быть не может.

Олег НИКИФОРОВ.


Источник: znamkaluga.ru